Российские предприниматели, благодаря недавним законотворческим новшествам на уровне поправок в НК, получили уникальную возможность — работать и совершенно не платить сборов в бюджет. Власти РФ, таким образом, ввели в стране что-то вроде «налоговых каникул». Правда, претендовать на подобную преференцию могут не все бизнесмены. Оценки соответствующей инициативы в российском деловом сообществе также неоднозначны. Однако сам факт того, что государство уделяет внимание развитию бизнеса, находит, безусловно, позитивный отклик в среде экспертов и самих предпринимателей. В чем сущность налоговых каникул? Какие именно бизнесы и в каких сферах вправе претендовать на пользование соответствующими преференциями?
Новшества в законодательстве
Так называемые налоговые каникулы для российских предпринимателей были введены на уровне поправок в Налоговый кодекс РФ, принятых в декабре 2014 года. В соответствии с данными законотворческими активностями статья 346.20 НК РФ была дополнена несколькими пунктами. В частности, это пункт 4, согласно с которым региональные власти получили право установить ставку в размере 0 процентов для ИП, зарегистрировавшихся в данном статусе впервые с момента вступления в силу рассматриваемых поправок в НК РФ. Рассмотрим положения данного пункта, который был добавлен в НК РФ, подробнее.
Новые положения НК РФ: пункт 4 в статье 346.20
Не считая положения, по которому власти субъектов РФ получили право вводить налоговые каникулы для ИП в виде нулевой ставки, в пункте 4 статьи 346.20 НК РФ есть еще ряд примечательных формулировок. Так, ИП могут пользоваться преференциями, о которых идет речь, начиная с момента государственной регистрации и в течение еще 2 лет. При этом минимальный налог, введенный положениями статьи 346.18 НК РФ, предприниматели также могут не уплачивать.
Сферы деятельности при налоговых каникулах
Законодатель установил ряд ограничений, вводя налоговые каникулы для ИП. Виды деятельности, в соответствии с положениями 4 пункта статьи 346.20 НК РФ, ограничены тремя основными сферами — производством, социальными сервисами, а также наукой. Конкретные разновидности коммерческих активностей должны устанавливать также власти субъектов РФ, исходя из положений ОКУН и ОКВЭД. Другой критерий, прописанный в законодательстве и гарантирующий право ИП на пользование рассматриваемыми привилегиями, — доход фирмы от соответствующих направлений деятельности в общем объеме выручки не должен быть менее 70 процентов.
Вместе с тем власти российских регионов вправе принять законы, ограничивающие применение предпринимателями нулевой процентной ставки. Это могут быть ограничения:
- коррелирующие с численностью сотрудников, которых нанимает ИП;
- коррелирующие с предельным размером выручки от реализации, что определяется в соответствии с положениями статьи 249 НК РФ по тем видам деятельности, которые облагаются налогом по нулевой ставке.
Еще одно ограничение, которое вправе установить региональный законодатель, может быть связано с предельной величиной выручки, извлекаемой в рамках упрощенной системы налогообложения.
Важна работа по правилам
Другая примечательная формулировка заключается в том, что налоговые каникулы для ИП останутся актуальными только в том случае, если он не допустит нарушений при пользовании соответствующими преференциями. Если предприниматель допустит превышение каких-либо показателей относительно установленных ограничений, то он утратит право платить налог по нулевой ставке. Правда, здесь же наблюдается пример либерального подхода законодателя — в той части, что ИП теряет право на налоговые каникулы временно — только на один налоговый период. При условии, конечно, что в следующем он будет вести коммерческие активности в полном соответствии критериям, установленным в законодательстве.
Рассматриваемые поправки в НК РФ также коснулись статьи 346.50 Кодекса. Изучим их подробнее.
Новые положения НК РФ: пункт 3 статьи 346.50
В числе иных примечательных положений статьи 346.50 НК РФ — те, что содержатся в пункте 3, который также был введен в виде поправок в декабре 2014 года. Так, в рассматриваемой части НК РФ указано, что налогоплательщики, которые ведут активности при задействовании патентной системы по тем видам деятельности, для которых установлена нулевая ставка, должны вести раздельный учет выручки относительно активностей по иным схемам налогообложения.
