Рынок труда полнится специалистами разных профилей, уровня образования, направлений, с разным опытом и знаниями. У некоторых за плечами только вуз, другие совмещали обучение и работу, третьи справились с поиском работы и без высшего образования, а сейчас за их плечами огромный опыт в должности, а диплома как не было, так и нет.
Для того чтобы понять, подходит кандидат или нет, в крупных организациях есть целый кадровый отдел. В небольших компаниях этот вопрос решает директор. Некоторые предпочитают обращаться в кадровые агентства, которые проводят различного рода тестирования и собеседования с потенциальными кандидатами.
Но все-таки самым говорящим показателем при выборе специалиста является характеристика с прошлого места работы. В некоторых случаях характеристика нужна не только специалистам, меняющим компанию, в которой трудятся.
В этой статье разберем, что такое характеристика, зачем она нужна, правила составления и содержание. Основное внимание здесь будет уделено образцам характеристик на руководителей.
Что такое характеристика на работника
Характеристика на директора предприятия - образец документа, унифицированная форма которого не закреплена и не утверждена ни в одной из контролирующих инстанций. К тому же она совершенно не обязательна в оформлении. Организация сама вправе решать, нужно ли давать работнику характеристику или нет, что именно в ней писать и как оформлять.
И все-таки, если работник претендует на высокую должность, лучше, чтобы характеристика имелась. Если ее не оформили в организации самостоятельно, можно попросить об этом отдел кадров.
Характеристика на директора предприятия - образец документа, который во многом может упростить дальнейший поиск работы. Это касается и других должностей, в которых люди заняты работой с большой экономической и социальной ответственностью. В ней описываются все достижения работника, его сильные и слабые стороны, опыт работы, проекты под его началом и другая информация, которая имеет важность в сфере его занятости.
Зачем бывает нужна характеристика
Характеристика на директора предприятия - образец документа, который может быть предназначен как для внутреннего использования, так и для внешнего. Это может быть:
- Личная просьба руководителя. Ее могут составить и при личном запросе работника, при этом он не обязательно должен отчитываться, зачем она ему необходима.
- Запрос акционеров компании или учредителей. Владельцы компании могут периодически выносить на повестку дня вопрос о человеке, руководящем их имуществом. В этом случае характеристика как нельзя лучше описывает его соответствие должности.
- Поиск директором нового места работы. При устройстве на высокопоставленную должность резюме бывает мало, компании требуют от кандидатов рекомендаций с предыдущих мест работы, а также характеристику на директора предприятия. Форма может быть как произвольной, так и установленной в кадровой политике конкретной компании.
- Перевод на другую должность в пределах холдинга или корпорации. В больших организация нет возможности иметь на виду всех работников в режиме 24/7. Если руководитель одного из подразделений, например, переехал и хочет перевестись в филиал поближе к дому, от него могут потребовать характеристику.
- Запрос судебных приставов, следственного комитета и других уполномоченных лиц. Существуют разные ситуации, например, в организации могло произойти крупное хищение имущества, налоговое преступление и другие неприятные ситуации. Человек, несущий ответственность за деятельность организации - директор. С него первого и спросят. В том числе и характеристику.
Разновидности характеристик
Итак, характеристика может предназначаться для совершенно разных пользователей и при разных ситуациях. Исходя из этого, выделяют несколько видов этого документа:
- Производственная. Такую форму часто запрашивают на производстве, например, когда необходимо пройти медицинское освидетельствование.
- Служебная. Используется в вышестоящих головных организациях холдингов. Запрашивается, когда необходимо вынести решение о премировании или штрафе сотрудника.
- Аттестационная. Продвижение по карьерной лестнице связано с беспрерывным обучением, получением новог опыта и знаний. Эта характеристика позволяет понять, готов ли сотрудник к дальнейшему росту, да и годен ли вообще для этой должности.
Что содержит характеристика
Выше описано, что характеристика на директора предприятия - образец документа без унифицированной формы. Но и в ней есть блоки, наличие которых структурно и информационно важно. Такими являются:
- описание трудовой деятельности, занимаемый пост, личные данные;
- список заслуг, доведенных до логического завершения проектов, решений, которые вывели компанию на новый уровень;
- личные качества работника, его опыт, знания и способности;
- курсы, тренинги, повышение квалификации, семинары и другие мероприятия по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;
- награды и победы.
Помимо положительных моментов в работе директора, необходимо указывать и неудачи. В характеристике должна быть вся информация о работе должностного лица для успешного моделирования полной и правдивой картины. Так, например, провальные решения, штрафы и другие негативные моменты также должны быть занесены в разделы характеристики.
Кем составляется характеристика
Образцы характеристик на руководителей отделов компании могут быть составлены директором или генеральным директором, а также специалистом по персоналу или работником кадровой службы. Может быть в организации и специально уполномоченный человек. Например, некоторые руководители делегируют эту обязанность своим секретарям и офис-менеджерам.
Тогда как писать характеристику на руководителя предприятия в целом? Сам о себе директор писать не должен. В этом случае характеристика составляется опять кадровой службой, специалистом по персоналу, советом директоров либо владельцами организации.
Как писать характеристику
Образец характеристики на директора предприятия для награждения, перемещения или перевода в другую компанию должен быть оформлен по правилам деловой переписки. Унифицированной формы документа нет, но в нем должна прослеживаться структура, важные информационные блоки, стоять подпись ответственного лица и печать организации.
Оформляется характеристика обычно на фирменном бланке с указанием реквизитов. Любой пример характеристики директора пишется от третьего лица. Для удобства чтения документа используются следующие параметры текста в редакторе: шрифт Times New Roman, кегль 14. Формат бумаги для характеристики - А4.
Как любая исходящая корреспонденция, характеристика оформляется по правилам делопроизводства и архивирования в двух экземплярах с указанием порядкового номера документа и исходящей даты.
Структура характеристики
В этом разделе приведен пример характеристики на руководителя предприятия, наиболее часто применяемая в делопроизводстве структура:
- Заголовок. Здесь указано наименование документа.
- Персональные данные. А именно: год и место рождения, учебные заведения, полученные ступени образования.
- Трудовая деятельность работника. Длительность трудового стажа, период работы на данном предприятии, предыдущие места работы, должности и пройденные ступени карьерной лестницы, достижения, награды, победы, результаты. Здесь же могут быть приведены сведения о повышении квалификации.
- Личностные качества, характеристика работника как партнера и лидера, психологический портрет человека.
- Заключение. В этом разделе может быть указана цель составления документа, его конечный адресат или выводы о характеристике в целом.
- Дата и исходящий номер указываются в верхней части документа, в уголках, под шапкой с реквизитами.
В самой нижней части указывается должность, фамилия, инициалы и подпись должностного лица, заполнившего характеристику. Тут же ставится оттиск печати.
Особенности написания документа
Характеристика содержит персональные данные частного лица. Все действия, касающиеся персональных данных, должны соответствовать требованиям статей 86-90 Трудового Кодекса РФ, Закону о персональных данных и других НПА, касающихся этого вопроса (локальных, областных, федеральных и так далее). Передавать информацию о человеке куда-либо без его согласия нельзя.