ИФНС достаточно часто организует комиссии по легализации объектов налогообложения. Отзывы экспертов об этой процедуре весьма неоднозначны. Однако большинство специалистов сходятся во мнении, что к ней необходимо тщательно подготовиться.
Комиссия по легализации объектов налогообложения – что это такое?
При наличии оснований контрольный орган может направить предпринимателю извещение о необходимости явиться в инспекцию. Хозяйствующие субъекты получают от ИФНС предписания с таким требованием по разным причинам. Наиболее распространены следующие поводы вызова:
- Возникновение убытка по окончании отчетного периода.
- Большой размер вычетов по НДС.
- Получение минимального дохода по УСН.
- Применение налоговых льгот.
Собственно, процедура вызова именуется контрольными органами комиссией по вопросам легализации объектов налогообложения.
Стоит сказать, что эта процедура стала для хозяйствующих субъектов, давно работающих на рынке, обычным явлением. Поэтому они, как правило, не испытывают никаких проблем при посещении ИФНС. Между тем многие предприниматели, впервые получающие приглашение на комиссию по легализации объектов налогообложения, начинают паниковать, поскольку не знают, чем это для них грозит. Попробуем разобраться с основными аспектами этой процедуры.
Цели
В первую очередь нужно сказать, что в НК комиссия по легализации объектов налогообложения физических лиц (как и юридических) не предусматривается. Более того, налоговое законодательство закрепляет 2 формы контроля: камеральную и выездную проверки.
По мнению многих экспертов, целью приглашения на комиссию по легализации объектов налогообложения является стремление ИФНС увеличить величину сборов с субъекта. Между тем по результатам процедуры контрольный орган может и не принять никакого решения в отношении лица.
Суть процесса
Явившись по вызову на комиссию по легализации объектов налогообложения, хозяйствующий субъект получает анкету, в которую вносятся сведения о:
- Основных кредиторах и дебиторах.
- Расходах, доходах и их структуре.
- Штатной численности работников и формах привлечения сотрудников (гражданско-правовое или трудовое соглашение). Такие сведения предоставляются, если необходимы пояснения по зарплате. Комиссию по легализации объектов налогообложения может, к примеру, насторожить нерегулярность выплат з/п.
- ОС.
- Количестве денежных средств на счетах.
Этот перечень носит весьма условный характер, поскольку по усмотрению проверяющего органа может быть дополнен или сокращен. Как правило, на комиссии по легализации объектов налогообложения изучается информация за последние 3 года.
С лицом проводится беседа, в ходе которой ему неоднократно указывают на необходимость дачи объяснений по поводу вызова. Субъекту при этом говорят о вероятности внесения его в план проверок.
Далее лицу предлагают несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. Как отмечают многие юристы, нередко действия служащихносят противоправный характер, противоречат не только положениям НК, но и пояснениям Минфина.
Основная цель вызова на комиссию по легализации объектов налогообложения сводится к убеждению предпринимателя увеличить размер начисленных налогов за предыдущий период, сократить издержки и вычеты путем предоставления уточненной декларации. Следует особо подчеркнуть, что никакие иные меры, кроме таких "рекомендаций" в рамках данной проверки, служащие предпринимать не вправе.
Нормативная база
Многие субъекты, получив уведомление, решают не являться на заседание комиссии по легализации объектов налогообложения. Такая реакция вполне объяснима: в НК, как выше уже говорилось, отсутствуют нормы, предусматривающие такую процедуру. Обратимся к законодательству.
Согласно положениям 31 статьи НК, контрольные органы уполномочены вызывать субъектов налогообложения письменным извещением для дачи разъяснений по вопросам, связанным с выплатой (удержанием, перечислением) сумм в бюджет, проведением налоговой проверки, в прочих случаях, касающихся исполнения предписаний НК.
Именно к этим "прочим случаям" и относится комиссия по легализации объектов налогообложения.
Эксперты не рекомендуют уклоняться от явки, напоминая, что один из критериев планирования выездной инспекции – непредставление субъектом пояснений при получении от ИФНС соответствующего требования. Следовательно, избежать отрицательных последствий уклонения от явки на заседание не выйдет.