Новые положения НК РФ: пункт 3 статьи 346.51
Поправки также коснулись в части введения пункта 3 в статье 346.51 НК РФ. В текущей редакции данной части НК РФ говорится о том, что налогоплательщики, которые утратили право на применение нулевой ставки, должны уплатить налог в сроки, не превышающие те, что соответствуют завершению действия патента.
Можно также отметить, что положения, которые содержат пункты 4 статьи 346.20 НК РФ, 3 статьи 346.50, 2 и 3 статьи 346.51 НК РФ, вступили в силу с 01.01.2015 г. В свою очередь, пункты 4 статьи 346.20 и 3 статьи 346.50 НК РФ имеют юридическую силу только до конца 2020 года.
Процедура принятия поправок
Рассмотрев то, что представляют собой налоговые каникулы для ИП, изучим подробнее процедуру, в ходе которой соответствующие поправки в НК РФ были приняты.
Законопроект, включающий соответствующие инициативы, был внесен в Госдуму в октябре 2014 года. В пояснительной записке к нему говорилось о том, что внесение предлагаемых поправок в НК РФ будет способствовать повышению уровня заинтересованности граждан в официальной регистрации в качестве ИП. Законопроект успешно прошел все чтения, необходимые парламентские процедуры и был подписан Президентом РФ в декабре 2014 года. В российских СМИ есть сведения о том, что рассматриваемые поправки в НК РФ, устанавливающие налоговые каникулы, были инициированы Правительством РФ.
Двухлетний срок, в течение которого ИП смогут пользоваться возможностью не платить налоги в бюджет, был обусловлен тем, что он примерно соответствует периоду, когда бизнес доказывает свою устойчивость. То есть если предприятие не закрылось в первые 2 года, то оно с высокой вероятностью продолжит свое присутствие на рынке. В свою очередь, тот факт, что закон о налоговых каникулах предполагает пользование ИП соответствующими преференциями только до 2020 года, может свидетельствовать о том, что правительство пока что не берется оценивать условия, в которых ИП могут вести бизнес в корреляции с более длительными циклами. Хотя ряд экспертов считает, что данный срок — вполне достаточен для того, чтобы запустить в РФ механизм стимулирования интересов граждан к бизнесу и обеспечить его необходимую динамику.
Принятие рассматриваемых поправок в НК РФ, как считают некоторые аналитики, получило дополнительный импульс благодаря заявлениям Президента РФ во время его послания Федеральному Собранию.
Позитивная оценка инициативы
Закон о налоговых каникулах совершенно уникален для России и для многих других стран мира. Далеко не каждое государство может позволить себе нулевую процентную ставку для бизнесов. Вместе с тем рассматриваемое законодательное новшество вызвало в российской экспертной среде неоднозначную реакцию.
С одной стороны, многие предприниматели и аналитики высоко оценили соответствующую инициативу правительства РФ. Действительно, многие россияне, которые заняты в отмеченных сферах неофициально, могут получить ощутимый стимул для старта своего бизнеса, для регистрации в ФНС в качестве полноправного предпринимателя.
Есть самые позитивные оценки того факта, что российский законодатель ввел для предпринимателей налоговые каникулы. Виды деятельности, при которых ИП могут не платить налоги, так или иначе представлены, как считают эксперты, в весьма обширном спектре. Так, что касается производственной сферы, то в числе активностей, совместимых с налоговыми каникулами, — сельское хозяйство, строительство, рыболовство, производство машин. Что касается социальной сферы, то в числе имеющих к ней отношение видов деятельности, при которых можно не платить налоги, — оказание услуг в сфере образования, здравоохранения, предоставления социальной помощи гражданам, организация спортивных мероприятий, развитие туризма.
Потенциально широкий спектр активностей открывается для ИП и в научно-исследовательской сфере. Многие ученые, как отмечают аналитики, готовы открывать свой бизнес, но опасаются как раз-таки высокой налоговой нагрузки. Поэтому, узнав о том, что утвердивший налоговые каникулы закон принят, они вполне могут воспользоваться уникальной возможностью запустить собственное предприятие и вывести на рынок разработки.
