Рубрики

Экологический сбор. Плата за загрязнение окружающей среды: ставка, плательщики

Экологические платежи существуют в России достаточно давно. В качестве них выступают обязательные отчисления за негативное воздействие на природу. Многие субъекты рассматривают их как экологические налоги. Однако такое определение считается ошибочным. В законодательстве не предусмотрены экологические налоги. Указанные отчисления не регламентируются НК. Порядок, в соответствии с которым они взимаются, устанавливается правительственными Постановлениями. Рассмотрим далее подробно, какие существуют экологические платежи. экологический сбор

Общие сведения

Федеральным законодательством устанавливается обязанность пользователей осуществлять обязательные отчисления за загрязнение окружающей среды. Существует два их вида. Первым является экологический сбор. Он считается основным отчислением. Кроме него, законодательство устанавливает и утилизационный сбор. Для обеспечения контроля соблюдения нормативов ликвидации отходов сформирована Единая государственная система их учета. По ст. 24.2 п. 7 ФЗ №89, если импортеры и производители продукции не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов, то они обязаны отчислять экологический сбор.

Важный момент

Следует обратить внимание на то, что по пунктам 3 и 4 ст. 24.5 ФЗ №89, экологический сбор для продукции в упаковке, не являющейся готовыми к потреблению изделиями, начисляется исключительно в отношении самой тары. Для товаров, подлежащих утилизации и вывозу за пределы РФ, никаких отчислений не установлено. загрязнение окружающей среды

Расчет экологического сбора

Правила начисления определяются в ст. 24.5 п. 6 ФЗ № 89. В соответствии с положениями нормы, определение суммы отчисления осуществляется умножением ставки экологического сбора на вес готовой продукции либо на число единиц товара, который подлежит уничтожению, выпущенных на территории РФ в обращение, либо на массу использованной при производстве упаковки, и на норматив утилизации. Последний выражается в относительных единицах.

Тариф

Ставка формируется в соответствии со средними суммами расходов на сбор, перевозку, обработку и утилизацию единицы изделия или его массы, потерявшего потребительские качества. В тариф может включаться также удельная величина издержек на создание инфраструктурных объектов, на которых осуществляется уничтожение такой продукции. Ставки сбора по каждой товарной группе, подлежащей утилизации после потери потребительских качеств, определяется Правительством. экологические платежи

Общий порядок взимания

Он определяется в пунктах 8 и 9 ст. 24.5 ФЗ №89. В нормах отмечается, что правила взимания сбора устанавливаются Правительством. Им же определяется порядок исчисления, зачета, взыскания, возврата излишне отчисленных сумм. Контроль правильности расчета, полноты и своевременности выплаты осуществляется исполнительным федеральным органом, уполномоченным Правительством. В качестве него выступает Росприроднадзор. Плательщики экологического сбора осуществляют его исчисление самостоятельно. Отчисление производится в рублях отдельными платежными бумагами по соответствующему КБК. Средства поступают на счет подразделения Федерального казначейства.

Отчетные периоды

В соответствии с проектом, принятым Правительством, документация по экологическому сбору должна быть предоставлена в территориальное подразделение Росприроднадзора в сроки:

  • В 2015 г. – до 15 октября (за 9 мес.);
  • В 2016 г. – до 1 февраля (за октябрь, ноябрь и декабрь 2015 г.);
  • С 2017 г. – каждый год до 15 апреля периода, который идет за отчетным. ставки экологического сбора

Подача документов

Бумаги, которые должен предоставить субъект, отчисляющий экологический сбор:

  1. Форма начисления.
  2. Копии платежной документации.

Обязанное лицо может поручить предоставление документации своему представителю. В этом случае необходимо приложить копию бумаги, удостоверяющей соответствующие полномочия.

Действия надзорной инстанции

Территориальное подразделение уполномоченного исполнительного органа в месячный срок после подачи субъектом, отчисляющим экологический сбор, документов проверяет правильность его начисления и поступление его по соответствующему КБК на счет структуры Федерального казначейства. На акте о выполнении нормативов по утилизации проставляется отметка о полученной сумме. После этого субъекту выдается приходный ордер. Порядок его заполнения и внесения в него изменений устанавливаются Росприроднадзором. В случае предоставления в территориальное подразделение документации, подтверждающей наличие оснований для освобождения от отчисления, проверка также осуществляется на протяжении месяца. После нее на акте ставится соответствующая отметка. расчет экологического сбора

Возврат излишне отчисленных сумм

Если платеж субъекта превысил установленный размер, то разница может быть засчитана в счет других периодов. Аналогичное правило действует и в случае, если лицо отчислило сумму по ошибке. Излишне уплаченный сбор по заявлению субъекта может быть возвращен ему. Этим правом лицо может воспользоваться в течение трех лет с момента перечисления. Общий период, в течение которого уполномоченная инстанция рассматривает поступившее письменное заявление и принимает решение по нему не может быть больше 30 дней (календарных).

