86 счет бухгалтерского учета необходим для обобщения данных о движении сумм, предназначенных для реализации мероприятий в рамках специальных программ. В этой статье отражаются поступления из бюджета и от других предприятий. Все эти суммы имеют целевое назначение.
Общие правила по проводкам
Средства целевого назначения, поступившие для реализации тех или иных программ, показываются по кредиту указанной выше статьи. Она корреспондирует со сч. 76, обобщающим данные по расчетам с различными кредиторами и дебиторами. Использование целевого финансирования показывают по дебету. При этом рассматриваемая статья корреспондирует со сч. 20 и 26. На них отражаются основное производство и общехозяйственные расходы.
Такая проводка делается в случае, если поступления расходуются коммерческой организацией. В записи счет 86 корреспондирует со сч. 83, если суммы получены в качестве инвестиций. Если коммерческой организации направлены деньги из бюджета, то в проводке участвует сч. 98. Аналитический учет целевого финансирования осуществляется в зависимости от направленности расходования сумм в разрезе источников их поступления.
Разъяснения
Целевое финансирование представляет собой безвозмездное получение денег, расходовать которые разрешается только по программе, предусмотренной выделившим их субъектом. Проще говоря, возможность потратить поступившие суммы ограничивается определенными условиями. При их выполнении средства становятся собственностью предприятия. Если же установленные условия не соблюдены, компания должна вернуть все поступившие суммы. В этом случае они будут относиться к кредиторской задолженности.
Категории
Счет 86 отражает информацию о поступлении и расходовании:
- Государственной помощи и сумм, предоставляемых в аналогичном порядке другими лицами в форме субсидий и субвенций.
- Безвозвратных займов.
- Сумм на проведение мероприятий.
- Различных ресурсов.
Субвенциями называют денежные поступления, предназначенные для строго определенных целей. Если они не реализованы, то суммы должны быть возвращены. Субсидии могут быть как натуральными, так и денежными выплатами. Если они использованы не на предусмотренные цели, то они обычно не возвращаются.
Под государственной помощью следует понимать прямые действия экономического характера, ориентированные на увеличение выгод для предприятия. Они предполагают выдачу компании субсидий, субвенций, непосредственное финансирование тех или иных мероприятий, а также предоставление безвозвратных займов. Последние представляют собой кредитные суммы, от возврата которых фирма освобождается, если расходует их на реализацию программ, для которых, собственно, они были выделены. Непосредственное финансирование – покрытие государственными либо другими органами затрат предприятия, которые могли бы у него возникнуть, если бы оно не получило такой помощи.
Ключевые направления расходования
Целевое финансирование используется для:
- Погашения затрат или покрытия убытков.
- Поддержания материального положения компании, пополнения его капитала.
- Приобретения активов.
К рассматриваемой категории поступлений не относятся:
- Помощь, полученная в форме льгот, налоговых кредитов, освобождений и каникул.
- Принятие кредитов и прочих возвратных займов.
- Расходование на операции, связанные с управлением госсобственностью, участием государства в активах компании.
Указанные суммы не включаются в счет 86.
Условия
Учет целевого финансирования осуществляется в таких случаях:
- Имеется достаточная уверенность в том, что порядок предоставления помощи будет соблюден предприятием.
- У компании есть все основания полагать, что суммы будут получены.
Выполнение первого условия будет зависеть от возможностей и намерений руководства фирмы использовать помощь. Уверенность в соблюдении порядка ее предоставления определяется в процессе анализа соответствующих публичных решений, договоров, проектно-сметных и технико-экономических документов. Основания полагать, что суммы действительно поступят, обуславливаются получением достоверных сведений о передаче активов, погашении задолженности, уведомлений об ассигнованиях и так далее.
ПБУ
Порядок бухучета госпомощи регулируется Положением 13/2000. Им можно руководствоваться и при отражении небюджетных сумм. Поступление активов либо выплата кредиторской задолженности записываются на счет 86 в кредит. Ему соответствуют дебеты счетов расчетов. При этом План и ПБУ устанавливают, что предоставление права компании, оформленное надлежащим образом, на получение помощи отражается на Кд сч. 86 в виде дебиторской задолженности субъекта или бюджета, взявшего на себя обязательство ее предоставить.
В этом случае поступление сумм будет показываться в корреспонденции со сч. 76, обобщающим данные по расчетам с кредиторами/дебиторами, направленные на выполнение ранее проведенных обязательств. Между тем, необходимо помнить, что отражение финансирования на момент предоставления может осуществляться только тогда, когда существуют формальные и четкие обязательства, погашения которых можно потребовать в судебном порядке.
Вопрос о выгоде
Зачастую у специалистов возникают сложности с составлением отчетности. Они обусловлены неясностью момента, касающегося начала получения выгоды. В частности, непонятно, это происходит, когда суммы получены, или когда они начинают приносить прибыль? В первом случае выгода возникает тогда, когда появляется право на финансирование, либо средства уже поступили. Это будет зависеть от выбранной политики компании. Если будет приниматься второй вариант, то считается, что деньги осваиваются не тогда, когда поступили, а когда предприятие начало извлекать прибыль. В этом случае будут сделаны такие записи:
- Дб сч. 51
- Кд сч. 86.
Так отражается поступление денег. Для простоты можно пропустить промежуточную 76 статью:
- Дб сч. 08.4 ("Приобретение ОС")
- Кд сч. 51 ("Расчетные счета").
Так показывают оплату купленных основных средств. Далее отражается их оприходование:
- Дб сч. 01
- Кд сч. 08.4.
Следует обратить внимание на то, что все приобретения ОС за счет помощи не уменьшают ее объемы. В процессе эксплуатации объектов начисляется амортизация:
- Дб сч. 26
- Кд сч. 02.
Только после отражения всех этих операций предприятие начинает осваивать поступившую помощь:
- Дб сч. 86
- Кд сч. 91.1.
В этом случае финансирование будет уменьшаться не в процессе расходования средств, а на протяжении эксплуатации объекта ОС. Как выше было сказано, помощь может оказываться не только в денежной, но и в натуральной форме. К примеру, были бесплатно предоставлены материалы. В этом случае проводки будут такими:
- Дб сч. 10
- Кд сч. 86.
После списания материалов составляется новая запись. Она будет следующей:
- Дб сч. 20 ("Основное производство")
- Кд сч. 10.
Далее, бухгалтер отражает направления освоения полученной помощи. Составляется такая проводка:
- Дб сч. 86
- Кд сч. 91.1.
Заключение
Суммы, которые обобщает счет 86, при нарушении условий их предоставления могут быть отозваны, или процесс их предоставления прекращен. В этой связи любое существенное отступление от предусмотренного порядка необходимо отражать в отчетности. Прекращение или отзыв помощи должны незамедлительно признаваться как кредиторская задолженность. Доход от финансирования нужно списывать в расход. На совокупный размер суммы, которая подлежит возврату, кредитуются соответствующие статьи расчетов (с прочими кредиторами либо с бюджетом), С ними корреспондирует дебет сч. 86.
Превышение возвращаемых сумм над остатком неиспользованных поступлений считается расходом. Он относится на дебет счета финансовых итогов. Аналитика рассмотренной статьи должна обеспечивать предоставление сведений о том, кто именно перечислил помощь, на какие нужды и при каких условиях, а также о размере признанного дохода для каждого ее вида и остатках сумм, полученных на приобретение неамортизированных либо несписанных активов.