Большинство современных держав являются устоявшимися структурами, управление в которых осуществляется на высшем уровне. Конечно, такое положение дел было далеко не всегда. Изначально государства как формы организации общества не существовало вообще. Вместо неё люди объединялись в небольшие родоплеменные общины, которые регулировались моральными нормами. Тогда подобная форма организации социума действительно была эффективной. Однако в процессе регулирования деятельности большого количества людей родоплеменная община показала свою полную бесполезность. Поэтому сменой подобной формации становится государство.
Развитие стран продолжается по сей день. Конечно, первые государства были куда более примитивными, нежели современные. Суть в том, что в XXI веке ключевым преимуществом всех без исключения держав является наличие системы органов власти. В данном вопросе Российская Федерация не является исключением. В нашем государстве также существует довольно развития структура тех или иных органов. При этом наибольшее значение играют ведомства исполнительной направленности, о системе которых пойдет речь далее.
Как появились эти органы?
Изначально градации государственных органов на исполнительные, законодательные и судебные типы не существовало. Ведь подобная классификация является проявлением принципа разделения управления страной. Он был разработан в период Нового времени путем теоретических осмыслений Шарля Луи де Монтескье и Джона Локка. С течением времени данный принцип довольно быстро модернизировался. На сегодняшний день он используется практически в каждом государстве как своеобразная основа функционирования государственных органов. Ключевой мыслью принципа выступает то, что власть является системным явлением, которое необходимо реализовывать коллегиально, а не единолично. Помимо этого, сосредоточение управления в руках конкретного лица или же правящей верхушки считается негативным фактором. Данный подход не позволяет учитывать интересы всего населения и, что самое главное, эффективно регулировать его деятельность. Поэтому сегодня принцип разделения управления страной активно используется и развивается практически во всех существующих странах.
Исполнительные органы управления в России
На сегодняшний день в РФ существует большое количество различных ведомств и организаций. Наибольшее количество структур относится к исполнительной ветви власти. Но возникает вопрос о том, что они собой вообще представляют.
Органы исполнительного характера – это специальные ведомства, которые в процессе осуществления своей непосредственной работы производят реализацию функций государства. Помимо этого, данные структуры выступают исполнителями законодательных норм и положений Конституции России. Как мы видим, их компетенция является довольно обширной. Поэтому система и структура федеральных органов исполнительной власти является довольно обширной и громоздкой, ведь их деятельность касается большого количества различных вопросов. Помимо этого, представленные ведомства выступают буфером между системой правовых норм и реальностью. Служащие подобных структур ежедневно реализуют на практике государственную политику. Этот факт говорит о большой важности всей исполнительной системы.
Признаки ведомств
Любые государственные организации наделены рядом своеобразных особенностей. Не является исключением в этом вопросе система и структура федеральных органов исполнительной власти. Представленные ведомства характеризуются на сегодняшний день рядом следующих признаков, а именно:
- являются совершенно самостоятельной системой официальных учреждений;
- в своей работе фактически претворяют политику государства в жизнь;
- их непосредственная деятельность осуществляется на основе принципа законности;
- система и структура федеральных органов исполнительной власти является постоянной и непрерывной в своей работе;
- ведомства такого типа обладают специальными полномочиями и соответствующей материальной базой.
Таким образом, представленные особенности характеризуют органы исполнительного управления как профессиональную и эффективную систему. Однако их непосредственная структура является куда более сложным формированием. Поэтому её необходимо разбирать отдельно от иных смежных понятий. Это даст возможность выделить ключевые особенности, а также специфику элементов, входящих в неё.
Система и структура федеральных органов исполнительной власти – общая характеристика
Любая формация отличается наличием собственных полномочий и особенностей. Не является в данном вопросе исключением система и структура федеральных органов исполнительной власти РФ. Следует сразу же оговориться, что данные понятия тождественны. Они характеризуют одну функциональную форму деятельности соответствующих ведомств. Просто словом «система» обозначается их внутреннее построение, а словом «структура» - общая формация.
