Эффективность деятельности организации отражает конечный результат использования ресурсов за определенный период времени. Она характеризуется повышением производительности, качеством мощностей и материалов. Для измерения этих параметров используются абсолютные и относительные показатели. К первым относится прибыль и другие стоимостные величины. Ко вторым – рентабельность затрат. С целью анализа расчетные данные сравниваются с плановыми или с показателями за предыдущие периоды.
Сущность
Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризирующий деятельность организации по соотношению затрат и прибыли. На конечный результат влияют внутренние (организационные) и рыночные условия. В первую группу входит динамика производительности, технические характеристики оборудования, способ организации работы и т. д. К внешним факторам относятся цены на ресурсы, которые использует предприятие для изготовления продукции, и стоимость готового товара.
Росту рентабельности сопутствует ускорение товарооборота, уменьшение издержек, увеличение отпускных цен. Западные экономисты считают, что немалое значение также имеет капиталоемкость, качество продукции, доля предприятия в сегменте и прочие показатели.
Рентабельность активов
Показатель эффективности использования источников финансирования отображает, сколько денег с прибыли вложено в здания, оборудования, готовую продукцию:
Р ак = (Чистая прибыль (ЧП) / Среднегодовую стоимость всех активов) х 100 %.
Отдельно рассчитывается эффективность эксплуатации производственных фондов и оборотных активов.
Фондоотдача = ЧП х 100 % / Средневзвешенная стоимость ОС.
Р об = ЧП х 100 % / Средневзвешенная стоимость ОА.
Рассмотрим пример анализа показателей.
Данные | План | Факт | Отклонение |
1. Чистая прибыль | 1860 | 1980 | +120 |
2. Средняя стоимость ОС | 15090 | 15590 | +500 |
3. Средняя стоимость НМА | - | 110 | +110 |
4. Средняя стоимость ОА | 5530 | 5920 | +390 |
5. Итого активы (2+3+4) | 20620 | 21620 | +1000 |
Рентабельность = (1) / (5) | 9,02 | 9,16 | +0,14 |
Коэффициент рентабельности затрат увеличился на 0.14 пункта. Проведя факторный анализ, можно сделать вывод, что на рост оказало влияние следующее:
- увеличение прибыли: 120 / 21620 х 100 % = + 0,56 пункта;
- изменение стоимости активов: + 0,56 – (+0,14) = -0,42 пункта.
То есть эффективность использования активов увеличилась за счет роста прибыли.
Эффективность использования капитала
Рентабельность инвестиций показывает качество применения вложенных в организацию средств. Она рассчитывается по формуле:
Р и = Прибыль до налогообложения / (Итог баланса - Краткосрочные обязательства) х 100 %.
Рентабельность собственного капитала (СК) показывает, какой объем прибыли приходится на единицу капитала организации:
Р ск = ЧП / СК х 100 %.
Предприятию есть смысл получать займы, если эффективность использования капитала увеличивается после вложения дополнительных средств. Кредиторы и собственники организации рассчитывают на доход от инвестированных средств в будущем. С позиции первых, показатель рентабельности заемных средств выражается следующей формулой:
Р зк = Проценты за кредиты / (Долгосрочные + Краткосрочные займы) х 100 %.
Акционеры рассчитывают свою доходность иначе:
Р зк = ЧП / Заемный капитал х 100 %.
Эффективность использования общей величины капитала рассчитывается по формуле:
Р кап = (Расходы на привлечение заемных средств + ЧП) / Валюта (Итог) баланса х 100 %.
Изменения
Рентабельность затрат предприятия можно анализировать путем сопоставления показателей эффективности использования активов и капитала. Отдача от собственных средств повышается, если доля дебиторской задолженности растет. Разница между этими двумя показателями образует эффект финансового рычага. Если прибыль увеличивается за счет использования кредитов, то рентабельность активов, за вычетом процентов по займам, больше нуля. В таких случаях говорят, что доходность кредита покрывает затраты на его использование.
Плечо финансового рычага – это удельный вес заемных средств в общей сумме пассивов. Структура формирования источников денежных средств организации считается оптимальной, если наблюдается максимальное приращение рентабельности СК с приемлемым уровнем риска.
Состав выручки и себестоимость продукции также оказывают влияние на динамику доходности. Если объем реализации продукции растет, а в ассортименте преобладают прибыльные изделия, то и эффективность будет увеличиваться. К внутренним факторам также можно отнести качество продукции, ритмичность отгрузок и выпуска, быстроту оформления документов. На эти показатели предприятие может повлиять самостоятельно. А вот стоимость сырья, соблюдение условий договоров, преобладающие формы расчётов, дополнительные издержки, которые могут возникнуть из-за несоблюдения условий поставок, организация контролировать не может.
Качественный анализ оценки доходности предусматривает отслеживание:
- динамики соотношения себестоимости к выручке;
- источников формирования чистой прибыли;
- структуры административных, коммерческих, операционных и прочих издержек;
- проведения факторного анализа формирования каждого показателя (быстрый рост рентабельность продаж может образоваться как из-за большой наценки, так и в результате оптимизации структуры затрат).
Доходность продаж
Норма прибыли = Доход от продажи / Валовая прибыль х 100 %.