Особый случай

Импортеры или производители, принявшие на себя обязательства по самостоятельной утилизации отходов, но не смогли достичь установленных нормативов, должны отчислять экологический сбор. В этом случае он начисляется путем умножения тарифа на разницу между предусмотренным и реализованным показателем, на вес готовых изделий, подлежащих уничтожению, либо на массу тары, которая использовалась при производстве, и на неполученный показатель, который выражен в относительных единицах. экологический сбор форма

Направление расходования средств

По ст. 24.5 п. 10 ФЗ № 89, суммы, полученные от субъектов за загрязнение окружающей среды, планируется тратить на реализацию госпрограмм в виде предоставления субсидий регионам на софинансирование проектов в сфере обращения с отходами. Средства также будут расходоваться на сооружение объектов, на которых должна осуществляться их обработка, утилизация и обезвреживание. Но ключевым направлением станет уничтожение упаковок и товаров, которые не были ликвидированы импортерами и производителями, уплатившими экологический сбор.

Дополнительно

К проекту, регламентирующему установление ставок по экологическому сбору, отчисляемому импортерами, производителями товаров, которые подлежат утилизации после потери ими потребительских качеств, приводятся сведения, касающиеся взимания сумм в прочих странах Азии и Европы, в том числе, государствах бывшего Советского Союза. В частности, дополнительно оговариваются конкретные размеры, тарифы, сроки и пр.

Оценки экспертов

В пояснительной записке к проекту приведены экономические обоснования для установления в России экологического платежа. В соответствии с оценками экспертов, затраты, которые необходимы на утилизацию отходов приведенных в проекте девяти категорий товаров, ежегодно составляют приблизительно 1.8 трлн р. Эти данные были получены в результате обработки сведений статистического учета за 2013 г. вместе с этим при существующих тарифах экологического сбора предполагается, что поступления в федеральный бюджет составят не более 45 млрд р. в год. В результате выходит, что государство не получает прибыли с установленных отчислений. Экологический сбор позволяет только частично компенсировать расходы на утилизацию продукции. плательщики экологического сбора

Последствия

Предполагается значительное повышение стоимости указанных в Проекте категорий продукции. Полученные средства предусматривается направить на компенсирование затрат импортеров и производителей по отчислению экологического сбора. При этом разработчики всей этой схемы надеются на то, что указанные субъекты со временем смогут самостоятельно организовывать инфраструктурные объекты, на которых будет проводиться переработка товаров. Так, импортеры и производители смогут снять с себя обязательство по отчислению экологического сбора. Разработчики системы предполагают, что с каждым годом его общая сумма будет снижаться в целом на всей территории страны. Кроме этого, предусматриваются и прочие положительные последствия введения схемы взимания экологического сбора. В частности, прогнозируется развитие рынка вторсырья. Немаловажное значение придается и предполагающейся экономии земли и иных природных ресурсов, созданию новых рабочих мест на предприятиях по переработке и утилизации отходов.

Заключение

Установленный экологический сбор в настоящее время не позволяет достичь тех целей, которые были поставлены разработчиками системы его взимания. Однако Правительство продолжает активную работу в данном направлении. В рамках программы экологического развития государства, утвержденной на период до 2030-го г., предусматриваются различные мероприятия по улучшению сложившейся ситуации. Сложности в реализации проектов обуславливаются недостатком финансирования. Однако предполагается, что в скором времени схема будет действовать стабильно и постоянно, способствуя непрерывному поступлению средств в федеральный бюджет. Впоследствии они будут перераспределяться в регионы на поддержание утвержденных в каждом субъекте экологических программ. Средства в том числе пойдут на софинансирование создания инфраструктурных объектов, на которых будет осуществляться переработка, уничтожение и обезвреживание отходов. Немаловажное значение будет иметь и активность частных инвесторов, импортеров и производителей продукции.