Начисление и выплата таможенных платежей выступают как одни из наиболее актуальных вопросов, касающихся сферы внешнеэкономической деятельности. В большинстве государств эти средства признаются как важная составляющая доходов бюджета. Соответственно, взимание этих сумм выступает в качестве одной из ключевых функций таможенных органов.
Сущность платежей
Таможенные органы осуществляют начисление и взимание налогов, сборов, пошлин. Экономическое значение последних заключается в использовании их в качестве регулирующего инструмента. Таможенная пошлина оказывает влияние на конкурентоспособность отечественных предприятий на мировом рынке, динамику стоимости импортной продукции, реализуемой на российской территории. Правовая сущность платежа исследована достаточно подробно.
Между тем положения законодательства, регулирующие отношения, связанные с установлением и взиманием пошлин, и научные взгляды на вопрос о ее природе конфликтуют друг с другом. Это обусловливается тем, что нормотворцы неоднократно изменяли подход к определению места и значения этого платежа. Стоит согласиться с авторами, считающими, что таможенная пошлина не выступает в качестве налога, а находится на особой позиции в фискальной системе. Обязательства по уплате возлагается на субъекта, претендующего на реализацию определенного права как неотъемлемое условие предоставления необходимой юридической возможности. Отчисление пошлины связано с осуществлением перемещения объекта через границу России.
Ключевые признаки
К основным характеристикам таможенной пошлины следует отнести:
- Обязательность взноса. При этом необходимость уплаты не должна нарушать конституционного права на свободную коммерческую деятельность.
- Возмездность. Фактически пошлина выступает как плата за предоставление права транспортировать груз через границу.
- Отсутствие признака регулярности. Эта характеристика обусловливается тем, что платеж взимается только в случае вступления субъекта в соответствующее правоотношение.
Важный момент
Стоит отметить, что возмездность пошлины состоит не в том, что лицо, которое перевозит груз через границу, компенсирует таким образом расходы таможенного органа. Взимание платежа не направлено на покрытие издержек государства, связанных с предоставлением указанной возможности переместить объект. Иначе пошлина стала бы отождествляться со сбором. Его величина, в свою очередь, ограничена примерной ценой услуг, оказываемых в рамках таможенного оформления, хранения и сопровождения груза.
Субсидии и компенсационные пошлины
В России установлена система взимания таможенных платежей, которая регулируется отраслевым законодательством. Ключевым направлением развития нормативных положений при этом выступает стремление к максимальному приближению национальных стандартов к международным, установленным Генеральным соглашением по торговле и тарифам ВТО. В нем определено понятие субсидии. Ею выступает:
- Любое финансовое воздействие государства. Это может быть прямой перевод денежных средств предприятию, предоставление льгот и так далее.
- Государственная поддержка цен в любой форме. Она направлена на увеличение экспорта определенной категории продукции или сокращение импорта.
- Любая разновидность льгот, являющихся формой государственного финансового содействия либо государственной поддержки доходов и цен.
Нейтрализующие меры
В действующем в РФ законодательстве отражены общепринятые в международной практике подходы к снижению негативного влияния специфических субсидий иностранных государств. Компенсационные пошлины применяются в случае, если будет установлено, что финансовые инструменты поддержки, использованные другой страной, могут нанести экономический ущерб российским производителям, создают такую угрозу или значительно замедляют развитие/создание отрасли при импорте соответствующей продукции. Субсидироваться может непосредственный выпуск товара, его транспортировка или экспорт.
Особенности расчета
Компенсационные пошлины – это фактически меры защиты отечественных производителей от действий иностранных государств. Для установления их размера осуществляется расчет величины субсидии на одну единицу (штуку, тонну, кубометр и пр.) импортируемого товара. Правила, в соответствии с которыми определяется соответствующий показатель, утверждаются правительством РФ. Устанавливая компенсационные пошлины, уполномоченные органы в качестве ключевого понятия, таким образом, используют специфическую субсидию зарубежного государства.
