Рубрики
...

Протекционизм - это... Политика защиты внутреннего рынка и интересов национальных производителей

После выхода из продолжительной экономической депрессии 1860-1870-х гг. в континентальной Европе начался повсеместный переход к протекционистской политике. Во всех странах, которые внедряли эту программу, стал отмечаться значительный промышленный рост. протекционизм это

Свободная торговля и протекционизм

Развивающаяся система хозяйствования требует защиты вновь сформированных и возникающих под воздействием НТП отраслей от деятельности крупных иностранных компаний, которые участвуют в обороте продукции достаточно давно. Методы протекционизма обладают достаточно выраженным социальным характером, особенно во времена структурных преобразований или создания национального промышленного сектора. В такие периоды государство должно обеспечивать защиту тем профессиональным категориям, которым необходима переквалификация вследствие банкротства или закрытия предприятий.

Свободная торговля и протекционизм – два взаимосвязанных явления. При достаточно интенсивном обороте продукции в период обострения отношений между странами или усиления напряженности в мире защитные меры внедряются с целью сохранения государственной безопасности. Этому способствует выпуск на собственной территории жизненно важных, необходимых товаров.

методы протекционизма

Критика

Политика протекционизма, несомненно, обладает определенными достоинствами. Однако далеко не во всех случаях ее внедрение в систему национального хозяйствования является целесообразным. Противники этой теории приводят ряд аргументов в защиту своей позиции. В частности, они выдвигают ряд тезисов.

  1. Протекционизм – это система, которой свойственна определенная нелогичность. Она проявляется в том, что, ставя целью обеспечить достижение в балансе положительного сальдо, программа значительно сдерживает операции импорта. Следствием этого выступает аналогичная реакция международных партнеров, которые снижают объем экспортных поставок. Такие действия приводят в результате к разбалансированности.
  2. Протекционизм – это программа, формирующая определенные барьеры в секторах национального хозяйства. Они, несомненно, обеспечивают защиту от активности иностранных фирм. Но вместе с этим барьеры снижают стимул к развитию отраслей, так как происходят сбои в механизме конкуренции. При этом монопольные привилегии и возможность сохранять высокую прибыльность уничтожают стремление к инновациям и прогрессу.
  3. Протекционизм – это система, формирующая определенный мультиплицирующий эффект. Он проявляется за счет межотраслевой технологической связи. Если определенные защитные меры введены для одних отраслей, то их потребуют и другие, связанные с ними секторы.
  4. Экономический протекционизм наносит значительный ущерб интересу потребителя. Отечественный покупатель платит больше и за импортную, облагаемую ввозными пошлинами продукцию, и за изделия, выпущенные на территории собственного государства.
  5. Протекционизм – это схема, в рамках которой невозможно полностью использовать достоинства международной специализации вследствие того, что более доступная импортная продукция не может попасть в страну из-за существующих ограничений.

политика протекционизма

Основные инструменты

Политика протекционизма предполагает формирование нетарифных и тарифных ограничений. Последние представляют собой таможенные пошлины на ввоз и вывоз продукции. Этот инструмент считается наиболее простым и достаточно эффективным. Однако сегодня значение пошлин постепенно снижается. Правительства государств все чаще отдают предпочтение нетарифным методам протекционизма. К ним, в частности, относят импортные (ограничение на количество ввозимых изделий) и экспортные квоты (пределы вывозимой продукции по требованию импортера). Тем не менее, исследование тарифных методов в настоящее время не теряет актуальности, поскольку они продолжают использоваться различными государствами.

Торговый протекционизм: пошлины

Тарифные барьеры начали внедряться достаточно давно. К примеру, в начале 19-го столетия Великобритания ввела импортные пошлины для защиты национального сельского хозяйства. К концу века США и Германия стали вводить тарифные барьеры для сохранения новых промышленных отраслей. В России пошлины защищают автомобильное производство.

Отечественные программы

Правительство устанавливает высокие тарифы не только на ввоз новых, но и подержанных импортных транспортных средств. В этом случае государство решает несколько задач. В первую очередь, отечественный производитель ограждается от конкуренции. Во-вторых, сформированы препятствия для заполнения внутреннего рынка подержанными импортными машинами, которые на родине уже выработали свой ресурс. Это, в свою очередь, положительным образом отражается на общем уровне безопасности на отечественных дорогах. Таким образом, российская политика протекционизма имеет и экономическую, и социальную направленность.

методы протекционизма

Результат введения тарифов

Установление пошлин повышает стоимость не только импортируемого товара, но и среднюю цену продукции на внутреннем рынке. Это выгодно национальному производителю. Достижение такого результата, как правило, выступает в качестве основной цели протекционизма. В рамках такой программы государство обеспечивает защиту отечественных производителей от низкой стоимости на продукцию, возникающей в условиях конкуренции со стороны зарубежных предприятий. торговый протекционизм

Реальный и расчетный уровень защиты

Следует отметить, что фактический результат введения пошлин может существенно отличаться от планируемого. Эффект тарифного метода может различаться на различных этапах производственного цикла. Рассмотрим пример. Допустим, в России предполагается начать сборку определенных автомобилей, а в США уже налаженные сборочные производства собираются развить выпуск комплектующих. Для поощрения отечественно автоиндустрии РФ вводит пошлину на ввозимые готовые ТС величиной 20%. Таким образом, российский производитель получает возможность поднять цену своей продукции с 10 до 12 тыс. долл. В этом случае несколько некорректно говорить о том, что отечественные предприятия получат только 20-процентную защиту. До установления пошлины российские производители могли работать только в том случае, если бы цена сборки составила бы не больше 2 тыс. долл. (сумма, появляющаяся при вычитании полной из стоимости готового изделия – 10 тыс. – суммы, затраченной на детали – 8 тыс.). После внедрения тарифа существование предприятий возможно и при 4 тыс. (разница между новой ценой в 12 000 и стоимостью деталей). В этом случае 20-процентная пошлина обеспечит отечественным производителям фактически полную защиту. экономический протекционизм

Другой вариант защиты

Предположим, что США с целью стимулирования внутреннего выпуска комплектующих вводит 10% пошлину на вывозимые в Россию детали. В этом случае стоимость комплектующих для отечественных сборщиков станет не 8, а 8,8 тыс. долл. Эта мера при стабильных тарифах на готовые ТС сделает производство машин на отечественных предприятиях менее прибыльной. До введения пошлины выпуск автомобилей считался рентабельным, если стоимость сборки составляет не больше 2 тыс., а после установления пошлины этот показатель должен быть не более 1,2 тыс. Таким образом, тарифная система сможет обеспечить защиту отечественному производителю, но уровень ее качества снизится.