В последнее время в различных компаниях маркетологи становятся все более и более востребованными, в связи с чем все больше людей начинает интересоваться соответствующим образованием и пытается устроиться на эту должность. Но при этом многие из них могут даже не знать, чем вообще занимаются специалисты этой категории, что собой представляет должностная инструкция маркетолога.
Кто это?
Маркетолог – это человек, главной функцией которого является тщательное изучение рыночного спроса и предложения на различные услуги и товары, а также организация сбыта продукции компании. Ни одна организация, которая занимается производством и реализацией определенных услуг или товаров, не может обойтись без профессионального специалиста такого ранга, ведь должностная инструкция маркетолога предусматривает изучение вкусов потенциальных потребителей продукции данной компании, а также разработку основных технологий продвижения данной продукции, если руководство, конечно, заинтересовано в том, чтобы активно увеличивать объем продаж.
Именно за счет этого маркетологи на сегодняшний день имеют настолько большие перспективы не только с точки зрения карьерного роста, но и в плане зарплаты.
Где они работают?
В принципе, должностная инструкция маркетолога присутствует в любой, даже относительно небольшой компании, которая интересуется тем, чтобы активно продвигать на рынке и продавать собственную продукцию. В связи с этим специалисты этой категории присутствуют сегодня практически везде, начиная от банка и заканчивая обычными производственными компаниями.
С постоянным развитием интернета и, следовательно, расширением покупательской аудитории профессиональный маркетолог-аналитик, которым профессионально оцениваются вкусы данной аудитории, а также тенденции рынка, в конечном итоге превратился практически в незаменимого сотрудника отдела продаж. Помимо этого стоит отметить тот факт, что должностная инструкция маркетолога в обязательном порядке должна выполняться квалифицированным специалистом в различных консалтинговых компаниях, в которых интернет-маркетолог является чрезвычайно востребованным специалистом, так как эти компании занимаются проведением маркетинговых исследований в сети для своих клиентов.
Чем занимается такой специалист?
Стоит отметить, что, сравнивая эту с множеством других профессий, вряд ли можно сказать, что такое уж большое количество функций имеет маркетолог. Обязанности специалиста данной профессии являются довольно ответственными и серьезными и включают в себя:
- Тщательный анализ и наблюдение за текущей ситуацией на действующем рынке, а также последующее составление прогнозов дальнейшего развития рынка на основе полученной информации.
- Составление рекомендации по тому, как можно повысить продажи, а также сделать бренд более узнаваемым. В частности сюда входят различные рекомендации по ценообразованию, координация наиболее эффективного создания рекламы и последующего ее использования, определенные рекомендации мерчендайзерам касательно того, как лучше всего раскладывать товары на прилавки, для того чтобы обеспечить максимально возможную эффективность продаж, а также разработку и дальнейшую реализацию используемых стратегий продаж.
Помимо всех указанных выше функций есть еще несколько задач, которые выполняет маркетолог. Обязанности этого специалиста могут включать в себя:
- Слежение за розничными точками, что особенно часто наблюдается в современных крупных компаниях, которыми осуществляется продажа потребительской продукции.
- Написание статей или же пресс-релизов с последующей их публикацией в профильных СМИ.
- Участие в различных конференциях и выставках.
- Поддержка и последующее развитие и продвижение интернет-сайтов. Стоит отметить тот факт, что в преимущественном большинстве случаев такие сайты носят исключительно консультативный характер.
Какие требования предъявляются к таким специалистам?
В преимущественном большинстве случаев, если человека интересует профессия «маркетолог», он должен соответствовать следующим требованиям:
- Разбираться в особенностях того рынка, в котором ему предстоит работать.
- Умение выполнять аналитическую работу, включая сбор и последующую обработку данных различных статистик с дальнейшим составлением отчетов.
- Уверенное владение персональным компьютером, а также основной офисной техникой.
- Умение грамотно излагать свои мысли как в письменной, так и в устной форме.
- Наличие профильного высшего образования.
Это основные требования, предъявляемые к человеку, которого интересует профессия «маркетолог». Также есть ряд дополнительных, которые в преимущественном большинстве случаев выдвигаются уже непосредственно самими работодателями:
- Готовность к выезду в различные командировки, которые чаще всего представляют собой всевозможные выставки и конференции.
- Знание английского языка на определенном уровне.
- Наличие водительских прав категории В.
Данные требования не являются обязательными, но могут быть востребованными работодателями от того человека, которого интересует эта должность. Именно по этой причине лучше всего побеспокоиться о том, чтобы вы им соответствовали, если вас интересует место в каких-либо престижных компаниях.
Как стать специалистом?
Маркетолог на предприятии является довольно востребованным специалистом, в связи с чем многие стараются освоить данную профессию. Навыками маркетолога довольно успешно овладевают те люди, которые имеют высшее экономическое или же социологическое образование. Помимо этого, большинство вузов с течением времени начали вводить в свою учебную программу направление подготовки «Маркетинг», выпускники которого в конечном итоге могут быть полноценными маркетологами.
Еще один путь в данную сферу деятельности может быть проложен через рекламу. Для этого вы можете просто устроиться в определенное рекламное агентство, после чего принимать активное участие в различных проектах, а также предлагать рекламодателям продвижение собственных услуг и товаров. Изначально вас, конечно же, не будет никто допускать к принятию каких-либо важных решений, но приблизительно через год или два активной работы вы определенно сможете освоить сферу маркетинга и рекламы.
Какими они бывают?
Как говорилось выше, маркетолог должен присутствовать в любой компании, которая старается более эффективно продвигать и сбывать собственную продукцию. Однако в зависимости от того, где именно работает специалист этого профиля, изменяется и формат его работы.
Знаток товаров
Такой маркетолог занимается оценкой того, какая именно продукция на данный момент будет пользоваться спросом и по какой причине, а также предлагает вышестоящему руководству возможные пути того, каким образом можно будет продвинуть новый товар или же увеличить эффективность продажи уже существующих. Также этот специалист занимается сбором и анализом статистической информации, а также оценкой действий конкурентов и еще целым рядом других функций.
Мерчендайзер
Мерчендайзер представляет собой комплекс мер, направленных на увеличение продаж посредством улучшения видимости, узнаваемости или же доступности определенных товаров для потребителей. К таким мерам в частности относится организация выкладки, установка специализированного торгового оборудования, а также грамотное размещение рекламы.
Трейд-маркетолог
Основной задачей, которую имеет специалист-маркетолог в этой области, является предельно возможное увеличение объема продаж, а также активное продвижение непосредственно самой торговой марки с целью улучшения ее узнаваемости. Позиции таких специалистов разных уровней на сегодняшний день являются весьма и весьма востребованными, и более того, являются одними из наиболее распространенных.