Впервые на законодательном уровне субъекты и объекты смежных прав были определены в 1936 году в Австрии. Существующие сегодня нормативные акты касаются определенных результатов интеллектуальной и физической деятельности человека. Далее рассмотрим подробнее данную тему. Итак, смежные права: понятие, объекты, субъекты.
Общие сведения
В 1941 году в итальянском законодательстве впервые был использован термин "примыкающее право". С течением времени категория, на которое оно распространялось, расширилась. К примеру, смежные права в некоторых случаях могут быть связаны с произведениями, не охраняемыми авторским правом. В этом случае они считаются всеобщим достоянием. Так, фортепианный концерт, написанный Бетховеном, может исполняться в концертном зале либо быть записан на диск.
При этом лицензионные отчисления правообладателю не предусмотрены, поскольку композитор умер в 1827-м, а все его произведения считаются всеобщим достоянием. Тем не менее, исполнители (оркестр и пианист) или производитель диска, на котором будет запись, будут пользоваться смежным правом относительно своего воспроизведения. Другими словами, никто не может записать концерт без согласия исполнителей. Никому не разрешено также делать копии записей с диска без одобрения его производителя.
Объекты смежных прав: понятие
В эту категорию входят различные результаты интеллектуальной и физической активности, воплощенные в том или ином виде. К объектам смежных прав относится, например, фонограмма. Она представляет собой любую, но только звуковую запись исполнений либо иных звуков. Например, объектами смежных прав являются пение птиц, голоса людей, пение, природные шорохи, скрипы деревьев, шум моря, ветра, дождя и так далее. Исполнением считается представление фонограмм, произведений и прочего посредством пения, танца, декламации в контакте с аудиторией либо с использованием технических средств. Последними выступают, например, кабельное телевидение, радиовещание и так далее. Также исполнением считается показ кадров визуального произведения со звуком либо без него, в их последовательности. В целом, объекты смежных прав – это фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций кабельного и эфирного вещания вне зависимости от их назначения, достоинства и содержания, а также формы и способа их воплощения.
Постановки
Эти объекты смежных прав выступают в качестве одной из форм исполнения. Например, чтобы сыграть какую-либо театральную пьесу, актеры должны изобразить роли героев. Вместе с этим, если в ходе произведения в качестве действующих лиц будут выступать играющие актеры, то есть непосредственно театральные исполнители, то артистам нужно одновременно представить и их игру. Таким образом, понятие "исполнение" распространяется и на постановку тех или других произведений. Здесь следует сказать о том, что смежное право начинает действовать только в том случае, если выступление транслируется.
Кабельное и эфирное вещание
В данном случае трансляция осуществляется посредством передачи набора изобразительных и звуковых сигналов. Они посылаются в эфир прямо либо с помощью спутника или прочим способом. При кабельном вещании в качестве "передатчика" выступает оптическое волокно, провод, кабель и так далее. Объекты смежных прав в данном случае – это непосредственно передачи, созданные организациями самостоятельно либо за счет их средств другими по заказу.
Отличие их от театральных постановок, например, состоит в том, что они, выступая результатом не столько интеллектуальной, сколько физической деятельности, не выражают собой особой творческой оригинальности создателей. Однако, как показывает мировая практика, дополнительное поощрение таких организаций и частных лиц сегодня вполне оправдано. Благодаря ему отмечается значительное улучшение качества создаваемых продуктов. Ретрансляция и использование фонограмм передач вещательных организаций способствуют существенному расширению аудитории, которая воспринимает исполнителей. Вместе с этим отмечается и усиление эффекта на зрителей/слушателей.
