Есть достаточно большое количество самых разных показателей рентабельности, причем все они определяются для того, чтобы понять, насколько эффективно осуществляется работа всего предприятия, а также его персонала, капитала, фондов и множества других элементов. Только после того как будут определены все коэффициенты касательно окупаемости данного предприятия, можно уже будет делать определенные выводы о его работе.
Отдельно взятый коэффициент, включая также рентабельность продаж, не будет говорить практически ни о чем и представляет собой исключительно повод для того, чтобы провести более детальный анализ работы компании.
Анализ маржи прибыли
Маржа прибыли представляет собой в данном случае расчетный коэффициент. Рентабельность продаж позволяет увидеть долю выручки в чистой прибыли, а также показать, какую именно долю прибыли имеет данная компания с каждой отдельной единицы проданной ею продукции.
Коэффициент никогда не позволит вам определить, насколько выгодным (или же неперспективным) является то или иное капиталовложение, так как для ответа на данный вопрос нужно обладать полным списком показателей по капиталам и активам вашей компании.
Как его определяют?
Рентабельность продаж определяется в преимущественном большинстве случаев тремя разными способами, каждый из которых непосредственно зависит от числителя, в то время как знаменатель, которым в данном случае выступает выручка, всегда будет оставаться неизменным.
Можно определить показатель рентабельности для всей компании, отдельного ее подразделения, отдела или даже полностью для всей отрасли. Так как в данном случае рассматривается анализ, то его круг может при необходимости сужаться или расширяться.
Вам следует учитывать то, что рентабельность продаж показывает эффективность использования той или иной компанией всех ресурсов, которые есть у нее в распоряжении, но при этом не показывает эффективность работы самой компании, потому что у нее всегда может присутствовать достаточно большая сумма долга или же незначительная часть в активах.
Измерения показателя
Для того чтобы понять, как данный показатель изменяется под влиянием различных факторов, вам следует рассмотреть несколько разных вариантов. Увеличение маржи прибыли может присутствовать в следующих случаях.
Поднимается выручка из-за минимизации расходов
В том случае, если компанией осуществляются продажи определенной продукции больше, чем за предыдущий отрезок времени, или же компания изменила собственный ассортимент, неизбежно происходит рост коэффициента, а его показателем является отличная характеристика окупаемости данной компании. Минимизация расходов происходит вследствие целого ряда самых разных причин, среди которых можно выделить снижение затрат на оборудование, энергию, материалы и многое другое.
Помимо всего прочего, когда рассчитывается чистая рентабельность продаж, вам следует учитывать также баланс изменения переменных и постоянных расходов при инвестициях, в котором нужно будет добиться определенного равновесия, учитывая то, что изменения в различных показателях данных расходов не имеют никакой непосредственной математической зависимости.
Выручка и расходы уменьшаются, но при этом уменьшение расходов происходит быстрее
В определенных ситуациях так происходит вследствие роста цен на производимую продукцию. Из этого можно сделать вывод о том, что чистая рентабельность продаж является формальной, потому что в общем и целом картина является довольно неблагоприятной.
При этом несмотря на то, что маржа прибыли является достаточно высокой, политика цен должна быть пересмотрена как можно быстрее, потому что падение выручки в любом случае представляет собой крайне отрицательный показатель.
Выручка увеличивается, расходы растут медленнее
Рентабельность продаж показывает самые разные результаты, которые можно воспринимать положительно в том случае, если в динамике данный показатель является стабильным и не меняется. Такие изменения происходят вследствие самых разных факторов:
- при снижении расходов на всевозможные затраты;
- при возникновении определенных изменений в ассортименте продукции, выпускаемой данным предприятием;
- в случае увеличения цен.
В то же время снижение данного коэффициента может происходить в случаях, описанных ниже.
Одновременный рост прибыли и расходов, когда расходы начинают увеличиваться гораздо сильнее
Такая тенденция является определенно негативной, и в любом случае требует максимально срочного анализа всех затрат, предлагаемого ассортимента, а также стоимости товарной продукции. Возникновение такой ситуации является возможным при увеличении себестоимости товара, что часто происходит, например, из-за подорожания энергии.
Выручка снижается быстрее, чем расходы
В том случае, если компания решила преднамеренно сократить собственное влияние на действующем рынке или же полностью сворачивает определенное производство, снижающийся коэффициент рентабельности продаж является абсолютно нормальным, и при таком положении дел в любом случае будут наблюдаться какие-то подобные тенденции. Если же падение выручки является непредвиденным, то в таком случае вам следует провести детальный анализ маркетинга вашей компании.
