Каждый человек, без исключения, хотя бы раз в жизни сталкивается с понятием бюрократии, и, чаще всего, ее характеризуют в негативном ключе, ассоциируя с бездействием чиновников и грудой бумажных документов. В данной статье мы попытаемся раскрыть истинное понятие бюрократии, рассмотреть бюрократические теории и ее основные виды, встречающиеся в современном мире.
Основное понятие
Бюрократия - это классификация управленцев, находящихся в организационной структуре какого-либо предприятия. Работа их при непоколебимой и четкой иерархии выстраивается на основе вертикальных информационных потоков и формализованных способах решения профессиональных задач.
Данный термин также распространяется и на организационную систему управления органов власти, которые преследуют цель максимизировать собственные функции при работе с ведомствами и учрежденными, находящимися в разветвленной структуре исполнительной власти.
При изучении понятия бюрократизма выделяют следующие объекты анализа:
- Возникающие противоречия при реализации управления.
- Сам процесс труда как управление.
- Интересы (личностные и общественные) различных групп, которые принимают непосредственное участие в бюрократии.
Теория бюрократии Макса Вебера
Автор теории, экономист, социолог и историк М. Вебер, посвятил изучению феномена бюрократизации много времени. Но появление термина «бюрократия» - это заслуга экономического деятеля Винсента де Гурнэ. Он ввел в свое время это понятие для того, чтобы обозначить исполнительную власть. А благодаря Веберу, теория бюрократии начала свой путь изучения.
Ученым были предложены следующие принципы концепции бюрократии:
- иерархия в построении предприятия или организации;
- иерархическая направленность приказов;
- подчинение работника нижнего уровня вышестоящему, и ответственность вышестоящего за действия своих подчиненных нижнего уровня;
- разделение и специализация труда по функционалу;
- продвижение по должностям, основанное на опыте и навыках, которые поддаются измерениям при помощи определенных стандартов;
- коммуникативная система ориентаций.
Также Вебер выделял такое понятие как рациональная бюрократия, которую можно характеризовать следующим образом:
- Появление высокопрофессиональных работников, благодаря четкому разделению труда.
- Четкая ступенчатая (иерархическая) система подчинения.
- Общие формальные правила и стандарты, которые обеспечивают однозначность выполняемых задач.
- Выполнение прописанных обязанностей лицами, независимо от качества и индивидуальных характеристик работника.
- Прием и увольнение работников на основании квалификационных требований и причин.
Теория бюрократизма Мертона
Но социолог Мертон считал, что современная концепция бюрократии заключается в переносе основного акцента с целей организации или предприятия на ее средства, что, в результате, замедляет процесс на пути к достижению определенных целей.
Как отмечал Мертон, чаще всего трудности в бюрократизированных структурах возникают в связи с преувеличением значения норм, процедур и правил. Можно выделить следующие негативные социальные черты бюрократизированной формы управления:
- игнорирование природы человека;
- отчуждение от других людей;
- ограничение на высказывание собственных взглядов, особенно противоречащих общему образу мышления;
- приспособленчество;
- подчинение личных целей сотрудников целям предприятия;
- отсутствие неформальных межличностных отношений.
Виды бюрократии: классическая или аппаратная бюрократическая система
Следует выделять три основных вида бюрократии: классическую, профессиональную и адхократию.
Классическая бюрократия – это тип работников управления, которые в слабой мере или даже совершенно не используют профессиональные умения, так как их обязанность заключается в выполнении ограниченных управленческих функций. Такой вид чаще всего встречается в министерствах и учреждениях высшего управленческого звена. Обычно такие учреждения не поддаются изменениям из внешней среды.
Профессиональная бюрократическая система
Профессиональная бюрократия – это тип управляющих, которые основывают свою работу на практических знаниях и теоретических аспектах в узких областях своей деятельности. При этом такие управляющие ограниченны ролевыми требованиями в учреждении.
Адхократия
Адхократия – это форма управления, состоящая из сотрудников организации, которые высокопрофессионально выполняют свои обязанности. Обычно при адхократии группа специалистов эффективно и быстро решает поставленные задачи, в соответствии с определенной ситуацией.
Главное отличие адхократии от идеальной модели бюрократии, которую выделял Вебер, заключается в том, что в ней отсутствует строгое разделение трудовой деятельности и минимизируется формализация отношений и деятельности.