Знание того, кто такой орган дознания и какие у него полномочия, важно для понимания работы правоохранительной системы России. Эта информация пригодится юристам, правозащитникам, а также любому гражданину, столкнувшемуся с представителями органов дознания.
Определение органа дознания
Согласно 1 п.24 ст.5 УПК РФ,
орган дознания – орган исполнительной власти, наделенный в соответствии с законом полномочиями по осуществлению дознания и оперативно-розыскной деятельности.
Проще говоря, это государственные органы, которые проводят расследование по несложным уголовным делам и выполняют первичные следственные действия по более серьезным преступлениям.
К органам дознания относятся:
- Органы внутренних дел (полиция)
- Органы ФСБ
- Военная полиция
- Таможенные органы
- Органы Федеральной службы судебных приставов
А также отдельные должностные лица, например командиры воинских частей или капитаны морских судов.
Основные полномочия
Согласно ст.40 УПК органы дознания имеют следующие полномочия:
- Проводить дознание по несложным уголовным делам, не требующим обязательного следствия.
- Выполнять первичные следственные действия по делам, которые потом будут переданы следователю.
- Осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
На практике это означает, что сотрудники органов дознания могут осматривать места происшествий, допрашивать свидетелей, изымать вещественные доказательства. По мелким преступлениям они полностью расследуют дело и передают его в суд. А по тяжким преступлениям проводят первичные действия, чтобы зафиксировать улики, а дальнейшее расследование ведут уже следователи СКР или других ведомств.
Например, при обнаружении трупа сотрудники полиции осматривают место происшествия, изымают и упаковывают вещдоки, допрашивают свидетелей. А затем передают дело в СКР для дальнейшего расследования.
Структура органов дознания
В органах дознания, в частности в полиции, существует определенная иерархия:
Начальник органа дознания | Возглавляет все органы дознания в регионе, например начальник областного УВД |
Начальник подразделения дознания | Руководит конкретными оперативными подразделениями – управлением уголовного розыска, экономической безопасности, по борьбе с оргпреступностью |
Дознаватель | Рядовой сотрудник органов дознания, непосредственно проводящий следственные действия и расследование преступлений |
При этом каждый начальник имеет власть над нижестоящими сотрудниками – отдавать указания, контролировать работу, отменять неправомерные решения.
Например, начальник областного УВД может поручить начальнику управления уголовного розыска провести проверку по факту кражи. А тот уже дает указание конкретному дознавателю разобраться в ситуации, допросить свидетелей, оформить процессуальные документы.
Такая многоуровневая система позволяет эффективно координировать работу органов дознания в масштабах всего региона.
Начальник органа дознания
Согласно 1 пункту 17 статьи 5 УПК РФ,
"начальник органа дознания" - это должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель
Иными словами, это руководитель регионального или местного органа дознания, например, начальник областного управления МВД.
Основные полномочия начальника органа дознания:
- Давать подчиненным поручения на проведение дознаний и следственных действий
- Лично возбуждать уголовные дела и проводить по ним дознание
- Утверждать обвинительные акты по уголовным делам
То есть этот субъект координирует работу всех дознавателей в своем ведомстве, распределяет нагрузку между подразделениями, а в сложных ситуациях берет руководство расследованием конкретных резонансных преступлений на себя.
Начальник подразделения дознания
Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения, выполнение неотложных следственных действий, осуществлять контроль
Это руководители конкретных оперативных подразделений внутри органов дознания – уголовного розыска, экономической безопасности, по борьбе с оргпреступностью.
Их основные полномочия:
- Давать поручения дознавателям о проведении проверок, расследований, следственных действий;
- Лично отменять незаконные решения дознавателей – например, об отказе в возбуждении уголовного дела;
- Переназначать расследование конкретных преступлений другим дознавателям;
- Создавать группы дознавателей для раскрытия особо важных преступлений.
Ст. 40 УПК и комментарии к ней
Статья 40 УПК РФ является одной из ключевых, определяющих правовой статус и полномочия органов дознания. Однако ряд ее положений нуждаются в уточнении и конкретизации4.
В частности, в статье 40 УПК говорится об "иных органах исполнительной власти, наделенных полномочиями по ОРД". Но не уточняется, о каких именно органах идет речь. Это создает правовую неопределенность.
По мнению некоторых юристов5, необходимо конкретизировать список этих органов, чтобы было понятно, кто может проводить дознание, а кто нет. В противном случае возникают спорные ситуации при расследовании преступлений.
Также в комментариях к "статье 40 УПК РФ" отмечается неопределенность статуса ряда органов дознания – например, статуса войск национальной гвардии или некоторых оперативных служб.
Юристы рекомендуют устранить эти пробелы в законодательстве, внеся соответствующие поправки и уточнения в текст статьи и других законодательных актов.
Права и обязанности дознавателя
Дознаватель – это рядовой сотрудник органов дознания, который непосредственно расследует преступления и оформляет процессуальные документы.
Его основные права:
- Получать материалы оперативно-розыскной деятельности о преступлениях
- Производить осмотр места происшествия, допросы, очные ставки, другие следственные действия
- Требовать производства судебных экспертиз
- Избирать меры пресечения в отношении подозреваемых
Основные обязанности:
- Получить согласие прокурора на возбуждение уголовных дел по определенным составам преступлений
- Расследовать преступления в установленные законом сроки
- Соблюдать права участников уголовного процесса
- Вести все процессуальные документы
Профессиональная подготовка дознавателей
Для качественного расследования преступлений дознаватели должны обладать специальными знаниями и навыками. В частности, они изучают следующие дисциплины:
- Уголовное право
- Криминалистика
- Делопроизводство
- Огневая подготовка
- Спецтехника и вооружение
Кроме того, для дознавателей организуются курсы повышения квалификации с отрывом от работы не реже 1 раза в 5 лет.
Проблемы в работе органов дознания
Несмотря на важную роль органов дознания в раскрытии и расследовании преступлений, в их работе существует ряд проблем:
- Высокая нагрузка, нехватка кадров
- Недостаточное материально-техническое обеспечение
- Несовершенство организации взаимодействия между различными органами
Для решения этих проблем необходимо увеличение финансирования и оптимизация структуры органов дознания.
Организация взаимодействия органов дознания
Эффективное раскрытие и расследование многих преступлений невозможно без слаженного взаимодействия разных органов дознания между собой, а также с другими государственными органами.
Основные формы такого взаимодействия:
- Обмен информацией и оперативными материалами
- Совместное планирование и проведение следственных действий
- Координация усилий через межведомственные штабы и группы
- Оказание содействия друг другу техническими силами и средствами
Например, тесное взаимодействие требуется между органами внутренних дел, ФСБ, Федеральной службой судебных приставов при расследовании мошенничеств, грабежей, разбоев и других имущественных преступлений.
Предложения по оптимизации деятельности
Для повышения эффективности работы органов дознания можно предложить следующие меры:
- Упрощение отчетности, отказ от излишней бюрократизации
- Внедрение новых технических средств и цифровых технологий
- Повышение социальных гарантий и заработной платы сотрудников органов дознания
Это позволит более полно использовать потенциал органов дознания в борьбе с преступностью, повысит их имидж в глазах граждан.
Международное сотрудничество
В современном глобализированном мире органы дознания разных стран активно взаимодействуют между собой. Основные формы такого международного сотрудничества:
- Обмен разведданными
- Выдача преступников
- Совместные следственные и оперативно-розыскные мероприятия
- Правовая помощь по уголовным делам
Благодаря этому удается эффективнее бороться с транснациональными преступными группировками, предотвратить многие тяжкие преступления международного характера.