Правительство РФ выступает в качестве важнейшего органа госвласти. Задачи и особенности формирования этого института характеризуют его общественную направленность, отражают специфику его деятельности. Далее рассмотрим подробнее, каковы состав и структура Правительства РФ.
Общая классификация: парламентская форма
В зависимости от государственной системы правительство может образовываться парламентским и внепарламентским способом. Первый вариант применяется в странах с парламентарной формой (смешанная республика например). Право на создание правительства в таких государствах имеет та политическая партия, которая обладает большинством мест в нижней палате. Порядок, в соответствии с которым формируется орган в таких государствах, традиционен, несмотря на то что в конституциях он выражен в несколько некорректном виде. Правительство создается в несколько этапов. Сначала главой государства назначается его председатель. В Индии им является премьер-министр, а в ФРГ, например, это федеральный канцлер. Затем председатель формирует собственно правительство и предлагает его персональный состав парламенту. Последний может большинством выразить недоверие. В этом случае вероятен роспуск парламента. Пока не будет созван новый, глава государства формирует служебное правительство.
Внепарламентский способ
Он применяется в президентских и некоторых смешанных республиках, в ряде монархий. В этом случае правом на образование правительства обладает избирательный корпус, поскольку выбор осуществляется президентом. В некоторых республиках парламент все же принимает определенное участие. Например, президент в США назначает членов Кабинета с согласия и по рекомендации Сената. На Филиппинах глава страны должен получить согласие комиссии по назначениям, существующей при парламенте. Несмотря на это, и в том и в другом государстве метод формирования правительства считается внепарламентским. Это обусловлено тем, что контроль над назначениями не обладает политическим характером. Проверке подвергаются моральный облик и компетентность кандидатов. Такой контроль не зависит от итогов парламентских выборов.
Структура правительства в зарубежных странах
В разных государствах эти органы весьма разнообразны. В некоторых странах структура и состав правительства никаким образом не регулируются (например, это характерно для Великобритании). Это, в свою очередь, позволяет новому главе самостоятельно выбирать, какие ему нужны министерства и с каким кругом полномочий. Во Франции, Италии, ФРГ структуру правительства образуют все руководители центральных ведомств, несмотря на то что этот момент не оговаривается в конституциях. К ним, в частности, относят государственных секретарей, глав департаментов, министров. В иных государствах, наоборот, структура регулируется законом. Такая ситуация имеет место в Польше, Швейцарии, США, Испании. В последней, например, в составе правительства присутствует председатель, заместители, министры. В нем есть и прочие члены, которые определяются в законодательном порядке.
Структура правительства Российской Федерации
Правовой статус этого института установлен в гл. 6 Конституции и соответствующем ФЗ. Согласно ст. 110, ч. 2 Основного Закона структура российского правительства формируется:
- Председателем.
- Заместителями.
- Федеральными министрами.
Первый предлагает кандидатов на все остальные должности президенту страны.
Историческая справка
Какой была раньше структура? Правительство России в течение всего периода с момента принятия новой Конституции претерпевало постоянные изменения. Первые корректировки были санкционированы самим Главой государства. Президентский Указ от 23 дек. 1993 года обусловил преобразования и реорганизацию Совета Министров. В результате изменений из правительства были убраны главы исполнительных органов субъектов. Это позволило исключить их одновременное присутствие в законодательной и исполнительной власти. Существовал также и иной аспект преобразований. В частности, устранялась прямая зависимость исполнительных органов регионов от федерального центра.
2004-2007 гг.
В этот период также неоднократно менялась структура правительства. Накануне административной реформы в этом органе присутствовало 30 человек, кроме председателя. Заместителей было шесть. Двое из них руководили министерствами (финансов и сельского хозяйства). После административной реформы, проведенной весной 2004-го, состав правительства был сокращен. С того момента предусмотрено было наличие только одного вице-премьера. Из 15 федеральных министров без портфеля был один. Это был глава аппарата правительства. В мае 2004-го изменения коснулись исполнительных органов. Вместо одного Министерства по транспорту и связи было создано два. Первое – по транспорту, а второе – по связи и информационным технологиям. В результате в состав Правительства вошел еще 1 федеральный министр. В сентябре 2004-го было создано Минрегионразвития. В этой связи в правительстве стало на одного члена больше. В ноябре 2005-го произошли очередные преобразования. В частности, изменения касались учреждения должности первого вице-премьера, а до ранга вице-премьера был повышен министр обороны. В результате у председателя стало 3 заместителя.
2008 год
В этом году структура правительства снова подверглась реорганизации. В ходе реформ были образованы новые министерства, увеличилось и число заместителей председателя. Их стало семь, в числе которых – два первых, руководитель аппарата и министр финансов. Разъясняя эту реорганизацию, которой подверглась структура правительства, В. В. Путин пояснил, что в ходе оптимизации и корректировки основной направленностью было усиление эффективности и работоспособности существующего механизма госуправления и кадрового потенциала системы.
Ситуация сегодня
На настоящий момент председатель имеет восемь заместителей. К прежним присоединился вице-премьер, курировавший подготовку к Олимпиаде в Сочи. Медведев объяснил суть данного решения тем, что в ближайших планах государства на тот момент было не только строительство олимпийской столицы, но и создание одного из лучших курортов мира. Предполагалось дать как сочинцам, так и жителям других городов развитую инфраструктуру. Число заместителей председателя не лимитируется положениями Конституции. Общее число определяет президент государства по личному усмотрению.
Специфика деятельности
Указы президента санкционируют упразднение, создание, слияние, разделение ведомств и министерств. На основании распоряжений также выполняется их переименование и преобразование. В соответствии с этим правительство устанавливает полномочия и функции созданных и реорганизованных исполнительных федеральных органов, уточняет существующие положения о действующих институтах. Таким образом обеспечивается и реализуется государственная политика в рамках установленных сфер влияния. Обычно общая система исполнительных федеральных органов разрабатывается и утверждается в ходе формирования правительства после избрания президента. Впоследствии она может изменяться и дополняться, в некоторых случаях весьма существенно.
Президиум
Структура правительства включает в себя постоянный орган, уполномоченный на решение оперативных вопросов. Им является Президиум. В него входит председатель правительства, заместители, федеральные министры (обороны, финансов, экономики и прочие). Председательствовать на заседаниях может и сам президент. В соответствии с составом Правительства может меняться и структура Президиума. На заседаниях обсуждаются разнообразные вопросы. Они все касаются сферы деятельности правительства. В результате рассмотрения принимаются решения, в числе которых и нормативные акты.