Ежедневно в России происходят десятки аварий со смертельным исходом или без него. И в каждом отдельном случае водитель может понести наказание или быть освобожден от него. Все зависит от обстоятельств, которые сложились в тот момент времени.
В случае ДТП в России дорожно-патрульная служба не всегда готова приехать вовремя, поэтому важно сохранить все так, как случилось во время аварии.
Данное обстоятельство может сильно повлиять на судьбу водителя, так как, возможно, что все сложилось таким образом, когда он ни в коем случае не виноват. Смягчающие обстоятельства при ДТП будут учтены в полном объеме только после проведения различных исследований
Во время разбирательств с происшествием следует учитывать многочисленные факторы происшествия, в том числе и такие, на которые водитель не мог влиять.
Можно предположить, что мера ответственность за простое столкновение и убийство по неосторожности разная.
Ответственность
При административном нарушении, как правило, следует штраф или лишение прав. В том случае, если владельцы машин сами не пострадали, необходима независимая экспертиза ДТП для предоставления документов в страховую компанию для выплаты ущерба.
Уголовная ответственность наступает для водителя в том случае, если есть пострадавшие.
Осмотр места происшествия
В первую очередь производится осмотр места аварии, опрашиваются свидетели, если они есть, и проводятся различные мероприятия по установлению основных обстоятельств ДТП.
В протокол осмотра записываются все необходимые данные о расположении автомобиля к покрытию, к другому автомобилю (если произошло столкновение транспортных средств), а также по отношению к пострадавшему, если авария со смертельным исходом.
Для того чтобы уточнить вину владельца автомобиля, необходимо провести грамотную экспертизу, которая может ответить на многие вопросы, связанные с дорожно - транспортным происшествием.
Такая диагностика носит название "исследование обстоятельств ДТП". И это просто необходимо в случае, если имеются хотя бы небольшие сомнения в виновности лиц.
Для диагностики специалисту потребуется вся информация, которая была собрана на месте происшествия.
Существует несколько подвидов исследования, которые в конечном итоге приводят к объективному заключению.
Обстоятельства ДТП
Экспертиза обстоятельств происшествия включает в себя расчет параметров движения и технического состояния транспортного средства, местоположение участников аварии, а также действия водителя непосредственно до происшествия, во время него и после.
Есть возникают предпосылки считать, что водитель мог предотвратить наезд или столкновение, это обстоятельство указывается в заключении эксперта.
Технический анализ
Анализ технических параметров автомобиля – это тоже исследование обстоятельств ДТП, но только в отношении транспортного средства.
Эксперт (который имеет необходимые знания и квалификацию) должен проверить все показатели автомобиля до аварии и после.
При этом специалисту необходимо не только выявить характерные повреждения на кузове, но и выяснить состояние машины до аварии. При помощи особых инструментов и измерителей эксперт выявляет неисправности, которые помешали водителю вовремя среагировать на препятствие.
Трасология
Описание обстоятельств ДТП включает в себя также и трасологическое исследование. Таким образом, эксперту удается выяснить не только скорость автомобиля по характерным следам от шин на дорожном покрытии или грунте, но и траекторию движения машины, а также ее расположение в момент появления опасности по отношению к другим объектам. Данный вид исследования проводится в экспертном бюро по фотографиям, которые были сделаны на месте происшествия.
Психологическое исследование
Инженерно-психологическая экспертиза – исследование, которое анализирует обстоятельства ДТП. Пример такой диагностики: выявление поведенческих реакций водителя с целью выяснить, мог он предотвратить аварию или нет.
При ДТП со смертельным исходом или нанесением тяжкого вреда здоровью такое заключении может послужить поводом для уголовного наказания водителя за совершенное преступление.
Смягчающие обстоятельства
В рамках уголовного кодекса не применяются и не существуют смягчающие обстоятельства при ДТП, так как убийство по неосторожности (статья 109 УК РФ) не относится к тем деяниям, которые не являются преступлениями в силу малозначительности. А также невозможно загладить причиненный ущерб или предотвратить негативные последствия.