Рентабельность продаж показывает удельный вес дохода в составе выручки. Если показатель снижается в динамике, то это свидетельствует о низкой конкурентоспособности продукции, сокращении спроса. При неизменной структуре реализации доходность продаж зависит от цен и уровня себестоимости. Качественный рост рентабельности достигается путем повышения первого показателя на фоне снижения второго. Для этого организация должна ориентироваться на конъюнктуру рынка, систематически регулировать цены, контролировать затраты на производство, пересматривать и обновлять ассортимент.
Показатели рентабельности затрат
Доходность от деятельности может быть рассчитана по формуле:
Рентабельность продаж = ЧП / Себестоимость х 100 %.
Этот же показатель можно рассчитать иначе:
Р прод = Валовая прибыль / Себестоимость х 100 %.
В числитель можно поставить доход от реализации. Тогда формула отобразит уровень прибыли предприятия с одного рубля, затраченного на изготовление продукции. Этот показатель можно рассчитывать как в целом по организации, так и по отдельным подразделениям, видам товаров. Во втором случае используется такая формула:
Р пр = (Цена – Себестоимость) / себестоимость х 100 %.
Динамика показателя зависит от:
- Структуры продаваемой продукции. Рост удельного веса рентабельных товаров способствует повышению рентабельности.
- Увеличение себестоимости обратно пропорционально влияет на эффективность производства.
- Рост цен также способствует увеличению уровня доходности.
Еще один важный показатель – операционная рентабельность затрат. Формула:
Р оп = Доход от операционной деятельности / Расходы на операционную деятельность х 100 %.
Он показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль расходов.
Доходность основной деятельности отображает эффективность не только процессов изготовления, но и сбыта продукции.
Рентабельность затрат = Прибыль от реализации / Суммарные издержки х 100 %.
В числителе учитывается себестоимость проданной продукции, коммерческих и управленческих расходов.
Следующий показатель дает общую картину об эффективности использования средств:
Рентабельность = Общие затраты / Объем проданной продукции х 100 %.
Пример
Объем выручки за 2014 год составил 3397,3 тыс. руб., производственная себестоимость - 2609,4 тыс. руб. Валовая прибыль от реализации - 787,9 тыс. руб. Нужно определить уровень рентабельности затрат за текущий и будущий период, если известно, что в 2015 году рост цен на продукцию составит 26 %, а на материалы – 37 %.
Рассчитаем уровень доходности за текущий год: (787,9 / 2609,4) х 100 = 30,2 %.
Рост цен повлияет на себестоимость: 1,26 / 1,37 = 0,92.
Определим плановый уровень доходности: 0,302 – 1,302 х (1 – 0,92) = 19,7 %.
Порог доходности
Как показано выше, эффективность деятельности можно просчитать по нескольким показателям. В числителе формул стоит валовая, операционная, чистая прибыль и даже доход от реализации. «Золотую середину» отображает точка безубыточности, или рентабельность постоянных затрат. Она рассчитывает предельный уровень деловой активности, при котором предприятие не получает дохода, но и не терпит убытки:
Пр = Затраты постоянные / Коэффициент валовой маржи, где:
Квм = (Выручка – Валовая прибыль) / Выручка.
Предприятие получает убытки, если объемы продаж ниже предельного уровня рентабельности, и наоборот. С ростом объемов реализации постоянные затраты на единицу изделия уменьшаются, а переменные не меняются. Порог рентабельности может рассчитываться на весь ассортимент и для отдельных видов продукции.
Производство
Организации, которые занимаются изготовлением продукции, рассчитывают доходность основной деятельности:
Рентабельность затрат на производство продукции = (Выручка – Полная себестоимость) / Полная себестоимость х 100 %.
В данной формуле учитываются все издержки предприятия: на покупку материалов, полуфабрикатов, выплату заработной платы рабочим, аренду, коммунальные услуги, затраты на рекламу и т. д. В производстве больше всего на сумму издержек влияют сырье и материалы. Производственная рентабельность затрат, формула расчета которых представлена выше, показывает, сколько прибыли принесет один рубль, инвестированный в себестоимость.
Пример
Показатель | Организация 1 | Организация 2 |
Выручка (млн руб.) | 1,5 | 2,4 |
Полная себестоимость (млн руб.) | 0,5 | 1,2 |
Найдем прибыль от реализации, как разницу между выручкой и себестоимостью:
1) 1,5 – 0,5 = 1 (млн руб.);
2) 2,4 – 1,2 = 1,2 (млн руб.).
В абсолютном измерении показатели второго предприятия выше. Но это еще не означает, что оно работает более эффективно. Рассчитаем доходность организаций:
1) Р 1 = 1 / 0,5 х 100 % = 200 %;
2) Р 2 = 1,2 / 1,2 х 100 % = 100 %.
Очевидно, что производственная рентабельность затрат первого предприятия выше, то есть организация работает в 2 раза эффективней.
Вывод
Рентабельность – это соотношение прибыли к затратам организации. Она более точно показывает состояние дел на предприятии, позволяет быстро реагировать на изменения ситуации. Доходность можно рассчитывать как в целом по фирме, так и по отдельным филиалам или видам продукции. Изменение показателей стоит отслеживать не только в абсолютном выражении, но и с помощью факторного анализа. Точка безубыточности рассчитывается на основании порога рентабельности.