Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) - важный инструмент планирования расходов бюджетных организаций. С их помощью государство регулирует финансовые потоки. Но не все знают, что такое ЛБО, как они работают и для чего нужны. Давайте разберемся в этом подробно.
Определение ЛБО
ЛБО - это предельные объемы денежных средств, выделяемые бюджетной организации для исполнения принятых обязательств. Регулируются Бюджетным кодексом РФ.
Цитата из БК РФ: "Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением обязательств".
ЛБО устанавливаются для:
- казенных учреждений
- органов государственной власти
- органов местного самоуправления
ЛБО не устанавливаются для:
- автономных учреждений
- бюджетных учреждений
ЛБО позволяют государству контролировать расходы бюджетных организаций. Без лимитов они могли бы бесконтрольно тратить бюджетные средства.
Зачем нужны ЛБО
ЛБО нужны для:
- Планирования расходов учреждений
- Контроля расходования бюджетных средств
- Недопущения превышения бюджетных ассигнований
- Распределения средств между учреждениями
- Обеспечения целевого использования бюджетных средств
Без лимитов учреждения могли бы бесконтрольно тратить бюджет. ЛБО ограничивают их расходы, заставляя тщательно планировать затраты.
Лимиты позволяют равномерно распределить бюджет между разными учреждениями и не допустить перерасхода в одних за счет других.
Они также следят за целевым использованием выделенных средств. Нельзя потратить деньги, выделенные на ремонт, на закупку оборудования.
Как устанавливаются ЛБО
Процесс установления ЛБО:
- Минфин РФ определяет общий объем расходов федерального бюджета на год
- Эта сумма распределяется по главным распорядителям бюджетных средств (ГРБС)
- Каждый ГРБС получает лимит бюджетных обязательств на год
- В рамках своего лимита ГРБС распределяет средства по подведомственным ему учреждениям и органам власти
- Те, в свою очередь, получают лимиты для своих нужд
Таким образом, лимиты "спускаются" по вертикали от Минфина до конкретных учреждений.
Федеральное казначейство контролирует непревышение лимитов на всех уровнях.
ЛБО устанавливаются на 1 год и доводятся до учреждений до начала финансового года.
Пример: лимиты на 2022 год сообщаются учреждениям в конце 2021 года.
Порядок учета ЛБО
Бухгалтерский учет ЛБО ведется на счете 050100000 "Лимиты бюджетных обязательств".
- ЛБО отражаются в разрезе кодов бюджетной классификации (КБК)
- Аналитика ведется по каждому КБК в отдельности
- Используются следующие проводки: Дебет 050100000 Кредит 050100000 - получение лимитов от вышестоящего распорядителя Кредит 050100000 Дебет 050100000 - передача лимитов нижестоящему распорядителю
Учреждения отчитываются об использовании ЛБО путем предоставления бюджетной отчетности по установленным формам.
Превышение ЛБО
Учреждение не имеет права превышать установленный ему лимит бюджетных обязательств.
За превышение лимитов учреждение и его руководитель могут быть привлечены к ответственности:
- Административный штраф по КоАП
- Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств
- Расторжение заключенных контрактов
- Сокращение финансирования в следующие периоды
Чтобы не допустить превышения, учреждение должно вести контроль остатка ЛБО при заключении каждого контракта за счет бюджета.
Особенности ЛБО для разных типов учреждений
Особенности ЛБО для казенных, бюджетных и автономных учреждений:
- Казенные учреждения получают ЛБО и обязаны им следовать
- Бюджетные учреждения получают субсидии на выполнение госзадания без ЛБО
- Автономные учреждения финансируются через субсидии на иные цели, также без ЛБО
Таким образом, классические ЛБО применяются только для казенных учреждений.
Для остальных используются другие механизмы контроля расходов - сметы, планы финансово-хозяйственной деятельности и т.д. Но ограничения по объемам трат также устанавливаются.
Распределение бюджетных ассигнований и ЛБО
Разница между бюджетными ассигнованиями и ЛБО:
- Ассигнования - предельные объемы средств, выделяемых учреждению по бюджету
- ЛБО - предельные объемы обязательств, которые учреждение может принять
Ассигнования фактически выделяются учреждениям под их лимиты. Сначала устанавливается лимит, затем выделяются ассигнования в его рамках.
Пример:
- ЛБО учреждения на ремонт здания - 500 000 руб.
- Бюджетные ассигнования на эти цели - 300 000 руб.
Учреждение может заключить контракты на сумму до 500 000, но фактически получит только 300 000.
ЛБО в электронном бюджете
В электронном бюджете процесс установления и учета ЛБО выглядит так:
- Лимиты заносятся в информационную систему управления бюджетом в виде электронных документов
- Доступ к лимитам осуществляется в личном кабинете учреждения через защищенный канал
- Учреждение в онлайн-режиме видит текущий остаток ЛБО по всем кодам бюджетной классификации
- При заключении контракта система автоматически резервирует объем ЛБО под обязательства по нему
- Это исключает превышение лимитов и необходимость последующих корректировок
Таким образом, электронный бюджет позволяет в режиме реального времени отслеживать расходование выделенных лимитов.
Рекомендации по работе с ЛБО
Рекомендации учреждениям по работе с ЛБО:
- Вести постоянный контроль остатков лимитов в разрезе КБК
- При планировании закупок и заключении контрактов проверять, что их суммы не превышают остатки ЛБО
- В случае недостатка лимитов для необходимой закупки запрашивать дополнительное выделение средств у вышестоящего распорядителя
- Избегать принятия обязательств сверх лимита в надежде на последующее увеличение финансирования
- Следить за обновлением информации об остатках ЛБО на лицевом счете учреждения
- При необходимости перемещать неиспользованные лимиты между статьями расходов по согласованию с финансовым органом
- Вести раздельный учет бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности, чтобы исключить их смешение
- Включать в контракты условия о возможности их расторжения при недостатке лимитов бюджетных обязательств
- В случае превышения лимитов по независящим причинам незамедлительно информировать об этом финансовый орган
- При составлении проекта бюджета на очередной период обосновывать потребность в объеме лимитов, исходя из задач и функций учреждения
Следование этим рекомендациям позволит оптимально использовать выделенные лимиты бюджетных обязательств.
Дополнительные аспекты работы с ЛБО
Работа с лимитами бюджетных обязательств требует особого внимания к некоторым аспектам.
ЛБО в бюджете - это расшифровка
ЛБО в бюджете - это расшифровка предельных объемов ассигнований для конкретного получателя бюджетных средств. Лимиты показывают, на какие цели и в каком объеме учреждение может принимать обязательства в предстоящем финансовом году.
Отличие лимитов бюджетных обязательств
Отличие лимитов бюджетных обязательств от других показателей бюджета в том, что лимиты ограничивают не фактическое расходование средств, а принятие обязательств, то есть заключение договоров и контрактов.
Порядок изменения ЛБО
Изменение ранее установленных лимитов бюджетных обязательств возможно только по решению вышестоящего финансового органа. Учреждение не может самостоятельно увеличивать лимиты путем внесения изменений в бюджетную роспись.
Превышение лимитов и ответственность
Превышение лимитов влечет административную ответственность для должностных лиц учреждения. Поэтому важно не только контролировать остатки лимитов, но и знать меры ответственности за их нарушение.
Расшифровка ЛБО по видам расходов
Для эффективного управления лимитами важно вести аналитическую расшифровку ЛБО в разрезе видов расходов с подробной детализацией. Это позволит оперативно перераспределять неиспользованные лимиты.
Таким образом, комплексный подход к учету, контролю и анализу ЛБО - залог их рационального использования в интересах учреждения.