Рубрики
...

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок определения платы за загрязнение окружающей среды

В ФЗ "Об охране окружающей среды" конкретизируется ключевое положение экологического законодательства. Оно состоит в том, что субъект, ведущий хозяйственную деятельность с использованием естественных ресурсов, должен компенсировать вред, который он наносит природе. плата за негативное воздействие на окружающую среду

Рекомендации ОЭСР и применение их на практике

Организация по экономическому развитию и сотрудничеству в 1972 г. приняла положение, в соответствии с которым был установлен указанный выше принцип. По выработанным рекомендациям граждане и юрлица, загрязняющие окружающую среду, должны нести расходы, направленные на проведение мероприятий, необходимых для устранения этого вреда или сокращения его до минимально допустимых показателей. В России этот принцип, однако, претерпел определенные изменения.

Юридический аспект

В практическом и теоретическом смыслах до сих пор не установлено, выступает ли плата за негативное воздействие на окружающую среду в качестве налога. В некоторых зарубежных странах она регламентируется НК. Формы, в которых осуществляется отчисление в РФ, предусматриваются в ФЗ "Об охране окружающей среды" и ряде других правовых актов. Вместе с этим юридические документы устанавливают и виды отрицательного влияния на природу. Типы и порядок определения платы за загрязнение окружающей среды также регламентируются следующими правовыми документами:

  1. ФЗ "Об отходах".
  2. Постановлениями правительства.
  3. ФЗ "Об охране воздуха".
  4. Инструкции и методические рекомендации, утвержденные Минприроды.

Правовая природа

К ее определению существует несколько подходов. Они зависят от установления налогового либо неналогового содержания данного отчисления. Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассматривается как фискальный сбор, административный штраф, компенсация и пр. При этом стоит сказать, что правовая природа отчисления не была установлена и высшими судебными инстанциями. В соответствии с НК конкретные суммы взимаются с хозяйствующих субъектов с целью исполнения ими возложенных на них обязательств. Они возникают из ведения ими конкретной деятельности, вследствие которой наносится вред природе. Такие отчисления представляют собой возмещение ущерба по тарифам, регламентируемым государством. По своей сути они обладают компенсационным характером. Расчет платы за окружающую среду, следовательно, должен производиться по принципу эквивалентности в соответствии с видом и объемом ущерба в пределах допустимых показателей. Субъекты, таким образом, получают право наносить вред природе. плата за негативное воздействие на окружающую среду в какой бюджет

Обязанные лица

Кто платит за загрязнение окружающей среды? Обязанность компенсировать вред природе вменяется только тем субъектам, чья деятельность непосредственно связана с его нанесением. Их дифференцируют и индивидуализируют в соответствии с типом и объемом ущерба, экономическими особенностями отдельных народно-хозяйственных отраслей, экологических факторов. Немаловажное значение при классификации будут иметь и расходы пользователей на мероприятия по предотвращению или снижению вреда природе. Они также засчитываются как плата за негативное воздействие на окружающую среду. В какой бюджет осуществляется отчисление? По общему правилу, в федеральный и региональный.

Выводы

Исходя из указанных выше характеристик можно сказать, что плата за загрязнение окружающей среды является необходимым условием для получения хозяйствующими субъектами права осуществлять деятельность, наносящую вред природе. Она определяется как индивидуально-возмездное отчисление, устанавливаемое в соответствии с дифференцированными показателями допустимого отрицательного влияния. Плата за загрязнение окружающей среды обеспечивает возмещение причиненного ущерба и расходов на ее восстановление и защиту. Все это указывает на то, что рассматриваемые отчисления лишены ряда признаков, по которым их можно отнести к налоговым сборам.

Типы вреда

Негативным воздействием на природу следует называть влияние хозяйственной либо прочей деятельности, результаты которой приводят к отрицательным изменениям качества среды. В частности, речь идет о физических, биологических, химических и других показателях. В ФЗ, регламентирующем охрану окружающей среды, установлены следующие типы такого влияния:

  1. Размещение отходов потребления и производства.
  2. Загрязнение почвы и недр.
  3. Сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты. К ним в числе прочего относят подземные источники и водосборные площади.
  4. Выбросы в атмосферу загрязняющих и прочих соединений. кто платит за загрязнение окружающей среды

В постановлении правительства указанные виды дублируются, за исключением негативного влияния на почву и недра, и устанавливаются дополнительные типы:

  1. Выброс в воздух загрязняющих и иных соединений из передвижных и стационарных источников.
  2. Шум, вибрацию, радиационное и электромагнитное влияние.

Особенности начисления

В указанном выше ФЗ ранее закреплялось, что порядок, в соответствии с которым определяется и исчисляется плата за негативное влияние на окружающую среду, устанавливается законодательством РФ. С декабря 2008 г. этот вопрос отнесен к полномочиям правительства. В соответствии с этим в постановлении № 632 от 28.08.1992 г. предусматривается плата за выбросы в окружающую среду, размещение отходов и прочие виды отрицательного влияния на природу в пределах:

  1. Лимитов. Они представляют собой временно установленные нормативы. Начисление осуществляется путем умножения ставок на разницу лимитов и допустимых показателей. В качестве последних могут выступать объемы размещения отходов, веществ, уровни вредного влияния. Для определения общей суммы полученные при умножении результаты плюсуются в соответствии с типами вреда, которые наносятся хозяйствующим субъектом.
  2. Допустимых предельных показателей. В случае непревышения установленных нормативов плата за вредное воздействие на природу исчисляется умножением соответствующих ставок на величину загрязнений. Затем полученные результаты суммируются.

