Рубрики

Виды образовательных программ: описание, особенности и классификация

Разные виды образовательных программ направлены на формирование культуры личности, ее успешной адаптации к жизни в обществе. При этом у школьников создается база для правильного подбора и освоения профессии.

Учебные программы

Виды образовательных программ школы включают в себя:

  • дошкольное;
  • общее начальное;
  • основное общее;
  • полное (среднее) образование.
дополнительное образование

Предназначение профессионального образования

Такие виды образовательных программ способствуют последовательному повышению общеобразовательного и профессионального уровня подготовки специалистов определенной квалификации.

Они включают несколько ступеней:

  • начальное;
  • среднее;
  • высшее;
  • послевузовское профессиональное образование.

Обязательный минимум

Все виды образовательных программ содержат перечень тех умений и навыков, которыми должны овладеть школьники или студенты после завершения курса. Нормативные сроки реализации учебных программ устанавливаются типовыми положениями об образовательных программах, базовыми законами, ФГОС нового поколения.

стандартные программы в школе

Классификация

Все виды образовательных программ делят на основные и дополнительные. Основным отличием между ними являются образовательные стандарты. Любые виды дошкольных образовательных программ направлены на удовлетворение различных образовательных стремлений личности. Именно такие программы взаимосвязаны с образовательными услугами.

В настоящее время в отечественной системе образования существует множество разновидностей учебных программ. Их содержание определяется учебным заведением, педагогическими работниками, учитывая примерные планы и программы, рекомендованные министерством образования и науки РФ.

Есть и определенные виды адаптированных образовательных программ, предназначенных для детей, имеющих ограничения по здоровью.

Помимо традиционных (классических) программ и методик, в настоящее время в российских школах педагоги используют в работе авторские экспериментальные программы. Учителя имеют право самостоятельно выбирать темы, содержание, объемы подобных программ, разрабатывать новые методики работы, которые будут соответствовать по содержанию ФГОС по конкретной учебной дисциплине.

В пояснительной записке указываются основные виды деятельности образовательной программы, варианты проверки знаний и навыков, требования к выпускникам.

В основном подобные программы применяются во внеурочной деятельности. Они предназначены для углубленного изучения каких-то отдельных тем.

Среди новых веяний в системе образования – виды образовательных программ для детей, направленные на вовлечение подрастающего поколения в проектную и исследовательскую деятельность.

учебные пособия для работы

Программа клуба «Поиск»

Она предполагает выявление, работу с одаренными школьниками, направлена на максимальное раскрытие и формирование будущей научной элиты с учетом индивидуально-топологических особенностей личности. Ребята, вовлеченные в данную дополнительную образовательную программу, получают навыки работы с научными материалами, учатся формулировать проблемы исследования, определять задачи работы, выявлять оптимальные методики для работы, разрабатывать собственные проекты. В рамках деятельности в клубе «Поиск» школьники получают также навыки ведения научной дискуссии.

Учитывая, что работа по данной дополнительной программе ведется в индивидуальной и групповой форме, наполняемость группы не превышает 15 человек.

Курс рассчитан на 69 часов, предназначен для обучающихся 9-11-х классов. В программе предполагается три основных этапа:

  • подготовительный;
  • основной;
  • заключительный.

Среди отличительных особенностей курса можно отметить:

  • большой научный диапазон;
  • обеспечивает развитие индивидуальности для каждого ребенка;
  • допускает применение различных видов информационных источников: справочников, пособий, журналов, статей;
  • приоритетной в программе является самостоятельная исследовательская работа, преподаватель выступает в роли консультанта;
  • возможность предоставления результатов исследования на конференциях и конкурсах регионального и федерального уровня.

Основной целью программы является создание условий в рамках дополнительного образования для формирования всесторонне развитой личности, адаптированной к информационным возможностям ИКТ, а также развитие коммуникативных навыков.

Среди требований, которые предъявляются к членам клуба «Поиск»:

  • умение самостоятельной организации, проектирования исследования или проекта;
  • обработка и систематизация результатов;
  • формулирование выводов по результатам проведенной работы;
  • овладение навыками экспериментальной деятельности.

На подготовительном этапе школьники знакомятся с теоретическими аспектами научной и исследовательской работы в области естественных наук: выбором и постановкой проблемы, методики сбора и обработки результатов.

Основной этап программы посвящен изучению конструирования исследования, выдвижению гипотезы, определению программы работы. Участники клуба сначала изучают теоретические аспекты, касающиеся проектной и исследовательской работы, затем отрабатывают их на практике, занимаясь собственными работами.

Преимуществом данной дополнительной образовательной программы является создание оптимальных условий для формирования личности, обладающей активной гражданской позицией.

школьное образование

Специфика авторских программ

Их отличительными характеристиками являются логика построения курса, глубина теоретических и практических вопросов, затрагиваемых автором. Такие программы должны быть утверждены в порядке, установленном в образовательном учреждении. Сначала авторский материал рассматривается на методическом объединении педагогов, затем его утверждает директор образовательного учреждения. Если курс рассчитан на преподавание для обучающихся разных школ, в таком случае программа рассматривается на районном (региональном) уровне.

Модифицированные программы

В настоящее время в школах используют образовательные программы, в которых сохранено предметное содержание, но изменены методики, формы реализации, средства достижения цели.

Во многих российских образовательных учреждениях используют два варианта учебных программ: авторские и типовые. В некоторых гимназиях, лицеях также есть личностно-индивидуальные авторские методики, составленные учителями-новаторами, профессионалами своего дела.

стандарт нового поколения

Алгоритм составления

Примерные (типовые) программы предполагают базовый, общий круг навыков, знаний, умений, систему научных мировоззренческих идей, перечисление важнейших приемов и средств обучения, индивидуальных для каждого предмета.

Именно типовые программы содержат национально-региональный компонент, соответствуют требованиям ФГОС, учитывают методические возможности учителей, техническое, информационное обеспечение, уровень подготовленности школьников.

Варианты классификации

В настоящее время принято подразделять программы по виду на следующие группы:

  • познавательные, дающие углубленные знания по определенной учебной дисциплине, способствующие развитию интеллектуальных способностей школьников;
  • прикладной направленности, связанные с выявлением и последующим развитием творческих способностей школьников;
  • проектного вида, связанные с формированием навыков проектной и исследовательской работы;
  • социальной адаптации, позволяющие осваивать и формировать положительный социальный опыт;
  • спортивные и оздоровительные, пропагандирующие здоровый образ жизни;
  • развития художественной одаренности, позволяющие формировать творческое воображение, фантазию, наблюдения, умения изображать, описывать окружающий мир.
вариант разработки программы

Заключение

Среди того многообразия образовательных методик, представленных в настоящее время в российском образовании, педагоги имеют право выбирать те, которые, на их взгляд, оптимально подходят для конкретной целевой аудитории, в полной мере учитывают индивидуальные особенности обучающихся, уровень их интеллектуального и физического развития.

дополнительное образование после школы

Все виды основных образовательных программ должны содержать пояснительную записку, тематическое планирование, подобный перечень всех умений и навыков, что должны быть сформированы у школьников после завершения курса обучения.

После модернизации отечественного образования у педагогов появилось право использовать не только традиционные (типовые), но и авторские методики.