Правила установления
Компенсационные пошлины вводятся по решению компетентного органа. Оно, в свою очередь, может приниматься в течение периода действия специфической субсидии зарубежного государства. Ставка, на основании которой рассчитываются компенсационные пошлины, не должна быть выше тарифов, используемых другой страной при финансовой поддержке дохода и цен своих производителей, определенного в отношении единицы экспортируемой продукции. Если субсидии предоставляются по различным программам, должен быть учтен их общий размер.
Срок действия
Компенсационные пошлины применяются на основании решения правительства в течение периода и в размере, необходимых для нейтрализации или устранения ущерба отрасли отечественной экономики, возникшего в связи с субсидируемым импортом. При этом максимальный срок действия данной меры ограничен законодательством. Он не должен быть больше пяти лет с даты начала применения пошлины. Исчисление периода может также осуществляться со дня, когда решение об использовании этой меры было в последний раз пересмотрено.
Компенсационные пошлины: примеры
Стоит отметить, что практика использования нейтрализующих мер в России не такая обширная, как в других странах. По правительственному Постановлению № 791 от 21.12.2005 г., направленному на защиту экономических интересов предприятий, производящих прутки для армирования конструкций из железобетона, на период до 14.08.2007 г. были установлены компенсационные пошлины в отношении указанной продукции, импортируемой с территории Украины. Во исполнение данного распоряжения был утвержден Приказ ФТС № 26 от 19.01.2006 г. По предписанию службы таможенные органы должны были взимать компенсационные пошлины с 23.01.2006 г. до 13.08.2007 г. включительно. Размер изъятия составил 21 % от стоимости продукции.
Другой случай использования нейтрализующих мер
Министерство развития экономики и торговли внесло проект постановления, в соответствии с которым предусматривалось введение пошлины размером 8,1 % от цены белого сахара, но не меньше 39,5 доллара за тонну на три года. Установление такого тарифа было продиктовано результатами расследования, проведенного МЭРТ в отношении указанного товара, импортируемого из Белоруссии. Мероприятия были начаты 20.09.2005 г. Расследование было санкционировано по заявлению Союза производителей сахара России. На долю его участников приходится более 80 % общего объема выпуска данной продукции в стране.
Заявитель направил материалы, по которым вследствие импорта белорусского сахара производство отечественного существенно сократилось. Так, в 2004 г. оно снизилось более чем на 21 % в сравнении с 2002 годом. При этом доля предприятий-изготовителей уменьшилась с 92,5 % в 2002 г. до 88,8 % в 2004-м. Цены импортного белорусского сахара были ниже стоимости продукции на российском рынке на 10,3 %. При этом доля зарубежных поставок увеличилась до 7,6 % (с 5 %). В итоге импорт сахара из Белоруссии составил в 2002-2004 гг. в среднем 67,6 % от совокупного ввоза этой продукции в страну. Таким образом, в целях защиты отечественного производителя Союз изготовителей направил запрос в Минэкономразвития.
Цели нейтрализующих мер
Как и прочие виды специальных таможенных платежей, компенсационные пошлины призваны обеспечивать защиту отечественной экономики и российских производителей. Они не нацелены на извлечение фискальной прибыли. Другими словами, устанавливая компенсационные пошлины, государство не предполагает пополнить доходную часть бюджета. Оно стремится к обеспечению основной защитной функции нетарифных регулирующих мер при осуществлении субъектами внешнеторговой деятельности. В этой связи ставки компенсационных пошлин могут быть ниже величины специфической субсидии, применяемой зарубежным государством, если такой тариф будет являться достаточным для нейтрализации ущерба той или иной отрасли.
Данное обстоятельство выступает как один из аргументов, подтверждающих штрафную природу используемых защитных методов и отличающих рассматриваемую меру от других инструментов регулирования. В частности, речь идет о вывозных и ввозных пошлинах, начисляемых и взимаемых таможенными органами. Безусловно, нейтрализующие меры имеют огромное практическое значение в решении вопроса о поддержке российских производителей. Для введения компенсационных пошлин необходим тщательный анализ ситуации. Именно поэтому в качестве обязательного условия их установления выступает расследование, которое проводится Минэкономразвития.