Рубрики

Путевой лист строительной машины - куда едем?

Путевой лист строительной машины - обязательный документ для отчета о работе техники. В статье мы разберемся, зачем он нужен, как правильно заполнять и использовать для оптимизации бизнеса в строительной сфере.

Вид сверху на большую строительную площадку в солнечный день. Несколько экскаваторов, бульдозеров и другой тяжелой техники работают на площадке, перемещая грунт и роют траншеи. На заднем плане над площадкой возвышается стальной каркас высотного здания, на

Назначение и суть путевого листа строительной машины

Путевой лист строительной машины - это первичный документ, предназначенный для учета работы техники в строительных организациях. Он позволяет контролировать использование рабочего времени машин и механизмов, а также служит основанием для списания расходов на топливо и амортизационных отчислений.

Кроме того, данные путевых листов используются как источник для начисления заработной платы машинистам и водителям. Таким образом, путевой лист выполняет сразу несколько важных функций:

  • учет рабочего времени техники;
  • контроль расхода топлива;
  • начисление амортизации;
  • расчет зарплаты;
  • формирование себестоимости работ.

Ведение путевых листов регламентируется рядом нормативных документов, в том числе:

  • Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78;
  • Приказ Минтранса РФ от 28.09.2022 No 390;
  • Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 No 34н.

Путевые листы оформляются на различные виды строительных машин, в том числе:

  • экскаваторы;
  • бульдозеры;
  • скреперы;
  • катки;
  • асфальтоукладчики;
  • и другое специализированное оборудование.

Порядок заполнения путевого листа на строительную технику

Путевой лист строительной машины заполняется уполномоченным лицом в одном экземпляре. Чаще всего этим занимается диспетчер, реже - механик или сам машинист.

Документ может выписываться на разные периоды: смену, сутки или декаду. В путевом листе указывается модель техники, ее госномер, ФИО и табельный номер машиниста.

Обязательными для заполнения являются следующие реквизиты:

  • дата и место составления;
  • наименование организации;
  • марка, модель, госномер машины;
  • ФИО и табельный номер водителя;
  • показания одометра;
  • виды выполненных работ.

На лицевой стороне путевого листа фиксируется время выезда и возвращения техники, данные по расходу горючего. На обороте указываются результаты работы, простои, заверенные подписью заказчика.

Особое внимание уделяется контролю расхода топлива. В путевом листе указывается остаток на начало и конец периода, заправка в литрах, фактический расход по нормативам. Это позволяет выявлять перерасход ГСМ.

По итогам смены путевой лист подписывается машинистом, прорабом, механиком и сдается в бухгалтерию.

Крупный портрет строителя в каске, смотрящего в бумаги на планшете. Он стоит на открытом воздухе на строительной площадке. За ним видна работающая на площадке тяжелая техника, такая как экскаватор.

Варианты бланков путевого листа на строительную машину

Для оформления путевых листов могут использоваться как унифицированные, так и самостоятельно разработанные формы.

Наиболее распространен бланк ЭСМ-2, утвержденный Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 N 78. Он содержит все необходимые реквизиты и удобен для заполнения. Однако с 2023 года в него следует добавить дополнительные сведения о водителе согласно новым требованиям Минтранса РФ.

Компания может разработать и собственную форму путевого листа. Главное - чтобы в ней присутствовали обязательные реквизиты. Такая форма должна быть утверждена приказом по организации и включена в учетную политику.

С 2023 года допускается использование электронного путевого листа. Порядок его оформления определен в Приказе ФНС России от 17.02.2023 No ЕД-7-26/116@. Электронная версия путевого листа подписывается усиленной квалифицированной подписью.

Бланк ЭСМ-2 Самостоятельно разработанная форма Электронный путевой лист
+ распространен и привычен + можно добавить нужные реквизиты + удобство использования
- требует дополнительных реквизитов - требует утверждения и внесения в УП - нужна электронная подпись

Использование данных путевого листа в учете и отчетности

Заполненные и подписанные путевые листы поступают в бухгалтерию, где используются как первичные учетные документы.

На их основании ведется учет:

  • расхода топлива (ГСМ);
  • начисления амортизации техники исходя из показаний одометра;
  • данные для расчета зарплаты машинистов по отработанному времени;
  • информация о простоях для оптимизации использования рабочего времени;
  • стоимость машино-часа для калькуляции себестоимости работ.

Кроме того, на основании путевых листов выявляются резервы по снижению затрат на содержание и эксплуатацию строительной техники. Анализируя данные о расходе топлива, пробеге, простоях, можно оптимизировать затраты и повысить прибыльность бизнеса в строительной сфере.

Рекомендации по применению путевых листов

Чтобы использовать путевые листы с максимальной пользой, рекомендуется:

  • Проверять полноту и корректность заполнения всех реквизитов;
  • Следить за достоверностью данных о расходе топлива;
  • Регулярно анализировать информацию о пробеге, моточасах, простоях;
  • Сопоставлять фактический расход топлива с нормативным;
  • Выявлять и устранять причины отклонений фактических показателей от плановых;
  • Повышать дисциплину при заполнении путевых листов.

Такой подход позволит минимизировать ошибки, выявлять резервы для оптимизации затрат на содержание парка техники и повышения ее эффективности. Путевой лист строительной машины, при правильном применении, служит мощным инструментом контроля и анализа для принятия управленческих решений в строительном бизнесе.