В настоящее время многие предпочитают приобретать товары не через розничные торговые точки, а заказав непосредственно у производителя или генерального дистрибьютора. Таким образом удается сделать приобретение с существенной скидкой. Но зачастую фирма требует полную оплату за товар еще до его отгрузки – так называемый аванс. Что такое предоплата и почему ее требуют с одних клиентов, а с других – нет?
Предварительный платеж
В случае заказа товара по предоплате поставщик требует перечисления полной или частичной суммы стоимости товара на свой расчетный счет. Заранее оплаченная стоимость служит гарантией того, что покупатель действительно заинтересован в приобретении. Такой вид перечисления в бухгалтерии носит название «авансовый платеж». Стандартные условия предоплаты выставляются разовым или случайным покупателям. Постоянным клиентам удобнее заключить договор купли-продажи установленного образца, в котором оговариваются условия – предоплата, перечисление по факту, отсрочка платежа. Если по условиям соглашения клиент согласен перечислить деньги заранее, подписывается договор предоплаты. Поставщик может выдвинуть встречные требования, к примеру настоять, что расчет с отсрочкой возможен лишь после заказа определенного количества товара. При невыполнении данного условия клиент непосредственно узнает, что такое предоплата, и перечисляет деньги еще до отгрузки товара.
Полная и частичная предоплата
В зависимости от того, насколько заинтересован поставщик в покупателе, может применяться полная или частичная предоплата. Полная возможна для новых покупателей, для клиентов, осуществляющих нерегулярные закупки, и в случае, если стоимость товарной продукции может измениться за короткий период времени.
Что такое предоплата частичная? В этом случае клиент оплачивает 70, 50, 30 процентов от общей стоимости покупки. После получения товара в полном ассортименте покупателю остается доплатить оставшуюся сумму.
Возможен и другой вид обработки операции. К примеру, покупателю выставляется счет на авансовый платеж в размере 30% стоимости товара. После оформления сделки клиент оплачивает 100% стоимости. На счетах продавца возникают излишне перечисленные средства. Их он впоследствии или возвращает покупателю, или же использует как предоплату за следующую партию товара. Такой способ носит название «револьверного», так как движение денег похоже на перемещение патронов в барабане револьвера. Данным способом часто пользуются продавцы при периодических поставках товара своим контрагентам.
Счет на предварительный платеж
Счет на предоплату выписывается после заявки контрагента и включает в себя следующие реквизиты:
- наименование товара;
- единица измерения;
- количество приобретенных товарных единиц;
- услуги доставки – если доставка товара будет производиться за счет поставщика;
- сумма итого;
- начисленные налоги (НДС, акцизный сбор, прочее);
- сумма всего.
Правильно оформленный и принятый контрагентом счет на предоплату является бухгалтерским документом и должен быть отражен в складском и налоговом учете.
Взаиморасчеты между физическими лицами
Конечно, при приобретении товара через интернет никакие счета никому не выставляются. Такие сделки осуществляются на основании устной договоренности между покупателем и продавцом. Тогда же оговаривается и авансовый платеж – уместен ли он и в какой сумме будет производиться. Окончательный взаиморасчет возможен лишь по результату полной договоренности.
Как выбрать надежного продавца
Разумеется, любая предоплата – это риск прежде всего для покупателя. Есть вероятность того, что за совершенный авансовый платеж заказчик не получает выбранный товар. Давайте посмотрим, как можно уберечься от мошенников, применив элементарные правила безопасности.
В первую очередь смотрите на репутацию продавца. Разумеется, многие мошенники покупают отзывы в сети. Как правило, такие отзывы стандартны, пишутся не по существу и по сути своей сводятся к двум фразам: «замечательный товар», «хороший продавец». Конечно же, такие комментарии не отражают ни реальную репутацию продавца, ни способы его работы с покупателями.
Среди положительных отзывов интерес представляют те, которые описывают сам процесс покупки – была ли предоплата за товар, как была запакована покупка, как быстро продавец выходил на связь и прочее. Такие отзывы стоит принимать во внимание при оценке надежности лица, реализующего товар.
Интереснее рассматривать отзывы отрицательные – если они есть, конечно. Разумеется, отрицательные отзывы никто не пишет за деньги – а значит, все они написаны реальными или несостоявшимися покупателями. Проанализируйте не количество, а суть этих отзывов. Если жалобы касаются того, что покупателю неизвестно, что такое предоплата, что он не смог договориться с продавцом – смело игнорируйте такой комментарий. Обращайте внимание на жалобы про плохую обратную связь, на непонятные задержки с отправкой товара и тому подобные вещи. Если эти жалобы выложены в сеть и пропущены администрацией ресурса, на котором они размещены – к ним стоит прислушаться.
Остерегаемся мошенников
Второй момент – кстати, очень интересный – количество лотов товара, выставленного данным продавцом на этом ресурсе. Стандартный продавец с хорошей репутацией может настаивать на предоплате, если на данной интернет-площадке он выставляет большой ассортимент предлагаемых товаров. В таком случае ему неинтересно вас обманывать – ваша жалоба автоматически закроет ему доступ к дальнейшей реализации. Если покупатель с не очень хорошей репутацией выставляет один-два лота по подозрительно низким ценам, которые хочет продать на условиях предоплаты – вполне возможно, что перед вами мошенник.
Так что не спешите выкладывать деньги за интересную позицию на условиях предоплаты, не ознакомившись с продавцом и его репутацией. Данный совет касается работы и с юридическими лицами, и с частными предпринимателями.