Рубрики

Прогнозный план приватизации имущества

Приватизация государственного имущества - актуальная тема для обсуждения. Какие перспективы и вызовы несет в себе прогнозный план приватизации в ближайшие годы? Давайте разберемся.

Общие положения о прогнозном плане приватизации

Прогнозный план приватизации - это документ, в котором определяются основные направления и задачи приватизации государственного имущества на плановый период.

Основными целями плана приватизации являются:

  • повышение эффективности управления имуществом;
  • оптимизация структуры государственной собственности;
  • привлечение инвестиций в реальный сектор экономики.

План приватизации включает в себя перечень объектов государственной собственности, подлежащих приватизации, а также прогноз экономических эффектов.

Разработкой плана приватизации занимается уполномоченный государственный орган, обычно министерство экономического развития. Затем план приватизации утверждается постановлением правительства на срок от 1 года до 3 лет.

Анализ прогнозного плана приватизации на 2020-2022 годы

Прогнозный план приватизации на 2020-2022 годы утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. No 3260-р.

В соответствии с этим документом планируется приватизировать:

  • 186 акционерных обществ;
  • 86 федеральных государственных унитарных предприятий;
  • доли участия РФ в 13 обществах с ограниченной ответственностью;
  • более 1000 объектов иного федерального имущества.

Ожидаемый годовой приток в федеральный бюджет от реализации прогнозного плана приватизации оценивается в объеме 3,6 млрд рублей.

Особенности приватизации в отдельных секторах экономики

Промышленность

План приватизации предусматривает продажу долей и акций ряда промышленных предприятий, в том числе в оборонной отрасли, судостроении, машиностроении.

Например, будут частично приватизированы такие крупные судостроительные предприятия, как АО «Адмиралтейские верфи», АО «Средне-Невский судостроительный завод», АО «Северное машиностроительное предприятие».

В то же время предприятия ВПК и ряд стратегических активов пока останутся в госсобственности.

Транспорт и логистика

В рамках прогнозного плана приватизации также запланирована продажа аэропортов Элисты, Магнитогорска, Грозного, портов Астрахани, Новороссийска, Махачкалы и других объектов транспортной инфраструктуры.

Реализация активов позволит привлечь инвестиции в модернизацию и повысить качество услуг в этих секторах.

В то же время российские железные дороги и федеральные трассы пока останутся в государственной собственности.

Региональный аспект прогнозного плана приватизации

План приватизации затронет практически все регионы России. Рассмотрим особенности его реализации в различных федеральных округах.

Центральный федеральный округ

В Центральном федеральном округе к приватизации планируются такие крупные объекты, как:

  • Московский НИИ вычислительных комплексов им. М.А. Карцева;
  • Калужский завод детского питания;
  • Брянское конструкторское бюро машиностроения;
  • Рязанское конструкторское бюро «Глобус».

Ожидается, что наибольший приток инвестиций произойдет в обрабатывающую промышленность и IT-сферу региона.

Порт с кранами на рассвете

Северо-Западный федеральный округ

В Северо-Западном федеральном округе план приватизации затронет в первую очередь предприятия судостроения, машиностроения и портового хозяйства, такие как:

  • Средне-Невский судостроительный завод;
  • Центр судоремонта «Звездочка»;
  • Новороссийский морской торговый порт;
  • Предприятие «Море» (г. Феодосия).

Реализация этих объектов позволит модернизировать производственные мощности региона и нарастить экспортный потенциал.

Южный федеральный округ

В Южном федеральном округе к приватизации выставлены следующие активы:

  • Новороссийский морской торговый порт;
  • Кисловодский пивоваренный завод;
  • Пятигорский завод медицинских препаратов;
  • Ставропольский завод сельскохозяйственного машиностроения.

Особое внимание уделяется развитию транспортной инфраструктуры и пищевой промышленности ЮФО.

Северо-Кавказский федеральный округ

План приватизации в СКФО в первую очередь затронет предприятия транспорта и туристско-рекреационного комплекса:

  • Аэропорт Грозного;
  • Санаторий им. С.М. Кирова (КЧР);
  • Государственная филармония Карачаево-Черкесии.

Особое внимание уделяется привлечению инвестиций в развитие туристской инфраструктуры региона.

Приволжский федеральный округ

В Приволжском федеральном округе в плане приватизации значатся объекты нефтехимической и металлургической промышленности:

  • Нижегородский завод им. Г.И. Петровского;
  • Башкирское производственное объединение «Прогресс»;
  • Оренбургский газоперерабатывающий завод.