Рекомендации юристов
Вне зависимости от повода, по которому лицо вызывается на комиссию по легализации объектов налогообложения, уклоняться от явки не следует. Вместе с тем паниковать и оперативно исполнять все требования ИФНС тоже нецелесообразно.
Специалисты рекомендуют продумать заранее ответы на вероятные вопросы инспекторов. При этом информация должна по возможности носить общий характер. В ответах следует постараться не конкретизировать те или иные обстоятельства, поскольку в противном случае инспекторы могут заинтересоваться особенностями определенных договоров (трудовых в том числе) и инициировать выездную проверку. Особенно актуальны такие рекомендации и для случаев, когда налоговикам необходимы пояснения по НДФЛ.
На комиссии по легализации объектов налогообложения субъект может предоставить письменный отчет о своей деятельности.
Некоторые примеры объяснений
На комиссии по легализации объектов налогообложения субъект может привести следующие пояснения по вопросам, связанным с возникновением убытков:
- Лицо только начало предпринимательскую деятельность. Такое обоснование целесообразно приводить в случае, если убытки возникают с начала работы субъекта, а затраты выше доходов.
- Проводится модернизация/ремонт активов, агрессивная политика захвата рыночного сектора, планируется расширение, идет освоение новых направлений в бизнесе. Эти причины обосновывают ситуации, когда темп увеличения затрат выше темпа роста доходов.
- Снижение продаж вследствие изменения рыночной конъюнктуры или ожидаемым повышением стоимости реализуемого товара. Такое объяснение можно дать, если затраты остаются на одном уровне, а прибыль снижается.
Как утверждают субъекты, побывавшие на таких комиссиях, инспекторы хотят услышать только одно: предприниматель в самое ближайшее время начнет отчислять в бюджет большие суммы. Однако, по мнению юристов, давать такое обещание не следует. Дело в том, что нередко инспекторы предлагают договориться о предстоящих показателях, "идя навстречу" субъекту.
Предостережения
Прежде чем соглашаться на предложения налоговиков, необходимо учитывать, что позиция отдельно взятой группы инспекторов может существенно отличаться от мнения других служащих.
К примеру, ИФНС потребовались пояснения по НДС. На комиссии по легализации объектов налогообложения субъекту предлагают перенести затраты на предстоящие периоды для учета налога с прибыли для дробления НДС и возмещения его по частям. Такие рекомендации идут вразрез с позицией инспекторов выездных проверок, пояснениями Минфина и положениям НК в целом.
Если на комиссии по легализации объектов налогообложения сотрудники настойчиво предлагают выполнить рекомендации, то хозяйствующий субъект может сделать встречное предложение: направить официальное письмо в территориальную ИФНС с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию. Как отмечают предприниматели, воспользовавшиеся таким вариантом, служащие перестают настаивать.
Инициаторы
На практике существует 3 типа комиссий:
- При территориальной ИФНС.
- При управлениях Налоговой службы в регионах.
- При администрации субъекта и местных органов власти.
Если инициатива вызова предпринимателя исходит от территориальной ИФНС, то на это будет прямо указано в уведомлении. Между тем желание пригласить субъекта на беседу может возникнуть и у администрации субъекта (города), независимо от решения местной инспекции. Более того, ИФНС вообще может не знать о такой комиссии. Дело в том, что обмен соответствующими документами возможен, если инспекция сама отправила предпринимателя в администрацию.
Инициатива может также исходить от чиновников Управления ФНС, если они располагают общими сведениями о предпринимателях, отразивших убытки, периоде, в котором они были учтены, причинах, отрасли деятельности и т. д. Обычно раз в квартал/полугодие сотрудники Управления направляют запрос в подведомственные инспекции. На основании полученных данных принимается решение о проведении комиссии.
Присутствие юриста
Представителям ИФНС достаточно беседы с гл. бухгалтером или финансовым директором предприятия либо, соответственно, с предпринимателем-физлицом. Вопросы, которые задаются, непосредственно касаются финансовой деятельности. Гл. бухгалтер или финансовый директор, да и сам предприниматель вполне могут самостоятельно оценить уровень угрозы для бизнеса.
