Рубрики

Инвентаризация финансовых вложений: акт инвентаризации, проводки

Процесс проведения проверки организациями со стороны или собственными силами компании по вопросу размера реально потраченных средств на приобретение и содержание ценных бумаг, а также правильности предоставленных данных и заполнения финансовой отчетности называется инвентаризация финансовых вложений.

Понятие

Финансовые вложения – это инвестиции в начальные капиталы компаний, в ценные бумаги, различные затраты, которые идут на получение государственных денежных документов, выданные ссуды.

инвентаризация финансовых вложений

К финансовым инвестициям относят:

  • денежные документы государства;
  • денежные документы организаций и предприятий;
  • акционное участие в начальном капитале какой-либо компании;
  • некую часть акций компании;
  • депозитный счет;
  • дебиторскую задолженность, права на которую пришли на основании конкретного договора.

Классифицировать финансовые вложения можно следующим образом:

1. По влиянию на уставной капитал:

  • формирующие: акции, инвестиционные договора и т. д.;
  • не формирующие: облигации, сберегательные договора и т. д.

2. По форме собственности:

  • государственные;
  • частные.

3. По срокам погашения:

  • долгосрочные: действуют свыше 12 мес.;
  • краткосрочные: действуют до года.

Что проверяют

Инвентаризация финансовых вложений, ее регламент, срок и список проверяемых объектов устанавливаются законодательством и определяются самой компанией. Чтобы в дальнейшем не возникало лишних вопросов, все нюансы данного процесса лучше зафиксировать в учетной политике компании.

Перед тем как начать проверку, нужно проверить, соответствуют ли активы и их внесение в счет 58. Чтобы счет соответствовал всем требованиям, он должен выполнять три условия:

  1. Правильно оформленные документы на право держания активов и дохода от них.
  2. Возможность перехода к компании различных рисков по данным активам.
  3. Реально возможная выгода от финансового вложения.

финансовые вложения это

Чтобы обеспечить достоверную информацию при инвентаризации, необходимо проверить произведенные по факту затраты на ценные бумаги, капиталы других компаний и выданные займы. Бухгалтерия принимает их к учету на основании следующих документов:

  • соглашение;
  • платежка;
  • счет;
  • документ, подтверждающий факт передачи;
  • иные первичные документы, доказывающие факт передачи.

Если были выданы займы, то нужно проверить своевременность начисления дивидендов и их правильность.

Так как финансовые вложения – это инвестиции, то перед проверкой следует удостовериться в следующем:

  • должное оформление первичных документов;
  • соответствие действительности стоимости вложений;
  • совпадение реального количества ценных бумаг с бухгалтерскими проводками;
  • своевременное отражение в бухгалтерской отчетности доходности от вложений.

Если бумаги находятся в компании, то инвентаризация финансовых вложений осуществляется вместе с поверкой денежных средств в кассе. Если бумаги находятся в специальных хранилищах, то проверка заключается в сравнении остатков по бухгалтерским проводкам и выписок, представленных хранилищем.

Акт проверки

Инвентаризация финансовых вложений должна быть зафиксирована, а ее результаты внесены в специальный бланк ИНВ–16 для инвентаризационной описи. Данный бланк должен содержать всю необходимую информацию и соответствовать ч.2 ст.9 ФЗ № 402. Сюда относятся следующие реквизиты:

акт инвентаризации финансовых вложений образец

  1. Название акта.
  2. Когда был составлен.
  3. Наименование компании, которая составила акт.
  4. Тип операции.
  5. Единицу измерения.
  6. Должность лица, ответственного за проведение проверки.
  7. Подпись участников инвентаризации.

Акт инвентаризации финансовых вложений, образец которого должен быть предоставлен руководителю на рассмотрение, необходимо заранее утвердить и внести его форму в учетную политику компании.

Пример проводки

Бухгалтерский счет 58 учитывает и анализирует все инвестиции компании. Когда осуществляется инвентаризация финансовых вложений, проводки по счету должны соответствовать реальным действиям с ценными бумагами или займами.

инвентаризация финансовых вложений проводки

Рассмотрим пример стандартного оформления.

  1. Дебет 58.2, Кредит 75.1: поступление акций в качестве инвестиции учредителя в уставной капитал организации. Основополагающий документ – протокол решения учредителей.
  2. Дебет 58.1, Кредит 98.2: отражение стоимости безвозмездно полученных бумаг в доходах будущих периодов. Акт для отражения операции – документ, подтверждающий факт передачи.
  3. Дебет 76.1, Кредит 58.1: списание застрахованных ценных бумаг за счет компенсации от страховщика. Документ, отражающий операцию – договор страхования.
  4. Дебет 90.2, Кредит 58.1: отражение расходов от реализованных ценных бумаг. Основополагающим соглашением является документ, по которому одна сторона передает товар, а вторая принимает и уплачивает за него денежные средства.