Также будет осуществлена частичная приватизация план приватизации муниципального имущества в ряде крупных городов округа.

Уральский федеральный округ

На территории Уральского федерального округа к приватизации предлагаются следующие промышленные предприятия:

  • Челябинский завод автомобильных прицепов;
  • Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»;
  • Пермский завод «Машиностроитель».

Также будет приватизирована часть муниципального имущества в Екатеринбурге и Челябинске.

Сибирский федеральный округ

В Сибирском федеральном округе к приватизации предлагаются следующие объекты:

  • Красноярский завод комбайнов;
  • Омский завод транспортного машиностроения;
  • Кемеровская судоходная компания;
  • Томский научно-исследовательский институт кабельной промышленности.

Особое внимание уделяется привлечению частных инвестиций в модернизацию транспортной инфраструктуры и научно-технической сферы региона.

Дальневосточный федеральный округ

На Дальнем Востоке в рамках реализации плана приватизации выставлены следующие активы:

  • Хабаровский судостроительный завод;
  • Комсомольский-на-Амуре авиационный завод;
  • Владивостокский морской торговый порт;
  • Камчатское морское пароходство.

Потенциальная приватизация портов и судоходных компаний призвана стимулировать развитие транспортно-логистической инфраструктуры Дальнего Востока.

Перспективы дальнейшей приватизации

В перспективе ожидается расширение плана приватизации за счет включения в него новых объектов федеральной и региональной собственности.

В частности, в планы Правительства РФ входит частичная приватизация ряда крупных банков и инфраструктурных монополий.

Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ также разрабатывают собственные планы приватизации региональных и муниципальных активов.

Вызовы реализации плана приватизации

Однако процесс приватизации сопряжен и с определенными рисками:

  • снижение управляемости стратегических отраслей;
  • рост социальной напряженности;
  • коррупционные схемы;
  • недофинансирование социальных обязательств.

Для минимизации этих рисков необходимо выстроить четкую систему контроля и надзора за процессом приватизации на всех уровнях.

Международный опыт приватизации

Для выработки эффективной модели приватизации в России полезно изучить зарубежный опыт.

В мировой практике можно выделить несколько подходов к проведению приватизации.

Модель быстрой приватизации

Данная модель предполагает быструю распродажу госактивов по сниженным ценам. Она применялась в постсоциалистических странах Восточной Европы в 1990-х годах.

Главный плюс - скорость притока инвестиций. Минусы - непрозрачность процедур, высокие коррупционные риски.

Голландская модель

Модель государственного пакетирования акций приватизируемых предприятий. Широко применялась в Нидерландах в 1980-1990-х годах.

Позволяет сохранить госконтроль в стратегических отраслях. Но тормозит приток частных инвестиций из-за низкой ликвидности акций.

Смешанные модели

В настоящее время в развитых странах все чаще применяются гибридные модели приватизации с элементами госрегулирования.

Это позволяет сбалансировать интересы государства, бизнеса и общества в ходе приватизации.

Перспективы приватизации в России

Исходя из международного опыта, в России целесообразно выстраивать гибкую модель приватизации с учетом стратегической значимости отраслей и предприятий.

Это позволит обеспечить максимальный приток частных инвестиций в реальный сектор экономики и повышение его конкурентоспособности.

Риски приватизации и пути их минимизации

Наряду с очевидными плюсами, приватизация несет и определенные риски, которые необходимо учитывать.

Снижение управляемости экономики

Полная приватизация стратегических предприятий может привести к потере государственного контроля в важнейших сферах экономики.

Социальная напряженность

Массовая приватизация и сокращение персонала на предприятиях способны вызвать рост безработицы и социального недовольства.

Коррупционные схемы

Непрозрачность приватизационных процедур открывает возможности для различных злоупотреблений и хищений.

Недофинансирование социальных обязательств

Новые собственники могут сократить социальные расходы предприятий и инвестиции в развитие производства.

Меры противодействия рискам

Для минимизации перечисленных рисков необходим комплекс мер:

  • Сохранение контрольных пакетов акций на стратегических предприятиях;
  • Постепенность и прозрачность процедур приватизации;
  • Жесткий антикоррупционный контроль;
  • Усиление социальной защиты работников.

Реализация этих мер позволит свести к минимуму возможные негативные последствия приватизации.

приватизации имущества