Между тем далеко не всегда субъекты, вызванные на беседу, обладают достаточными знаниями законодательства. Соответственно, правомерность тех или иных вопросов им оценить затруднительно. В этой связи присутствие компетентного юриста будет как нельзя кстати. Разумеется, он должен ориентироваться в деятельности конкретного предпринимателя.
Состав комиссии
В нее, как правило, входят сотрудники, полномочия которых распространяются на те сферы, по которым поставлены вопросы. Ими могут быть, в частности, руководители структурных подразделений, выполняющих проверки (камеральные, выездные), предпроверочный анализ, служащие, участвующие в урегулировании задолженности. Юристы в комиссию не входят.
В отдельных случаях в беседе могут участвовать представители исполнительных структур власти, ПФР, Государственной трудовой инспекции, прокуратуры, правоохранительных органов. Как правило, для включения этих лиц в состав комиссии должны быть особые основания.
Раньше вопросы комиссии были связаны только с получением убытков либо выплатой зарплаты, сумма которой меньше среднеотраслевого размера, а также с планами предпринимателя по повышению прибыльности своего бизнеса.
В настоящее врем ситуация несколько иная. Основные моменты, касающиеся комиссий, регламентированы письмом ФНС № АС-4-2/12722.
Подготовка
Составить перечень предполагаемых вопросов налоговиков субъект может, если проанализирует информацию о своей деятельности, размещенную в общедоступных источниках. Стоит сказать, что ИФНС также ведет мониторинг таких ресурсов и собирает сведения.
Особое внимание предпринимателю следует обратить на сделки, существенно повлиявшие на результаты деятельности. Вероятно, именно они и стали причиной убытков.
Любые сведения, которые лицо сообщит комиссии, будут повторно проверены по общедоступным источникам.
Проводя анализ работы предпринимателя, ИФНС учитывает разные факторы. В их числе сезонность, изменение расчетных схем, спад производства и пр. Квартальный отраслевой анализ выполняется с использованием материалов из сводов данных Росстата и информации с официальных сайтов российских холдингов с учетом оценок экспертов. Надо сказать, что статистические органы отказываются предоставлять подразделениям ФНС такие сведения. Инспекции получают нужную информацию из иных источников. К примеру, на сайте любой региональной администрации можно найти сведения о социально-экономической ситуации. При этом в сводке зачастую приводятся достижения крупных компаний и самых успешных предпринимателей с указанием показателей их финансовой деятельности.
Сотрудничество с инспекцией по труду
Следует сказать, что эта структура чаще других органов идет на контакт с ИФНС и быстро реагирует на запросы, предоставляя нужные сведения о выполненных проверках, их сроках и основаниях.
Они особенно актуальны в случаях, когда у налоговой службы есть сведения о выплате зарплат "в конвертах".
Вопросы о производственных тонкостях
В последнее время они часто задаются на комиссиях. Налоговики интересуются изношенностью активов, проблемами отрасли, технологическими особенностями производства.
Инспекторам необходимо понимать специфику сферы деятельности предпринимателя. Это помогает оценить достоверность сведений, предоставляемых хозяйствующим субъектом. Кроме того, такие знания пригодятся и при проверке другого плательщика, которая, вполне вероятно, проводится в это же время.
Если в тех или иных мерах, принимаемых предпринимателем в процессе производства, не скрывается стремление уклониться от налоговых обязательств, то разъяснить тонкости процесса в интересах самого субъекта.
Заключение
Как уже говорилось выше, многие плательщики приходят к выводу о нежелательности присутствия на комиссиях. При этом свой отказ предприниматели мотивировали проведением инвентаризации и многими другими причинами.
Участившиеся случаи уклонения от явки в ИФНС привели к тому, что в ФЗ № 134 3 пункт 88 статьи был дополнен абзацем, предусматривающим право налоговиков требовать от плательщика пояснений о величине убытка при выполнении камеральной проверки. Соответствующие объяснения субъект должен предоставить в пятидневный срок.
Отказаться от объяснений предприниматели в настоящее время не имеют права. При неявке в ИФНС к должностным лицам применяются санкции, установленные ст. 19.4 КоАП. Кроме того, возможно назначение выездной проверки.