Растут расходы, и в то же время падает выручка
Такое положение дел является возможным в случае снижения успехов предприятия, при неблагоприятных изменениях в предлагаемом ассортименте, а также растущих нормах расходов. В данном случае следует использовать комплексный анализ рентабельности продаж:
- полностью пересматривается ценообразование;
- пересматривается контроль над расходами, а также политика компании по отношению к предлагаемому ассортименту.
Если компания работает на нестабильном рынке, то в таком случае маржа может непосредственно зависеть от инфляции, изменений в спросе на продукцию в целом или же конкуренции.
Формулы расчета
Рассматривая рентабельность продаж, формула может быть самой разной, однако есть несколько основных.
Рентабельность по чистой прибыли = 100% чистой прибыли делится на выручку
Маржа по чистой прибыли привычно называется также чистой рентабельностью продаж. Определение данного показателя является актуальным в течение нескольких периодов. Потому что только в такой ситуации можно будет дать действительно объективную оценку не только деятельности компании, но и ее общей окупаемости.
Проводя оценку скачков или же стабильности коэффициента, можно сделать несколько выводов:
- о грамотности или же, наоборот, безграмотности принимаемых решений;
- о том, насколько эффективно на данный момент используются различные ресурсы;
- о наличии успехов или же проблем в работе компании.
Как видно из самой формулы, изменения данного коэффициента в одну из сторон обуславливаются изменением показателей прибыли от продаж, а также снижением количества проданной продукции и другими причинами. В данном случае, если будет рассчитываться рентабельность продаж, формула покажет нынешнюю ситуацию, и важно будет найти ту проблему или же те причины, из-за которых произошло изменение показателя в одну из сторон, и устранить их.
Особенности
Вам следует насторожиться в том случае, если по какой-либо причине покупатели начали заметно терять интерес к предлагаемой вами продукции. В данном случае коэффициент рентабельности продаж может снижаться в процессе модернизации вашего производства или же в процессе завоевания рынка, перехода к другим видам деятельности или продукции.
В том случае, когда общая стратегия руководства является дальновидной и разумной, все присутствующие на данный момент убытки будут полностью окуплены в процессе дальнейшей работы.
Рентабельность по валовой прибыли = 100% валовой прибыли делится на выручку
По доходу от основной работы компании, который представляет собой разницу между прибылью нетто, а также прямыми и операционными расходами, находится рентабельность продаж.
Операционная рентабельность = 100% прибыли без вычета процентов и налогов делится на выручку
Сразу стоит отметить тот факт, что в принципе, если проводится расчет рентабельности продаж, не существует такого понятия, как «норма», так как коэффициент, который является оптимальным для определенной отрасли, будет впоследствии очень низким для другой. У каждой отдельной компании есть собственный цикл, и при наличии длительного цикла коэффициент рентабельности будет больше, в то время как при быстром обороте он снижается, и все это касается условий полностью одинаковой эффективности всех структур.
Расчет рентабельности продаж, который представляет собой показатель доходности или прибыльности определенной компании, достаточно часто используется в том случае, если нужно рассмотреть окупаемость данного предприятия. Конечно, любые показатели данного типа являются важными, так как их значения всецело характеризуют объект вложения инвесторов, вследствие чего анализ рентабельности, а также оценка благополучия с точки зрения финансов – это достаточно серьезные аспекты, которые относятся не только к рискам капиталовложения, но еще и касаются целесообразности определенной компании или фирмы, то есть это наиболее оптимальный способ определить состояние дел.
В данном случае важно не забывать о том, что сама по себе рентабельность продукции (продаж) не представляет собой показатель эффективности. Ведь на самом деле, чем более высоким является значение рентабельности, тем сильнее увеличиваются риски. Таким образом, было бы нецелесообразно однозначно заявлять о том, что компания является эффективной, если у нее присутствует достаточно большой показатель рентабельности продаж. Ведь, возможно, она отяготила себя слишком сильным долгом.
Учитывая все это, специалисты компании проводят тщательный анализ рентабельности продаж определенных видов продукции и на основе этого могут давать рекомендации о том, каким образом нужно действовать и что нужно поменять для того, чтобы оптимизировать финансовое состояние фирмы в дальнейшем и максимально улучшить его.