Рубрики

Коррупциогенные факторы: понятие, виды. Борьба с коррупцией

Коррупциогенные факторы, примеры которых будут приведены в статье, представляют собой определенные условия, которые создают возможность для чиновников нарушать закон. Достаточно продолжительное время о них шли дискуссии в научных кругах. Чаще всего обсуждение велось представителями уголовно-процессуальной сферы и криминалистами. С принятием специального законодательства в нормативную практику были введены правовые коррупциогенные факторы. Рассмотрим их подробнее. коррупциогенные факторы

Коррупция

В государствах с хорошо развитой юридической системой нередки случаи незаконного обогащения представителями власти. Оно именуется коррупцией. Существует несколько ее определений. В словаре Ожегова, например, коррупция трактуется как моральное разложение политиков и должностных лиц, которое выражается в незаконном обогащении, хищениях, взяточничестве, взаимодействии с преступными структурами. К странам с недостаточно развитой юридической системой такое определение вряд ли можно применить. Обуславливается это тем, что в таких государствах воровство чиновников вполне законно, используя существующие пробелы в нормах.

Предпосылки

Достаточно распространенной считается ситуация, когда глава администрации либо член правительства является дополнительно и предпринимателем. Формально в таких случаях владельцами бизнеса выступают его родственники. Если закон не запрещает, например, супруге чиновника быть предпринимателем, то фактически должностное лицо предоставляет услуги сам себе. Еще одним примером коррупции является произвол в сфере власти. Его пик в России отмечался в начале 2000-х. В качестве проявления коррупции выступает также и взяточничество. В годы СССР мелкие презенты снабженцам, продавцам и прочим субъектам были в порядке вещей. Это была отличительная черта жизни советских граждан и работы предприятий. По мнению экспертов, размеры мелких взяток в СССР были больше, чем сегодня в России. Между тем общий уровень коррупции был значительно ниже. Многогранность и комплексность беззакония в чиновничьем аппарате заключается в том, что фактически имеет место два его направления.

Мелкая и крупная коррупция – разные явления, между которыми отсутствует тесная взаимная зависимость. В эпоху Брежнева без какого-либо подношения было сложно достать дефицитный продукт. В этой связи практически на всех предприятиях работали снабженцы, которые давали взятки чиновникам для получения тех или иных ресурсов или товаров. Даже простым гражданам приходилось приносить мелкие подарки: сантехнику за ремонт, врачу – за хорошее лечение и так далее. При этом в годы СССР крупная коррупция практически отсутствовала. В современной России ситуация несколько иная. В последнее время чиновники воруют по-крупному, используя свои полномочия, пробелы в законах. Все это негативно сказывается на рейтинге страны. Несмотря на то что принято антикоррупционное законодательство, в государстве периодически возникают скандалы, связанные с произволом чиновников. Мелкая коррупция сегодня практически отсутствует в стране. В настоящее время нет необходимости давать взятки снабженцам, директорам магазинов, работникам предприятий. Между тем в государстве достаточно развита система коррупциогенных факторов, способствующая крупному произволу. фонд борьбы с коррупцией

Нормативная база

В ФЗ, положениями которого регламентировалась борьба с коррупцией, прямо не указывал на условия, способствующие нарушению закона. В нормативном акте определены специальные профилактические меры. Среди них присутствует антикоррупционная экспертиза. В марте 2009-го г. было утверждено сразу 2 правительственных Постановления. Первое регламентировало правила выполнения экспертизы нормативных актов и прочих документов для выявления положений, которые провоцируют коррупционные риски. Вторым Постановлением утверждалась методика выполнения этой проверки. Именно в нем впервые были определены коррупциогенные факторы.

Характеристика

Коррупциогенные факторы выступают в качестве следствия применения норм, не согласующихся с законом. Они способствуют формированию условий для злоупотребления полномочиями как в единичных случаях, так и систематически. По своей сути, их типизация указывает на то, что субъекты нормотворчества достаточно часто используют шаблоны, которые переходят из одного в другой. Коррупциогенные факторы в плане юридической техники можно называть дефектами актов и положений в том смысле, в каком формируются условия для извлечения чиновниками ненадлежащей выгоды. правовые коррупциогенные факторы

Специфика понятий

В терминологии различают коррупционные факторы, выступающие как дефект нормы. В Методике, утвержденной Постановлением №196, указано, что ими признаются положения проектов, которые могут поспособствовать нарушениям законодательства при применении документов, а также могут быть непосредственной основой ненормативной практики или создать условия для легитимности деяний, провоцировать либо допускать их.

Классификация

Коррупциогенные факторы обладают рядом отличительных черт. В первую очередь ими выступают исключительно положения нормативных документов и их проектов. Определенную специфику имеет и их содержание. В зависимости от направленности выделяют следующие виды коррупциогенных факторов:

  1. Устанавливающие для субъекта, применяющего нормы, необоснованно широкие рамки полномочий.
  2. Предусматривающие неопределенные требования к организациям и гражданам.
  3. Устанавливающие возможность необоснованного применения существующих исключений из правил.
  4. Предусматривающие трудноисполнимые требования к юрлицам и гражданам.