Выход за пределы допустимых показателей

Плата за загрязнение окружающей среды в таком случае исчисляется умножением соответствующих ставок в рамках лимитов на размер фактического превышения. Полученные показатели суммируются и умножаются на пятикратный повышающий тариф. расчет платы за окружающую среду

Нормативы платы за загрязнение окружающей среды

Они устанавливаются по каждому элементу вредного вещества, типу отрицательного влияния с учетом степени их опасности для природы и здоровья населения. Они утверждены правительством в постановлении № 344. Для некоторых регионов, а также бассейнов рек к базовым нормативам устанавливаются коэффициенты. Они учитывают экологические факторы (значимость социально-культурных и природных объектов, климатические особенности местности).

Коэффициенты

В их основе лежат показатели деградации и загрязнения среды в пределах территорий экономических районов страны, соответствующие выбросам в воздух и создающимся и размещаемым отходам. Для атмосферы устанавливаются следующие наивысшие коэффициенты:

  1. Для Уральского района – 2.
  2. Для Северо-Кавказского и Центрального – 1,9.

Для почв установлены следующие показатели:

  1. В Центрально-Черноземном районе – 2.
  2. В Поволжье и в Северо-Кавказском районе – 1,9. плата за выбросы в окружающую среду

Коэффициенты экологической значимости и ситуации на водных объектах по бассейнам крупных рек России рассчитываются на основании информации об объемах сброшенных стоков в разрезе краев, республик, областей и экономических районов. Например, для р. Кубани установлены коэффициенты: 2 – для Республики Адыгеи и 2,2 – для Краснодарского края. Дополнительный показатель 2 предусматривается для территорий, отнесенных к особо охраняемым зонам. К ним в том числе относят лечебно-оздоровительные местности и курорты, районы Крайнего Севера, приравненные к ним округа, Байкальский регион и участки экологического бедствия. Дифференцированные ставки исчисляются путем умножения базовых нормативов на коэффициенты учета факторов. порядок определения платы за загрязнение окружающей среды

Дополнительно

Постановлением правительства, регламентирующим порядок, в соответствии с которым устанавливается плата и ее предельные размеры за загрязнение среды, создание и размещение отходов, а также прочие виды отрицательного влияния на природу, предусматривается снижение сумм обязательных отчислений. Исполнительные структуры краев, республик, областей, городов федерального значения, автономных образований при участии территориальных подразделений Минприроды и экологии формируют дифференцированные ставки. При их установлении учитываются утвержденные базовые нормативы и коэффициенты. Кроме этого указанные органы проводят корректировку размеров отчислений пользователей. При этом учитывается степень освоения ими средств на реализацию природоохранных мероприятий. Эти суммы зачисляются в счет обязательной платы.

Мероприятия

Их перечень устанавливается в инструктивно-методических документах, разъясняющих правила, по которым взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. К мероприятиям, направленным на предотвращение или снижение отрицательного влияния на природу, в частности, относят:

  1. Сооружение локальных и головных очистных объектов для стоков предприятия с системой транспортировки.
  2. Установку газопылеулавливающих агрегатов. Они обезвреживают вещества из газов, которые отходят от вентиляционного воздуха и технологических конструкций перед выбросом. нормативы платы за загрязнение окружающей среды
  3. Сооружение опытно-промышленных цехов и установок, в которых осуществляется разработка методов фильтрации.
  4. Создание автоматических контрольных систем, оснащение приборами стационарных источников выбросов, а также строительство, покупка, оборудование лабораторий.
  5. Сооружение мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов для размещения промышленных и бытовых отходов.
  6. Строительство производств, установок, цехов для переработки вторсырья и выпуска из него новой продукции.

Спорный момент

В соответствии с подп. 6 п. 4 постановления, утверждающего порядок определения оплаты и ее предельной величины, исполнительные структуры регионов РФ, городов федерального значения по согласованию с территориальными подразделениями Минприроды и Федеральной инспекции по надзору в области потребительских прав могут снижать размеры платежей либо освобождать от них отдельные предприятия, финансируемые средствами госбюджета, организации социально-культурной сферы. Верховным судом Республики Татарстан данное положение было оспорено в КС РФ в части возможности снимать с некоторых субъектов установленные обязанности по отчислению экологических сборов. По постановлению Конституционного суда указанный нормативный акт, регламентирующий взаимоотношения природы и общества, среди принципов называет возмездность пользования. Это, в свою очередь, предполагает, что должна взиматься плата за негативное воздействие на окружающую среду. Внесение экологических сборов, ввиду того что оно необходимо для возмещения нанесенного ущерба природе хозяйствующими субъектами, является обязательным для установленной категории пользователей.