Таким образом, система и структура федеральных органов исполнительной власти РФ – это сформированный механизм различных ведомств, который реализует определенный набор функций и задач. Он существует для реализации государственной политики и, конечно же, законодательных норм.
Система и структура федеральных органов исполнительной власти в РФ является строго упорядоченной и, что самое главное, иерархичной. Это подтверждается наличием основного органа, который регулирует деятельность всего механизма.
Юридический статус Правительства РФ
Система и структура федеральных органов исполнительной власти в России регулируется единым, высшим органом – Правительством. Это коллегиальное ведомство имеет свою нормативную основу и большое количество полномочий. К наиболее важным функциям Правительства России относятся:
- разработка федерального бюджета;
- проведение, разработка и реализация финансовой политики;
- проведение культурной политики на территории государства;
- обеспечение правопорядка, законности и т. п.
Конечно, данный перечень полномочий не является исчерпывающим. Однако он показывает верховенство Правительства РФ в иерархичной структуре соответствующих органов управления. Наличие центрального ведомства делает подобную систему упорядоченной и подконтрольной. К тому же присутствие единого центра показывает исключительную эффективность структуры.
Структура федеральных органов исполнительной власти в РФ
Любая совокупность чего-либо является механизмом, состоящим из определенного количества элементов. В свою очередь, структура органов исполнительного управления также представляет собой механизм, включающий несколько взаимосвязанных единиц. Каждая из них наделена собственными особенностями, функциями и нормативной базой. Таким образом, структура федеральных органов исполнительной власти включает в себя:
- министерства;
- службы;
- агентства.
Каждый представленный элемент отличается особенностями, которые необходимо рассмотреть. Ведь от этого зависит фактическое понимание деятельности всех упомянутых элементов, обладающих набором собственных функций. Поэтому каждый из них следует рассматривать в отдельности друг от друга, чтобы максимально полно изучить все специфические черты.
Что собой представляет первый элемент структуры?
Федеральные министерства на сегодняшний день являются наиболее обширной структурой, которая осуществляет координацию деятельности и контроль входящих в неё агентств и служб. Как правило, компетенция министерств распространяется на определенную сферу официальной деятельности страны, например, финансовую, правоохранительную, экономическую, культурную и т. д. Помимо того, упомянутые ведомства входят в структуру Правительства нашей страны. Таким образом, они напрямую подчиняются единому центру, что делает их работу весьма эффективной.
Особенности федеральных агентств и служб
Самыми мелкими элементами системы упомянутых органов в России являются агентства и службы. Невзирая на свою иерархичную подчиненность, они выполняют значимый спектр функций. Федеральные службы выступают фактическим продолжением министерств. Они выполняют специализированные функции в области безопасности, защиты населения РФ и т. п. Совершенно иными полномочиями наделены федеральные агентства. В их спектр деятельности входят сервисные задачи по оказанию специальных государственных услуг. На сегодняшний день агентств в Российской Федерации довольно большое количество.
Кто учреждает систему исполнительных органов?
Любое ведомство власти имеет не только собственные признаки, но и определенную нормативную базу. К тому же существуют субъекты, которые непосредственно координируют работу того или иного механизма. В свою очередь, система федеральных органов исполнительной власти утверждена Президентом. Первое лицо государства посредством личного указа создает структуру специальных ведомств, а также разрабатывает их внутренний функционал. Тем не менее, хотя система федеральных органов исполнительной власти утверждена Президентом России, в своей работе она подчиняется не только ему, но еще и Правительству.
Заключение
Таким образом, мы ответили на вопрос о том, что такое система и структура федеральных органов исполнительной власти. Утверждается данный механизм Президентом. На структуру возложено большое количество специфических функций, которые выделяют её среди иных органов власти. Остается надеяться, что в будущем система власти исполнительного характера в России будет развиваться еще стремительнее.