Рубрики

Коносамент - что это такое? Разновидности и реквизиты

Для того чтобы подтвердить принятие груза, предназначенного для транспортировки речным или морским путем, используется специализированный документ, который называется «коносамент». Что это такое, знают далеко не все специалисты, а что еще более важно – не все знают особенности его оформления.

Как его оформляют?

коносамент что это такое

Изначально владелец судоходной компании или же капитан корабля лично подписывает данный документ. При этом специальный агент предварительно оформляет коносамент. Что это такое и какие особенности будет иметь данная бумага, решает уже человек, который будет заниматься формулировкой, вследствие чего агентом в коносаменте должно изначально отмечаться, от чьего имени действует этот человек, и какие у него на это есть основания. Также в коносаменте присутствует пометка о самом грузе и устанавливается точная дата его сдачи перевозчику для последующей транспортировки.

Зачем он нужен?

договор коносамента

Есть масса ситуаций, при которых оформляется коносамент. Что это такое, можно понять, в первую очередь из его основных функций:

  • расписка, при помощи которой можно подтвердить факт принятия груза для последующей перевозки;
  • основание для того чтобы при получении товара в порту он должен быть выдан;
  • официальный договор о проведении морской транспортировки.

Данный документ оформляется в трех экземплярах, каждый из которых является абсолютно равноправным и считается оригинальным. При этом, соответственно, на каждой такой бумаге в обязательном порядке проставляется специальный штамп. Судоходная компания несет ответственность за груз на протяжении всего пути после того момента, как оформляется коносамент (что это такое, можно увидеть выше). В данном случае компания полностью отвечает за то, чтобы груз был доставлен в надлежащем состоянии и с соответствующей комплектацией.

При этом стоит отметить тот факт, что перевозчик не несет никакой ответственности за груз в том случае, если тот пропадает или портится из-за каких-либо чрезвычайных ситуаций в море, связанных с природными опасностями.

Для того чтобы предоставит груз с целью дальнейшей транспортировки, может использоваться любой из оформленных экземпляров, но при этом два оставшихся становятся полностью недействительными. С того момента, как оформляется такая накладная (коносамент), переводчик перестает нести ответственность за качество и сохранность предоставленной продукции.

Если в наличии с собой у отправителя нет оригинала этого документа, то в таком случае, если возникают какие-либо сложности в процессе транспортировки, у него не будет возможности забрать предоставленный товар или же заниматься оспариванием проблем по своему грузу.

Как его используют?

накладная коносамент

Договор коносамента – это ценная бумага, составляющаяся транспортно-экспедиторской компанией, которая отправляет груз для того, чтобы в дальнейшем транспортировать его по воде. При этом перевозчик в обязательном порядке предварительно проверяет товар на наличие каких-либо дефектов или же повреждений, и если такие недостатки имеются, то в таком случае их описывают в соответствующей графе всех экземпляров, но при этом стоит отметить тот факт, что потом эти перевозочные документы уже будут называться коносаментом с оговорками. Если же замечания отсутствуют, то документ оставляется абсолютно чистым.

В документе могут присутствовать разные пометки и, в частности, «Товар принят к отгрузке» и «Товар отгружен». Разница между этими пометками заключается в том, что первая означает, что он может пребывать на данный момент в порту и ожидать, пока его погрузят на судно, в то время как вторая говорит именно о том, что он уже пребывает на судне. Это достаточно важный факт, учитывающийся в процессе оплаты доставки получателем, изучающим коносаменты (чеки по которым и будут выписываться).

Получатель в обязательном порядке должен провести детальный осмотр доставленного товара для того, чтобы определить какие-либо повреждения, возникшие в процессе транспортировки. Если же получатель не проводит осмотр товара, то в таком случае судовладелец полностью перестает нести какую-либо ответственность, и в дальнейшем к нему уже нельзя будет предъявлять всевозможные претензии касательно состояния груза. Если же в товаре в процессе получения обнаруживается брак, то претензии принимаются, учитывая определенные оговорки.

Как его заполняют?

коносаменты чеки

Права коносамента во многом зависят от того, насколько правильно этот документ был оформлен. Именно по этой причине следует изначально разобраться в особенностях этой бумаги. Любые ошибки, которые оказываются в процессе того, как заполняются любые виды коносамента, в конечном итоге чреваты существенным затягиванием процесса оформления груза.

В первую очередь нужно предоставить следующие реквизиты:

  • название корабля в том случае, когда груз принимается к транспортировке на конкретном плавающем средства;
  • юридическое название компании-перевозчика;
  • наименование того места, где оформляется груз с передачей на погрузку или где проводилась непосредственная его погрузка на судно;
  • юридическое название компании-отправителя;
  • место, в которое должен быть доставлен груз, а если же речь идет о чартерном рейсе, то в таком случае нужно указывать направление или же точное место прибытия судна;
  • наименование получающего лица для именного покупателя (Ф. И. О.) или же указание на то, что морской коносамент выдается конкретному приказу на определенное лицо;
  • наименование товара, а также данные проставленной на нем маркировки с указанием объема, веса и количества транспортируемого товара или упаковки (в некоторых случаях нужно также описывать внешний вид товара, его состояние и пометки об отличительных параметрах и характеристиках);
  • договор фрахта и его оплата, а также все остальные платежи, которые должны вноситься с целью вознаграждения перевозчика (или же пометка о том, что оплата фрахта осуществляется в соответствии с условиями чартерного рейса, согласно прописывающимся в нем положениям, или же по определенному сопроводительному документу);
  • время и место, где выдается коносамент;
  • количество подписанных оригиналов этого документа;
  • подпись судовладельца или капитана судна (также допускается возможность того, чтобы подпись ставил официальный представитель компании-перевозчика).

