Рубрики

ЛБО в бюджете - что это такое: определение, расшифровка, особенности и требования

Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) - важный инструмент планирования расходов бюджетных организаций. С их помощью государство регулирует финансовые потоки. Но не все знают, что такое ЛБО, как они работают и для чего нужны. Давайте разберемся в этом подробно.

Портрет женщины в костюме, сидящей за столом в офисе и держащей документ. Она улыбается. Мягкий естественный свет идет из окна, создавая легкую линзовую бликов.

Определение ЛБО

ЛБО - это предельные объемы денежных средств, выделяемые бюджетной организации для исполнения принятых обязательств. Регулируются Бюджетным кодексом РФ.

Цитата из БК РФ: "Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением обязательств".

ЛБО устанавливаются для:

  • казенных учреждений
  • органов государственной власти
  • органов местного самоуправления

ЛБО не устанавливаются для:

  • автономных учреждений
  • бюджетных учреждений

ЛБО позволяют государству контролировать расходы бюджетных организаций. Без лимитов они могли бы бесконтрольно тратить бюджетные средства.

Зачем нужны ЛБО

ЛБО нужны для:

  • Планирования расходов учреждений
  • Контроля расходования бюджетных средств
  • Недопущения превышения бюджетных ассигнований
  • Распределения средств между учреждениями
  • Обеспечения целевого использования бюджетных средств

Без лимитов учреждения могли бы бесконтрольно тратить бюджет. ЛБО ограничивают их расходы, заставляя тщательно планировать затраты.

Лимиты позволяют равномерно распределить бюджет между разными учреждениями и не допустить перерасхода в одних за счет других.

Они также следят за целевым использованием выделенных средств. Нельзя потратить деньги, выделенные на ремонт, на закупку оборудования.

Как устанавливаются ЛБО

Процесс установления ЛБО:

  1. Минфин РФ определяет общий объем расходов федерального бюджета на год
  2. Эта сумма распределяется по главным распорядителям бюджетных средств (ГРБС)
  3. Каждый ГРБС получает лимит бюджетных обязательств на год
  4. В рамках своего лимита ГРБС распределяет средства по подведомственным ему учреждениям и органам власти
  5. Те, в свою очередь, получают лимиты для своих нужд

Таким образом, лимиты "спускаются" по вертикали от Минфина до конкретных учреждений.

Федеральное казначейство контролирует непревышение лимитов на всех уровнях.

ЛБО устанавливаются на 1 год и доводятся до учреждений до начала финансового года.

Пример: лимиты на 2022 год сообщаются учреждениям в конце 2021 года.

Порядок учета ЛБО

Бухгалтерский учет ЛБО ведется на счете 050100000 "Лимиты бюджетных обязательств".

  • ЛБО отражаются в разрезе кодов бюджетной классификации (КБК)
  • Аналитика ведется по каждому КБК в отдельности
  • Используются следующие проводки: Дебет 050100000 Кредит 050100000 - получение лимитов от вышестоящего распорядителя Кредит 050100000 Дебет 050100000 - передача лимитов нижестоящему распорядителю

Учреждения отчитываются об использовании ЛБО путем предоставления бюджетной отчетности по установленным формам.

Вид сверху на открытую бухгалтерскую книгу на деревянном столе. На страницах рукописные заметки и расчеты. На столе также калькулятор, ручки и кружка с кофе. Мягкое естественное освещение от окна.

Превышение ЛБО

Учреждение не имеет права превышать установленный ему лимит бюджетных обязательств.

За превышение лимитов учреждение и его руководитель могут быть привлечены к ответственности:

  • Административный штраф по КоАП
  • Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств
  • Расторжение заключенных контрактов
  • Сокращение финансирования в следующие периоды

Чтобы не допустить превышения, учреждение должно вести контроль остатка ЛБО при заключении каждого контракта за счет бюджета.

Особенности ЛБО для разных типов учреждений

Особенности ЛБО для казенных, бюджетных и автономных учреждений:

  • Казенные учреждения получают ЛБО и обязаны им следовать
  • Бюджетные учреждения получают субсидии на выполнение госзадания без ЛБО
  • Автономные учреждения финансируются через субсидии на иные цели, также без ЛБО

Таким образом, классические ЛБО применяются только для казенных учреждений.

