Каждый предприниматель с волнением ждет заветных чисел – сроков сдачи отчетности. Сейчас это событие, скорее, можно сравнить с лотереей – то ли повезет, и сумма уплаченных обязательств удовлетворит государство, то ли у представителей органов фискальной службы полученные цифры вызовут подозрения, и вскоре они нагрянут с проверкой. Как же не попасть в черный список злостных укрывателей бюджетных средств и при этом остаться с прибылью, давайте поговорим ниже.
Что такое налоговая нагрузка
Налоговая нагрузка, или как мы ее еще будем называть в данной статье – пресс, гнет и бремя, представляет собой некую сумму обязательств предпринимателя перед государством, которая соизмеряется в денежном эквиваленте и включает в себя все начисленные взносы в бюджет за определенный промежуток времени.
Можно выделить несколько характеристик данного показателя:
- несмотря на свою безвозмездность, он носит принудительный характер;
- изымается в неэквивалентном соотношении;
- осуществляется с определенной регулярностью.
Исходя из вышеперечисленных характеристик, не стоит путать понятия и включать в бюджетное бремя такие обязательные платежи, как штрафы, пени, взносы в фонды социального страхования, поскольку они не носят периодичный характер, а выплачиваются лишь по мере возникновения обязательств, которые могут и не возникнуть вовсе.
Поэтому виды налоговой нагрузки можно лишь классифицировать по следующим составляющим:
- налог на добавленную стоимость;
- обязательства на прибыль;
- налог на имущество и прочие регулярные выплаты.
Анализ бюджетного бремени
Только ленивый современный предприниматель не выделит достаточно времени и ресурсов такой процедуре, как налоговое планирование. На современном рынке, омраченном постоянно меняющимся законодательством, минимизация рисков крайне необходима и выгодна.
Поэтому современные субъекты хозяйствования делают все возможное, чтобы налоговая нагрузка стала меньше, все это влечет за собой оптимизацию функционирования собственных финансовых ресурсов без привлечения заемного капитала. Иными словами – ищут лазейки в действующем законодательстве.
На теории все просто – существует критический показатель налогового гнета, и каждый предприниматель стремится к нему. Для этого применяются различные приемы, которые вполне допустимы законом, при этом они максимально уменьшают обязательства перед государственным бюджетом. Поэтому налоговое планирование представляет собой процесс подбора необходимых для этого инструментов.
Какие прессы обычно уменьшают? Как правило, наиболее сильно субъекта хозяйствования волнуют только некоторые выплаты, поэтому и уменьшается соответствующая налоговая нагрузка - налог на прибыль и добавленную стоимость, о них и поговорим подробней.
Суть налоговой нагрузки НДС
Ни для кого не секрет, что налог на добавленную стоимость – это главная головная боль всех бухгалтеров. Уж сколько бы ни говорили о нем, сколько бы ни ругали действующее законодательство за незавершенность методики исчисления НДС, тем не менее он остается одним из главных путей пополнения государственной казны, и отказываться от его уплаты никто не собирается.
Что же касается налогового бремени относительно НДС, то оно представляет собой соотношение между суммой уплаченного налога на добавленную стоимость за отчетный период и общей массой пополняемых бюджет обязательствами.
При эффективном производстве описанная выше процедура налогового планирования стремится к уменьшению полученного коэффициента по отношению с предыдущим годам.
Налоговая нагрузка на прибыль
Бремя по налогу на прибыль также представляет собой некое соотношение между суммой выплаченных обязательств и массой скорректированного валового дохода за тот или иной отчетный период. При этом если у субъекта хозяйствования итоговый показатель подозрительно не соответствует плановому, то представители фискальных органов попросту имеют полное право не принять отчетность. Поэтому с уменьшением гнета не совсем выгодно перестараться, а наоборот, это еще может и вызвать лишнюю головную боль и хлопоты.
Что дает заниженная налоговая нагрузка по прибыли? Во-первых, как уже говорилось, в данном случае в объеме собственного капитала остается больше оборотных средств. Ну а во-вторых, зачем платить больше, если эту сумму можно снизить на законных основаниях?
