ДТП с каждым годом, увы, становится только больше. Нередким видом аварии среди других является наезд на препятствие. Оформление ДТП должно быть правильным. Тогда это станет залогом успеха в получении компенсации.
Понятие "наезд на препятствие"
Оформление ДТП при разных видах аварии имеет свои нюансы. Чтобы разобраться с тонкостями рассматриваемого нами вида, изучим его определение. Под наездом на препятствие подразумевают происшествие, когда ТС наехало или ударилось о предмет, находящийся в неподвижном состоянии. Чаще всего водители наезжают на следующие объекты:
- столбы у дорог;
- стройматериалы;
- опоры мостов;
- ограждения;
- постройки вдоль дороги;
- оставленные приоткрытые двери автомобилей.
Степень опасности этого деяния подобна лобовому столкновению автомобилей. Здесь также возможен смертельный исход. Риск наступления смерти водителя и пассажиров увеличится в том случае, если они не пристегнулись ремнями безопасности.
Причины
Основными причинами, из-за которых водитель наезжает на препятствие, являются следующие.
- Нарушение ПДД, особенно в части превышения установленной скорости, езды в состоянии алкогольного опьянения, неиспользования ремней безопасности, вождения с неисправным автомобилем.
- Еда или курение за рулем.
- Невнимательность.
- Переутомление.
- Звучание громкой музыки.
- Плохая погода.
Малозначительное событие
Если ДТП или наезд на препятствие было почти незначительным, то ответственности не будет. Критерий берется не из ниоткуда, а определяется, согласно нормам закона (его регламентирует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2005 года).
Малозначительными являются деяния, которые, хоть и содержат признаки правонарушения, но не представляют собой значительного нарушения общественных отношений.
Административная ответственность
Если имеются все признаки правонарушения, лицо, водившее ТС, может быть привлечено к ответственности. Несмотря на то что конкретной статьи, предусматривающей наказание по Кодексу об административных правонарушениях, в нем нет, нарушителя может ждать штраф за общее несоблюдение Правил, в результате чего произошел наезд.
К примеру, если эксплуатация автомобиля была запрещена, то нарушителя ждет один штраф. При неиспользовании ремней безопасности — другой. При вождении в нетрезвом виде — третий, и так далее.
Уголовная ответственность
В отдельных случаях за содеянное может быть предусмотрена уголовная ответственность. Она наступает в том случае, если препятствие, на которое наехал водитель, представляет высокую общественную опасность.
Как правило, в этом случае преступление приводит к жертвам: погибшим или раненым.
Наезд на препятствие, находящееся в неподвижном состоянии, может являться нарушением правил. Два года грозит нарушителю в случае, если содеянное было совершено по неосторожности, но повлекло за собой вред здоровью, например, привело к потере зрения, слуха, травме и тому подобному. Ну а если водитель был к тому же пьян, то его срок пребывания в местах лишения свободы увеличится до 4 лет.
Если случившееся закончится смертью, то лишение свободы продлится до 5 лет, а в случае вождения в нетрезвом виде — до 7-ми. При нарушении Правил, в результате чего погибли двое и более человек, нарушителя ждет наказание в виде лишения свободы сроком до 7 лет, а если он был пьян — до 9 лет.
Помимо этого наказания, нельзя будет водить автомобиль сроком до 3 лет, если преступление было квалифицировано как наезд на препятствие.
Оформление ДТП с сотрудником ДПС
Происшествие может быть зарегистрировано с сотрудником ДПС или без него. В первом случае инспектор, прибыв на место происшествия, знакомится с обстоятельствами, приведшими к нарушению. При этом он собирает следующую информацию:
- узнает фамилию, имя, отчество водителя, а также его адрес и телефон;
- выслушивает объяснения виновника, других участников и очевидцев;
- выясняет вид дорожного происшествия;
- фиксирует все полученные автомобилем повреждения, когда был осуществлен наезд на препятствие.
Оформление ДТП сотрудником производится путем составления и сбора следующих документов:
- Схема ДТП. Это — первый документ, который фиксируется на месте происшествия. В нем отображаются точные измерения положения машины, объекты соударения, направленность тормозного пути, описание объектов, расположенных поблизости с указанием их размеров, графическое изображение, описание того, что ограничивало видимость водителя, объекты расположенные перпендикулярно и параллельно оси дороги с указанием их размеров, точки автомобиля, а именно ступицы колес и буксирные крюки.
- Объяснения водителя, пассажиров и очевидцев. В них они описывают все, что видели, когда случилось ДТП, или не видели и не могли видеть.
- Также сотрудником заполняется справка, которую он выдает водителям, хотя ее могут дать и с задержкой. В этом документе отображается информация о времени случившегося, участниках, государственных номерах автомобилей, потерпевших и повреждениях ТС.
- Протокол осмотра места происшествия. В нем обязательно должен быть отображен участок, где был совершен наезд с указанием ближайших улиц. Также расписываются форма и размер дороги. Инспектор должен запротоколировать при наличии дорожную разметку, знаки и светофоры, а также указатели. В протоколе должна содержаться информация о тропинке для пешеходов, деревьях, гаражах, киосках и других объектах поблизости. Описывается дорожное покрытие, ямы, бугры и неровности. Также должна в протоколе отразиться погода и условия видимости на момент осмотра. В нем четко указываются время осмотра, все замеры, имеющие значение для расследования наезда на препятствие, предметы, изъятые в качестве вещдоков, отпечатки протектора, съемка видеорегистратора или камеры слежения, все заявления от участников ДТП и очевидцев.
Особенности оформления ДТП при наезде на препятствие заключаются в обязательном осмотре и составлении протокола о техническом состоянии автомобиля. В нем должно быть подробно описано, имелись ли неисправности, при которых водитель не имел права водить ТС, так как, может быть, это и стало причиной того, что произошел наезд на препятствие (каско о ДТП подобного рода может и не быть выплачено в таком случае). Самым подробным образом описываются все деформации, зона, на которой разбросаны элементы автомобиля, фиксируются конкретные виды повреждений с указанием размеров и точного положения.
Заполняется и протокол контроля трезвости. Если имеется необходимость, инспектор доставляет водителя на место проведения экспертизы. Тогда на ее основе врач-нарколог заполняет протокол о водителе, совершившем наезд на препятствие.
Особенности оформления ДТП без инспектора
Если в происшествии пострадали двое, но они не имеют взаимных претензий относительно урона, можно и не вызывать инспектора ДПС. Хоть и произошел наезд на препятствие, оформление ДТП (каско тоже) не потребуется. Главное - у водителей должна быть застрахована гражданская ответственность по ОСАГО.
Но если участником является один водитель, он должен вызвать сотрудника ДПС.
Когда авария оформляется самостоятельно, водитель заполняет бланк извещения о ДТП и сразу же отвозит его в страховую компанию. В бланке должны быть отражены обстоятельства, из-за чего произошло ДТП, схема, а также размер и характер ущерба.
Таким образом, водитель фиксирует аварию самостоятельно.
Конечно, лучше прибегать к помощи инспектора, так как он сделает эту работу более полно и профессионально.
Заключение
Мы рассмотрели один из видов ДТП - наезд на препятствие. Оформление ДТП с и без ГАИ (ГИБДД), что характерно, возможно в этом случае. Хорошо, когда происшествия на дороге обходятся без жертв. А еще лучше, когда они вообще не случаются. Вы будете подвержены гораздо меньшему риску на дороге, если не будете нарушать правила.