Адресная справка часто требуется в самых неожиданных ситуациях - при устройстве ребенка в садик, получении налоговых льгот, оформлении наследства. Где и как ее можно получить? В этой статье мы подробно расскажем о способах оформления этого важного документа.
Предназначение и содержание адресной справки
Адресная справка - это документ, подтверждающий место жительства гражданина Российской Федерации. В ней указывается:
- фамилия, имя, отчество гражданина;
- дата и место его рождения;
- место жительства и регистрации;
- сведения о составе семьи.
Такая справка может понадобиться в различных ситуациях:
- при устройстве ребенка в детский сад или школу;
- при оформлении пенсии или других социальных выплат;
- для оформления налоговых льгот;
- при унаследовании имущества и т.д.
Как получить адресную справку дома
Самым быстрым способом получения адресной справки в наши дни является онлайн-заказ на портале госуслуг. Для этого потребуется:
- Зарегистрироваться на сайте Gosuslugi.ru;
- Заполнить форму онлайн-заявления;
- Дождаться готовности документа в «Личном кабинете».
Справка выдается бесплатно, и получать ее таким способом можно неограниченное количество раз.
Если нет возможности или желания пользоваться госуслугами, адресную справку можно получить лично в отделениях МВД.
Где можно получить адресную справку лично
Чтобы получить адресную справку в паспортном столе, потребуются:
- Паспорт гражданина РФ;
- Заявление установленной формы;
- Согласие на обработку персональных данных лиц, указанных в заявлении.
Заявления принимаются в территориальных отделениях МВД. Максимальный срок рассмотрения запроса:
- на себя и несовершеннолетних детей - до 10 рабочих дней;
- на других лиц - до 30 дней.
Адресная справка: как получить
Итак, основные способы получения адресной справки:
- Онлайн-заказ на портале госуслуг;
- Личный визит в отделение паспортно-визовой службы;
Какой из них выбрать - решать вам. Но наиболее быстрым и удобным является, конечно, онлайн-вариант.
Как видите, интернет-способ получения адресной справки имеет существенные преимущества. Поэтому рекомендуем вам воспользоваться порталом госуслуг.
Давайте более подробно рассмотрим процедуру получения адресной справки в каждом из вариантов.
Пошаговая инструкция получения справки на Госуслугах
Итак, для оформления адресной справки через портал государственных услуг нужно:
- Зарегистрировать личный кабинет на сайте Госуслуги;
- Заполнить электронную форму запроса;
- Указать необходимые личные данные;
- Выбрать способ получения справки;
- Ожидать уведомление о готовности документа в личном кабинете.
Регистрация занимает всего несколько минут. Для последующего входа в личный кабинет потребуется логин и пароль или электронная подпись.
Порядок обращения за справкой в МВД
Для получения адресной справки в отделениях МВД гражданину РФ потребуется:
- Найти ближайшее отделение паспортно-визовой службы;
- Написать заявление установленного образца;
- Приложить согласия на обработку персональных данных;
- Оплатить госпошлину (если требуется);
- Дождаться уведомления о готовности справки.
Забрать документ можно будет лично или через представителя по доверенности.
Как ускорить получение адресной справки
Если вам срочно нужна адресная справка, есть несколько советов, как ускорить процесс:
- Обратитесь за помощью к юристу или в общество защиты прав потребителей;
- Напишите запрос в прокуратуру вашего района с просьбой ускорить рассмотрение;
- Обратитесь лично к руководителю отдела, где рассматривается ваш запрос.
Эти меры иногда помогают получить справки быстрее на несколько дней.
Особые случаи получения адресной справки
Рассмотрим нестандартные ситуации, когда требуется адресная справка.
Получение справки на умершего человека
Если человек умер, то адресную справку на него могут запросить только близкие родственники (родители, супруги, дети). Потребуются:
- Свидетельство о смерти;
- Документы, подтверждающие родство;
- Согласие родственников на обработку персональных данных.
Получение справки на ребенка
Если справка требуется на ребенка, то обращаться нужно вместе с одним из родителей. Понадобятся:
- Свидетельство о рождении ребенка;
- Паспорт родителя;
- Заявление от родителя.
Получение справки при смене фамилии
Если после получения паспорта вы сменили фамилию, имя или отчество, то на руки вам выдадут справку с указанием актуальных персональных данных. Для этого нужно приложить к заявлению документы, подтверждающие изменение ФИО (например, свидетельство о браке).
Получение справки без регистрации по месту жительства
Если гражданин не имеет регистрации по месту жительства, ему выдается справка о неполучении адресно-справочной информации из соответствующих учетов МВД.