Для остальных используются другие механизмы контроля расходов - сметы, планы финансово-хозяйственной деятельности и т.д. Но ограничения по объемам трат также устанавливаются.

Распределение бюджетных ассигнований и ЛБО

Разница между бюджетными ассигнованиями и ЛБО:

  • Ассигнования - предельные объемы средств, выделяемых учреждению по бюджету
  • ЛБО - предельные объемы обязательств, которые учреждение может принять

Ассигнования фактически выделяются учреждениям под их лимиты. Сначала устанавливается лимит, затем выделяются ассигнования в его рамках.

Пример:

  • ЛБО учреждения на ремонт здания - 500 000 руб.
  • Бюджетные ассигнования на эти цели - 300 000 руб.

Учреждение может заключить контракты на сумму до 500 000, но фактически получит только 300 000.

ЛБО в электронном бюджете

В электронном бюджете процесс установления и учета ЛБО выглядит так:

  1. Лимиты заносятся в информационную систему управления бюджетом в виде электронных документов
  2. Доступ к лимитам осуществляется в личном кабинете учреждения через защищенный канал
  3. Учреждение в онлайн-режиме видит текущий остаток ЛБО по всем кодам бюджетной классификации
  4. При заключении контракта система автоматически резервирует объем ЛБО под обязательства по нему
  5. Это исключает превышение лимитов и необходимость последующих корректировок

Таким образом, электронный бюджет позволяет в режиме реального времени отслеживать расходование выделенных лимитов.

Рекомендации по работе с ЛБО

Рекомендации учреждениям по работе с ЛБО:

  1. Вести постоянный контроль остатков лимитов в разрезе КБК
  2. При планировании закупок и заключении контрактов проверять, что их суммы не превышают остатки ЛБО
  3. В случае недостатка лимитов для необходимой закупки запрашивать дополнительное выделение средств у вышестоящего распорядителя
  4. Избегать принятия обязательств сверх лимита в надежде на последующее увеличение финансирования
  5. Следить за обновлением информации об остатках ЛБО на лицевом счете учреждения
  6. При необходимости перемещать неиспользованные лимиты между статьями расходов по согласованию с финансовым органом
  7. Вести раздельный учет бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности, чтобы исключить их смешение
  8. Включать в контракты условия о возможности их расторжения при недостатке лимитов бюджетных обязательств
  9. В случае превышения лимитов по независящим причинам незамедлительно информировать об этом финансовый орган
  10. При составлении проекта бюджета на очередной период обосновывать потребность в объеме лимитов, исходя из задач и функций учреждения

Следование этим рекомендациям позволит оптимально использовать выделенные лимиты бюджетных обязательств.

Дополнительные аспекты работы с ЛБО

Работа с лимитами бюджетных обязательств требует особого внимания к некоторым аспектам.

ЛБО в бюджете - это расшифровка

ЛБО в бюджете - это расшифровка предельных объемов ассигнований для конкретного получателя бюджетных средств. Лимиты показывают, на какие цели и в каком объеме учреждение может принимать обязательства в предстоящем финансовом году.

Отличие лимитов бюджетных обязательств

Отличие лимитов бюджетных обязательств от других показателей бюджета в том, что лимиты ограничивают не фактическое расходование средств, а принятие обязательств, то есть заключение договоров и контрактов.

Порядок изменения ЛБО

Изменение ранее установленных лимитов бюджетных обязательств возможно только по решению вышестоящего финансового органа. Учреждение не может самостоятельно увеличивать лимиты путем внесения изменений в бюджетную роспись.

Превышение лимитов и ответственность

Превышение лимитов влечет административную ответственность для должностных лиц учреждения. Поэтому важно не только контролировать остатки лимитов, но и знать меры ответственности за их нарушение.

Расшифровка ЛБО по видам расходов

Для эффективного управления лимитами важно вести аналитическую расшифровку ЛБО в разрезе видов расходов с подробной детализацией. Это позволит оперативно перераспределять неиспользованные лимиты.

Таким образом, комплексный подход к учету, контролю и анализу ЛБО - залог их рационального использования в интересах учреждения.