Говоря о позитивных оценках рассматриваемой инициативы, многие эксперты высоко оценивают структуру законодательных положений поправок в НК РФ. Так, формулировки, которые появились в соответствующем источнике права, имеют весьма однозначную направленность — они призваны привлекать в бизнес новичков. В положениях поправок прямо указано, что налоговые каникулы распространяются только на новые бизнесы. Опасения многих участников делового сообщества, появлявшиеся в период парламентских обсуждений законопроекта, касающиеся того, что предприниматели могут в массовом порядке начать перерегистрацию, чтобы воспользоваться преференциями, не оправдались.
Другой критерий однозначной направленности закона о налоговых каникулах — в том, что его положения являются стимулом для привлечения в бизнес, прежде всего, физлиц в статусе ИП. Таким образом, налоговые каникулы призваны формировать у людей, которые сомневаются - открывать бизнес или нет, чувство решительности.
Вместе с тем определенную лазейку для тех субъектов бизнеса, кто желает воспользоваться рассматриваемыми преференциями, законодатель все же оставил. Дело в том, что никто не мешает действующим предпринимателям перерегистрировать свой бизнес на ближайших родственников, попросив их открыться как ИП. Де-юре владельцем бизнеса будет человек, имеющий право на льготы, де-факто — прежний предприниматель. Налоговые каникулы в области даже тех сфер, о которых мы сказали выше, — производство, социальные сервисы, наука — будут только приветствоваться действующими бизнесами.
Негативные оценки инициативы
С другой стороны, некоторые представители делового сообщества РФ заявляют, что налоговые каникулы для малого бизнеса способны оказать весьма ограниченное позитивное влияние на экономику. Во-первых, это может быть обусловлено тем, что все те активности, по которым предприниматели могут не платить налоги, представляют относительно небольшой процент от общей совокупности видов экономической деятельности. Во-вторых, человек, претендующий на налоговые каникулы, бизнес может вести только как ИП, в то время как многим предпринимателям было бы удобнее осуществлять коммерческую деятельность в качестве учредителя ООО. В-третьих, текущая схема освобождает ИП от налогов, но в то же время не снимает с них обязательств по перечислению взносов в государственные фонды — ПФР, ФСС и ФФОМС, которые, вместе с тем, текущие нормы законодательства позволяют засчитывать как часть налогов. Поэтому на практике отмеченные реформы имеют не столь очевидное преимущество, полагают специалисты.
Некоторые аналитики считают, что установивший налоговые каникулы для малого бизнеса закон принят не вполне актуален. Дело в том, что текущая экономическая обстановка в России требует не столько агитации граждан открывать свое дело, сколько активной государственной поддержки уже работающих предприятий. Поэтому подобные, безусловно, позитивные инициативы, как считают некоторые представители делового сообщества, только лишь отвлекают внимание общественности от реальных проблем, появившихся в коммерческой сфере.
Нужен ли регионам большой объем полномочий?
В значительной мере критическую оценку в российском экспертном сообществе вызвал тот факт, что большой объем полномочий по законодательному регулированию налоговых каникул был передан на уровень регионов. Как мы отметили выше, власти субъектов РФ вправе устанавливать самые разные ограничения на право предпринимателей задействовать соответствующие преференции. На практике это может привести к тому, полагают аналитики, что ИП будут иметь неравные возможности в разных регионах. Налоговые каникулы в Ростовской области могут оказаться в большей или меньшей степени выгоднее, чем, например, в Ленинградской. Властям, как считают представители бизнес-сообщества, следовало сосредоточить больший объем полномочий по реализации налоговой политики в данном направлении на уровне федеральных органов.
Но есть и противоположная оценка соответствующих инициатив законодателя. Ее сторонники считают, что уровень развития российских регионов иногда совершенно несопоставим. К тому же в одних субъектах РФ лучше развиты одни отрасли, в других — совсем иные. Поэтому, благодаря значимому объему полномочий в части регулирования налоговых каникул, власти регионов смогут отдавать больший приоритет конкретным видам экономических активностей при определении льгот для предпринимателей.
Можно отметить, что даже критики рассматриваемой инициативы государства в целом поддерживают ее и считают удачным примером позитивного регулирования федеральным центром экономических процессов. Особенно значимыми такие инициативы, как считают эксперты, становятся в кризисный период, когда национальному хозяйству нужно искать новые эффективные драйверы роста. Одним из таковых вполне может стать развитие частного бизнеса.
Налоговые каникулы для малого бизнеса