Необходимо сказать, что на практике возможно любое их сочетание. Ключевое условие состоит в том, чтобы в совокупности либо по отдельности они формировали коррупционные риски. коррупциогенные факторы примеры

Противоречия в нормах

В соответствии с Законом от 17 июля 2009 г. коррупциогенными факторами являются не только положения в проектах, но и в уже утвержденных юридических актах. В этой связи принципиально важно обращаться не только к будущим нормам, но и иметь возможность провести экспертизу существующих и имеющих силу документов. При этом нельзя не отметить некоторые расхождения в положениях Закона и правительственного Постановления от 5.03.2009 г. В последнем ключевой категорией выступают коррупционные факторы. Они разделяются на связанные с:

  1. Осуществлением полномочий госоргана или местного института власти.
  2. Наличием пробелов в нормах.

В Постановлении также выделены факторы системного характера. В соответствии с ФЗ определены категории, устанавливающие для субъектов, применяющих нормы, необоснованно широкие рамки усмотрения либо возможность незаконного использования исключений из правил, а также содержащие обременительные, трудновыполнимые или неопределенные требования к юрлицам и гражданам. Таким образом, в Законе отсутствуют два вида факторов. Существенная разница усматривается и в определении направленности условий. Так, по Постановлению, факторы способствуют тому, что чиновники совершают коррупционные действия, могут стать основой такой практики, создают благоприятную обстановку для легитимности таких деяний, провоцируют или допускают их. По Закону, они только формируют соответствующие условия. В результате происходит сужение понимания коррупциогенных факторов. Обуславливается это в первую очередь невключением такого назначения, как создание легитимности. Безусловно, данное сужение может быть нейтрализовано специальным толкованием положений либо изложением соответствующей нормы в правительственном Постановлении. коррупциогенными факторами являются

Особенности дифференциации

Выделение коррупциогенных факторов в три группы считается весьма условным. Классификация необходима не только для их систематизации. С ее помощью становится более эффективной борьба с коррупцией, достигают цели профилактические мероприятия. В ходе экспертизы нормативных документов проверку на наличие условий для осуществления незаконных действий необходимо осуществлять в принятой в классификации последовательности. Разделение на группы основывается на трех основных возможностях отклоняющегося применения норм. Речь, в частности, ведется о:

  1. Дефектах в реализации либо определении полномочий госорганов, усиливающих выборочность и административное усмотрение, а также поощряющих коррупциогенность актов, принимаемых структурами власти.
  2. Пробелах регулирования общественных отношений, которые заполняются на практике подзаконными либо индивидуально-распорядительными документами.
  3. Коллизиях как системных противоречиях между нормативными положениями. Они дают возможность применяющим субъектам выбирать нормы.

виды коррупциогенных факторов

Незаконная реализация полномочий

Коррупционные факторы, которые с ней связаны, предполагают широту дискреционной компетенции. При этом предъявляются завышенные требования к субъекту для реализации им его юридических возможностей. К таким факторам относят злоупотребление правами заявителя, выборочное их изменение, чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества, принятие актов по вопросам, не относящимся к компетенции чиновника, заполнение законодательных пробелов посредством утверждения документа исполнительным органом.

Фонд борьбы с коррупцией

В 2011 г. Алексеем Навальным была учреждена некоммерческая организация, в которой были объединены все его проекты. ФБК осуществляет сбор средств на свою деятельность, при этом анонимные пожертвования не принимаются. К 2014 году в Фонд борьбы с коррупцией входило порядка 30 человек. Основатели ФБК, по словам В. Ашуркова, организовали финансовое обеспечение проекта "РосПил", получив опыт прозрачного и публичного сбора средств. На счет "Яндекс-Деньги" поступила достаточно большая сумма. Она обеспечила работу проекта в течение года. Вместе с этим создатели ФБК занимались привлечением на постоянной основе компетентных экономистов и юристов. В их задачи входил поиск и пресечение коррупционных схем в сфере госзакупок. Предполагалось, что специалисты будут работать на договорной основе. Это позволило бы получить определенные гарантии, отсутствующие в рамках схемы сотрудничества с волонтерами. В качестве директора Фонда выступает Роман Рубанов. коррупционные действия

Цели ФБК

Стратегия Фонда была сформулирована В. Ашурковым. По его словам, работа ФБК направлена на оказание давления на власть для начала внутренних преобразований. При этом деятельность должна осуществляться в двух направлениях. В первую очередь работа ориентирована на создание локальных условий, в которых власть будет ощущать давление. Второе направление предполагает формирование реальной альтернативной системы управления государством. Как отмечал сам Навальный, участники ФБК стремятся к созданию нового стандарта прозрачности сбора и последующего расходования средств.