И еще один небольшой секрет – чем ближе к граничному сроку выплачены в бюджет обязательства, тем дольше эти деньги остаются в распоряжении предприятия и, возможно, вполне законно при их помощи повысить оборотность активов.
Отраслевая нагрузка
Помимо того что сумма выплаченных обязательств участвует в расчете коэффициента относительности внутри активов субъекта хозяйствования, фискальные органы ведут свою статистику, которая отталкивается от такого показателя, как налоговая нагрузка по видам деятельности.
Так уж вышло, что в глобальном соотношении монополистов не особо много, поэтому представители государственных органов сравнивают бремя того или иного предприятия со среднестатистическим отраслевым. И тем не менее, настоятельно рекомендуется провести эту процедуру самостоятельно до момента сдачи отчетности, в противном случае есть риск ожидать в гости представителей выездной проверки.
Методика расчета бремени
На самом деле методов расчета заветного коэффициента более чем достаточно для того, чтобы выбрать из представленного перечня наиболее подходящий и доступный.
Наверное, наиболее популярным на современном рынке является способ, предоставленный Министерством финансов РФ. Он представляет собой обычное деление показателей (о которых мы говорили выше), результат которого умножен на 100%.
Однако в некоторых странах налоговое бремя исчисляется и иными способами. Так, например, методом недоимки. Подсчитывается сумма всех созданных товаров в отчетный период (за вычетом НДС и амортизации) и с полученной суммы высчитывается необходимый коэффициент. И это значит, что недополученная прибыль государственной казны распределяется на выплаты в пользу внебюджетных фондов.
Существует также методика расчета общей фискальной нагрузки, при которой суммируются все выплаченные в бюджет обязательства и соотносятся с базой налогообложения.
Можно сказать, что в мире есть масса способов расчета этого коэффициента. Каждая школа налогового планирования пытается вывести свой метод исчисления и по сей день, но у нас, к сожалению, нет возможности описать каждый из них, поэтому перейдем к роли бремени для современных субъектов хозяйствования.
Практическое снижение налоговой нагрузки предприятия
Итак, мы уже выяснили, что многие субъекты хозяйствования максимально уменьшают ставку налогового бремени. Это позволяет оптимизировать производственный процесс и повысить ликвидность оборотных активов. Но можно сказать, что низкая налоговая нагрузка – это индивидуальный труд экономистов каждого предприятия в отдельности, поскольку сложно найти в открытом доступе какие-либо официальные методические пособия, указывающие на то, как рассчитывается среднеотраслевое бремя фискальными органами.
Тем не менее, государство заботится о своих налогоплательщиках, поэтому несколько лет назад был официально снижен показатель гнета. И что, вы думаете, данный нормативно-правовой акт за собой повлек? Удивительно, но согласно статистическим данным, коэффициент уклонения от уплаты налогов значительно снизился, а выплаченные обязательства в бюджет, наоборот, возросли. К тому же упрощенная система учета обязательств перед бюджетом для малых предпринимателей позволила последним увеличить показатель собственной выручки почти в два раза.
Политика РФ относительно налогового гнета
Не совсем корректно утверждать, что налоговая нагрузка как предмет регулирования современного бизнеса подкреплена какими-либо нормативно-правовыми актами. Скорей, эти документы можно назвать методическими пособиями, поскольку в нынешних нестабильных рыночных отношениях сложно предугадать, каким будет состояние той или иной отрасли в последующем году.
Конечно, Федеральная фискальная служба разрабатывает типичные прогнозы на ближайшие три года, которые могут добавить хоть какой-то уверенности в завтрашнем дне и максимально распланировать налоговые поступления, но эти показатели не отличаются особой точностью.
Да, несомненно, определенная бюджетная устойчивость существует, но ее недостаточно.
Выводы
Таким образом, можно сделать вывод, что сложно пока говорить о совершенстве современной отечественной фискальной системы. Как мы видим, наше государство активно применяет методику кнута и пряника, которая иногда успешно срабатывает, а иногда и нет.
Современный предприниматель уязвим к правительственным реформам, особенно когда на кону такой важный показатель, как налоговая нагрузка. Будем надеяться, что на этом государственное поощрение не закончится, и уровень теневой экономики действительно станет значительно ниже.