Путевой лист строительной машины - обязательный документ для отчета о работе техники. В статье мы разберемся, зачем он нужен, как правильно заполнять и использовать для оптимизации бизнеса в строительной сфере.
![Вид сверху на большую строительную площадку в солнечный день. Несколько экскаваторов, бульдозеров и другой тяжелой техники работают на площадке, перемещая грунт и роют траншеи. На заднем плане над площадкой возвышается стальной каркас высотного здания, на](http://businessman.ru/static/img/a/2/500064/81025.jpg)
Назначение и суть путевого листа строительной машины
Путевой лист строительной машины - это первичный документ, предназначенный для учета работы техники в строительных организациях. Он позволяет контролировать использование рабочего времени машин и механизмов, а также служит основанием для списания расходов на топливо и амортизационных отчислений.
Кроме того, данные путевых листов используются как источник для начисления заработной платы машинистам и водителям. Таким образом, путевой лист выполняет сразу несколько важных функций:
- учет рабочего времени техники;
- контроль расхода топлива;
- начисление амортизации;
- расчет зарплаты;
- формирование себестоимости работ.
Ведение путевых листов регламентируется рядом нормативных документов, в том числе:
- Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78;
- Приказ Минтранса РФ от 28.09.2022 No 390;
- Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 No 34н.
Путевые листы оформляются на различные виды строительных машин, в том числе:
- экскаваторы;
- бульдозеры;
- скреперы;
- катки;
- асфальтоукладчики;
- и другое специализированное оборудование.
Порядок заполнения путевого листа на строительную технику
Путевой лист строительной машины заполняется уполномоченным лицом в одном экземпляре. Чаще всего этим занимается диспетчер, реже - механик или сам машинист.
Документ может выписываться на разные периоды: смену, сутки или декаду. В путевом листе указывается модель техники, ее госномер, ФИО и табельный номер машиниста.
Обязательными для заполнения являются следующие реквизиты:
- дата и место составления;
- наименование организации;
- марка, модель, госномер машины;
- ФИО и табельный номер водителя;
- показания одометра;
- виды выполненных работ.
На лицевой стороне путевого листа фиксируется время выезда и возвращения техники, данные по расходу горючего. На обороте указываются результаты работы, простои, заверенные подписью заказчика.
Особое внимание уделяется контролю расхода топлива. В путевом листе указывается остаток на начало и конец периода, заправка в литрах, фактический расход по нормативам. Это позволяет выявлять перерасход ГСМ.
По итогам смены путевой лист подписывается машинистом, прорабом, механиком и сдается в бухгалтерию.
![Крупный портрет строителя в каске, смотрящего в бумаги на планшете. Он стоит на открытом воздухе на строительной площадке. За ним видна работающая на площадке тяжелая техника, такая как экскаватор.](http://businessman.ru/static/img/a/2/500064/81026.jpg)
Варианты бланков путевого листа на строительную машину
Для оформления путевых листов могут использоваться как унифицированные, так и самостоятельно разработанные формы.
Наиболее распространен бланк ЭСМ-2
, утвержденный Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 N 78. Он содержит все необходимые реквизиты и удобен для заполнения. Однако с 2023 года в него следует добавить дополнительные сведения о водителе согласно новым требованиям Минтранса РФ.
Компания может разработать и собственную форму путевого листа. Главное - чтобы в ней присутствовали обязательные реквизиты. Такая форма должна быть утверждена приказом по организации и включена в учетную политику.
С 2023 года допускается использование электронного путевого листа. Порядок его оформления определен в Приказе ФНС России от 17.02.2023 No ЕД-7-26/116@. Электронная версия путевого листа подписывается усиленной квалифицированной подписью.
Бланк ЭСМ-2 | Самостоятельно разработанная форма | Электронный путевой лист |
+ распространен и привычен | + можно добавить нужные реквизиты | + удобство использования |
- требует дополнительных реквизитов | - требует утверждения и внесения в УП | - нужна электронная подпись |
Использование данных путевого листа в учете и отчетности
Заполненные и подписанные путевые листы поступают в бухгалтерию, где используются как первичные учетные документы.
На их основании ведется учет:
- расхода топлива (ГСМ);
- начисления амортизации техники исходя из показаний одометра;
- данные для расчета зарплаты машинистов по отработанному времени;
- информация о простоях для оптимизации использования рабочего времени;
- стоимость машино-часа для калькуляции себестоимости работ.
Кроме того, на основании путевых листов выявляются резервы по снижению затрат на содержание и эксплуатацию строительной техники. Анализируя данные о расходе топлива, пробеге, простоях, можно оптимизировать затраты и повысить прибыльность бизнеса в строительной сфере.
Рекомендации по применению путевых листов
Чтобы использовать путевые листы с максимальной пользой, рекомендуется:
- Проверять полноту и корректность заполнения всех реквизитов;
- Следить за достоверностью данных о расходе топлива;
- Регулярно анализировать информацию о пробеге, моточасах, простоях;
- Сопоставлять фактический расход топлива с нормативным;
- Выявлять и устранять причины отклонений фактических показателей от плановых;
- Повышать дисциплину при заполнении путевых листов.
Такой подход позволит минимизировать ошибки, выявлять резервы для оптимизации затрат на содержание парка техники и повышения ее эффективности. Путевой лист строительной машины, при правильном применении, служит мощным инструментом контроля и анализа для принятия управленческих решений в строительном бизнесе.