Такие обстоятельства имеются только в административном кодексе, когда причинен ущерб автомобилю, но при этом люди не пострадали.
В кодексе есть статья 4.2, которая гласит, что смягчающие обстоятельства при ДТП в частности и при любом административном правонарушении могут быть следующие:
- Если лицо, совершившее правонарушение, раскаялось, загладило причиненный вред или устранило вредные последствия нарушения.
- Если деяние совершено женщиной, которая имеет малолетнего ребенка или беременна.
- Если нарушение совершил несовершеннолетний.
- Добровольное исполнение предписания лицом, которое совершило правонарушение, до вынесения постановления.
- Действия были совершены в условиях крайней необходимости, то есть когда невозможно было избежать аварии на дороге.
Таким образом, смягчающие обстоятельства при ДТП могут быть применены только при административном правонарушении в отношении правил дорожного движения.
Отягчающие обстоятельства
Также учитываются при вынесении решения или приговора в отношении водителя транспортного средства отягчающие обстоятельства. К ним относятся: состояние алкогольного опьянения, отсутствие раскаяния или желание продолжать противоправные действия. Также к таким обстоятельствам можно отнести совершение правонарушения не в первый раз, совершение его группой лиц или вовлечение несовершеннолетних. Об этом говорит статья 4.3. КоАП РФ.
Особенности экспертизы
Описание обстоятельств ДТП может понадобиться не только при судебном рассмотрении дела в отношении виновного лица, но и для страховой компании.
Эксперт даст объективное заключение о состоянии автомобиля и о возможных затратах на восстановление на основании тех документов, которые ему передали. Самостоятельно искать недостающую информацию или просить ее предоставления специалист не вправе.
В работе эксперта можно отметить некоторые нюансы. Так как документы он получает от заказчика, которым может быть следователь, судья или владелец автомобиля, отсутствие необходимой информации может повлиять и на исход дела в отношении водителя, и на расчеты со страховой компанией.
Неполное заключение эксперта может послужить причиной повторного обращения за экспертизой, но в совершенно другом аккредитованном учреждении.
Необходимо помнить, что исследование должен проводить только специалист. СТО, на которой находится автомобиль, такую диагностику обстоятельств провести не сможет.
Независимая экспертиза ДТП в случае вторичного обращения проводится точно так же, как и в первый раз. Однако необходимо уточнить, все ли документы с места происшествия переданы специалисту.
Кроме того, эксперт, согласно статье 26.4 КоАП РФ, несет ответственность за ложное заключение и привлекается к ответственности, если этот факт будет выявлен.
Ошибки при записи обстоятельств ДТП
Время от времени работники ГИБДД или сами автовладельцы забывают о том, что необходимо правильно заполнять документы, от которых в конечном счете зависит реакция страховой компании или даже судьба человека.
Самые распространенные ошибки при заполнении документов:
- Наименование страховой компании написано в сокращенном варианте, поэтому не всегда понятно, какое именно учреждение должно возвращать сумму страховки. Многие компании на этом рынке могут иметь схожие названия, поэтому прописывать их нужно в четком соответствии с полисом.
- Цифровые данные полиса указаны неразборчиво или не полностью. Это самая грубая ошибка при заполнении документов при ДТП в России.
- Нет данных о том, сколько участников происшествия было.
- В документах нет информации о том, какие именно правила были нарушены или отсутствуют уточняющие пункты.
- Не была проведена экспертиза обстоятельств ДТП, если в этом была необходимость (то есть имеются пострадавшие). Под обстоятельствами в данном случае имеются в виду не только повреждения на кузове автомобиля, но и информация о потерпевших.
Такая невнимательность часто приводит к тому, что у владельца автомобиля нет возможности получить возмещение вреда от страховой компании. Но это будет иметь значение только в том случае, если совершено административное правонарушение.
Также неверно проводят осмотр места происшествия и неправильно вносят данные в документы и сотрудники ГИБДД. ДТП, если будет необходима экспертиза, точнее, его картину, не удастся воссоздать полностью. И драгоценное время для исследований будет упущено.