Обычный печатный документ или же фирменный бланк перевозчика, заполненный печатным способом – именно так оформляется каждый коносамент. Документ после этого становится товаросопроводительным и приобретает юридическую силу. Как говорилось выше, в дальнейшем именно сопроводительный экземпляр будет считаться главным.

Далее мы рассмотрим, каким может быть коносамент, образец этого документа и другие его особенности.

Straight bill of lading

права коносамента

Это именной документ, который выдается на определенного получателя и, соответственно, в нем также прописывается определенный адрес и наименование. Коносамент передается другому человеку исключительно в том случае, если присутствуют передаточные надписи, оформленные в соответствии с правилами таких долговых обязательств.

Получение груза может осуществляться или держателем перевозочного документа в случае его предъявления, или человеком, указанным в оформленной передаточной записи.

To-order bill of lading

Так называемый ордерный коносамент. Ценная бумага, в бланке которой содержатся пометки наподобие «приказу отправителя» или же «приказу получателя». Если же последняя пометка отсутствует, то в таком случае данному документу автоматически присваивается первый статус. Такого рода пометка говорит о том, что есть возможность передачи груза третьим лицам в соответствии с предоставленной передаточной надписью. Если же надписей сразу несколько, то в таком случае выдача товара осуществляется в соответствии с последней пометкой.

Если же подобные надписи в принципе отсутствуют, то получение груза осуществляется лицом, отправившим товар, или же получающим его лицом на основании того, что прописывается в статусе.

Bearer bill of lading

Документ на предъявителя. В соответствии особенностями, которыми отличается этот коносамент, морские перевозки осуществляются для выдачи груза держателю бланка путем простого вручения.

Домашний коносамент

коносамент образец

Документ, оформляющийся для того, чтобы оградить отправителя от каких-либо проблем, связанных с перевозкой груза. Оформление этого документа может оформляться также в следующих случаях:

  • требуется скрыть маршрут передвижения груза, а также реального его клиента;
  • отправителем или же агентом оказываются дополнительные услуги, которые не предусматриваются морскими перевозками;
  • покупка фрахта осуществлялась у перевозчика, который не имеет собственных судов, но при этом является членом NVOCC, и эта компания хочет скрыть маршрут передвижения, а также реального клиента данного груза;
  • при необходимости составления бумаги до погрузки товара на борт (к примеру, если отправитель груза ведет свою работу по кредитной схеме).

Стоит отметить тот факт, что в процессе заключения внешнеторгового контракта довольно часто контрагенты предлагают условия поставки FCA ИНКОТЕРМС 2010, и поэтому нужно знать основы поставки по данному термину.

Теперь поговорим о типах этого документа.

S.S. Co’s bill of lading

Рейсовый или линейный пароходный коносамент, который оформляется для необходимости проведения прямых перевозок. В него включены все действительные условия договора транспортировки, отмеченные и в самом документе.

Данный коносамент подтверждает факт принятия груза на борт, а также предоставляет возможность проведения с ним различных операций без необходимости фактической передачи товара другой стороне.

Charter B/L

Фрахтовый или чартерный документ, в котором прописываются основные условия чартера. Стоит отметить тот факт, что он не является юридическим договором транспортировки морскими путями, а представляет собой стандартную расписку о том, что был принят груз для последующей доставки получателю.

Все операции с товаром оформляются в отдельном бланке такого коносамента без необходимости фактической передачи груза другим лицам, купившим его при транспортировке.

Through bill of lading

виды коносамента

Сквозной документ. Оформление этого бланка осуществляется в тех ситуациях, когда морская перевозка представляет собой промежуточный этап транспортировки. В преимущественном большинстве случаев такой документ оформляется при необходимости перевозки груза двумя или большим количеством плавающих средств.

Лицо, которым осуществляется отправка груза, данный тип документа оформляется только при подписи с перевозчиком. После этого перевозчиком уже организовывается перегрузка со всеми дальнейшими транспортировками, а также взымается дополнительный фрахт за услугу.

Товар можно считать доставленным только после того, как последний перевозчик предоставит получателю груз, основываясь на этом виде коносамента. В преимущественном большинстве случаев подобные документы принято также дополнительно страховать соответствующими полисами.

Custody B/L

Береговой документ, выдача которого осуществляется в виде расписки о том, что груз был принят на сушу от отправителя на склад транспортной компании.

В процессе погрузки товара, для которого была оформлена такая бумага, на судно в документе отмечается факт погрузки на плавающее средство, причем указывается точная дата и все остальные отметки. Впоследствии документ может быть заменен на бортовой коносамент.

On board B/L

Указанный выше бортовой коносамент, который выдается только после проведенной погрузки товара на судна вместо составленного берегового документа.

Все эти особенности и типы документов важно знать и запоминать, чтобы впоследствии не допускать никаких ошибок в процессе оформления этого документа. Ведь если в коносаменте будет неправильно указан порт погрузки, а также дата выпуска документа или окончания погрузки товара, то в таком случае агент или капитан имеют полное право на то, чтобы полностью отказаться от его подписания.

Именно по этой причине нужно правильно понимать особенности заполнения этого документа, а еще лучше - заручиться поддержкой квалифицированного юриста.