Оценивать эффективность работы компании на уровне собственной интуиции или каких-то абстрактных показателей – занятие неэффективное и неблагодарное. Существует понятие «рентабельность продукции», обозначающее расчет прибыли для единицы товара.
Себестоимость и розничная цена
Оценка эффективности реализуемых продуктов позволяет делать выводы о работе предприятия в целом, а при необходимости вносить коррективы в организацию бизнес-процессов. Для того чтобы рассчитать рентабельность продукции, необходимо понять, сколько затрат уходит на создание одной единицы товара и его «поддержку» производителем до момента продажи и получения прибыли соответственно. Учитывать необходимо не только реальную себестоимость, но и расходы на хранение, транспортировку, рекламу. Все эти показатели следует выражать в виде финансовых единиц (для упрощения расчетов).
Рентабельность продукции: формула
Рассчитать эффективность продукта можно, составив пропорцию. Для этого не понадобится использовать большое количество чисел и учитывать особые условия. В поле числителя необходимо вписать прибыль, полученную от реализации одной штуки товара, а в знаменателе должна стоять вся сумма расходов. Результат вычислений умножают на 100%.
Уместно выражать рентабельность продукции в виде конкретной суммы или в процентном значении. В первом случае мы получаем абсолютную величину, а во втором – относительную. Опытные аналитики советуют выбирать второй вариант, так как он позволяет с легкостью вводить результаты в другие исследования и оценивать успешность корпорации по сумме показателей. Приведенная формула подходит для любого типа товаров и услуг. При желании можно посчитать и годовую рентабельность производства. Пропорция немного видоизменяется и представляет собой отношение прибыли за нужный период к сумме основных фондов и средств в обороте. Данное исследование позволяет понять, эффективно ли работает корпорация в целом.
Оцениваем полученные цифры
Важно понимать, что рентабельность продукции – формула не одноразового использования. Регулярные исследования и контроль показателей прибыли являются залогом стабильной работы предприятия и его успешного развития. Наибольший интерес аналитика представляет для владельцев компании и инвесторов. Подтвердив в виде таблиц и расчетов хорошие показатели прибыли, можно наглядно продемонстрировать успех компании лицам, желающим вложить свои средства в этот бизнес.
Постоянный мониторинг экономической эффективности предприятия поможет своевременно выявить снижение прибыли, быстро определить причины этого явления и скорректировать ситуацию. Так же полезно сравнивать рентабельность реализованной продукции с аналогичным показателем конкурирующих организаций. Серьезные корпорации нередко предоставляют общественности эти данные в отчетах, находящихся в свободном доступе.
Факторы, влияющие на эффективность продукта
Рассчитав рентабельность реализуемой продукции, можно оценить, какие статьи расходов следует сократить. Если данный показатель не оправдал надежд руководства компании, причин может быть две. В первом случае производство товара организовано неправильно и связано с чрезмерными расходами, во втором случае – занижена рыночная стоимость единицы. Интересный факт: себестоимость продукции во многих случаях возможно снизить без ущерба качеству.
Речь идет прежде всего о модернизации производства и связанных с ними процессов. Это тот самый случай, когда успех может принести крупное разовое вложение. Разумеется, разработка стратегии изменений требует глубоких и разноплановых исследований деятельности компании и интересующего сегмента рынка. Значительные преобразования следует проводить только при высокой вероятности того, что они приведут к успеху.
Регулярно рассчитывать рентабельность продукции необходимо и по причине естественного увеличения себестоимости. Рост стоимости сырья, содержания производства и иных сопутствующих статей расходов – ежегодное явление. Соответственно, если рентабельность снижается именно из-за увеличения реальной стоимости товара, настало время пересмотреть свои прайсы и увеличить цены при реализации.