Исполнители, производители и организации вещания
Они выступают в качестве субъектов смежных прав. Исполнителями, в первую очередь, являются артисты, танцоры, певцы, музыканты и прочие лица, воспроизводящие произведения искусства или литературы, в числе которых также кукольные, эстрадные или цирковые номера. В категорию этих субъектов также входят дирижеры и режиссеры-постановщики пьес. В качестве производителей фонограмм могут выступать как граждане, так и юрлица. Они берут на себя инициативу, а также ответственность за создание первой звукозаписи исполнения или других объектов смежных прав. Производителем фонограммы считается лицо, чье название или имя указано непосредственно на ней или футляре, в котором она находится, в том случае, если не доказано обратное. Организацией кабельного или эфирного вещания называют телекомпании (ОРТ, РТР, НТВ и так далее), радиостанции, а также разнообразные частные и государственные предприятия, которые ведут передачи по кабельным каналам за дополнительную плату (как правило).
Объекты авторского и смежного права
В первую очередь, следует отметить тесную взаимосвязь между этими категориями. Как выше было сказано, в ряде случаев объектами смежных прав являются произведения, считающиеся всеобщим достоянием. Однако, как правило, созданные продукты дополнительно охраняются законом. В частности, речь идет об авторском праве. Например, нельзя создать фонограмму песни, не используя ее слова и музыку. Последние, в свою очередь, сочиняются поэтом и композитором.
Также невозможно осуществить теле- или радиотрансляцию без участия хореографов, исполнителей, драматургов, декламаторов или другого лица, выступающего в качестве носителя смежного или авторского права. Данный момент регламентирован соответствующими законами. Определенные объекты смежных прав нельзя воспроизводить без разрешения на это создателей и исполнителей. Согласие должно быть при этом оформлено в соответствующем договоре. Закон достаточно жестко регламентирует данную сферу. Например, чтобы транслировать по кабелю или в эфир какой-нибудь спектакль, вещательная компания должна получить согласие не только режиссера-постановщика, но и участвующих в пьесе актеров, и непосредственно автора того литературного произведения, которое легло в его основу.
Возможности исполнителей
Этой категории принадлежат исключительные неимущественные и имущественные права на объект. Исполнителям гарантируется охрана имени и защита постановки либо исполнения от разного рода искажения и прочего посягательства, которое может нанести ущерб его достоинству и чести. Эти лица осуществляют свободное использование объектов смежных прав. Они могут, в том числе, получать вознаграждение за любую форму воспроизведения продукта.
Исключительное право позволяет исполнителям самостоятельно осуществлять или разрешать иным лицам передачу в эфир или по кабелю постановку или воспроизведение. Только с согласия этих субъектов возможна запись фонограмм, последующее их проигрывание, в случае если первоначальный продукт был создан не для коммерческих целей. Исполнитель может участвовать в создании аудиовизуальных воспроизведений на договорных началах. В этом случае все имущественные права, принадлежащие ему, переходят к изготовителю. Исполнитель может разрешать сдачу либо сам сдавать в прокат фонограммы с его непосредственным участием, опубликованные в коммерческих целях. Право передачи в прокат, как правило, переходит к создателю записи по заключенному договору. Вместе с этим у исполнителя сохраняется возможность получать вознаграждение.
Ограничения
Закон достаточно жестко охраняет права исполнителей. Однако вместе с этим он устанавливает и ряд ограничений. В частности, это касается права на воспроизведение записей постановки или исполнения. Ограничения имеют место в случае, когда первоначальная фонограмма была создана по согласию исполнителя или ее проигрывание осуществляется с той же целью, для которой было получено одобрение. Исключительное право передается пользователям постановок или исполнений, а также иным лицам по договору.
Возможности производителей фонограмм
Несмотря на то что создание звукозаписи не считается формой искусства, от ее качества будет зависеть провал либо успех исполнителя. Это особенно актуально для певцов. Для них важно, чтобы их голос не был на фонограмме хуже, чем при реальном исполнении. Производитель записи может сам или разрешать другим воспроизводить, переделывать, осуществлять прочую обработку, сдавать в прокат, продавать, импортировать ее экземпляры. В данном случае стоит отметить, что проданные и воспроизведенные с ведома создателя фонограммы далее распространяются без выплаты ему вознаграждения и без его ведома. Если говорить о прокате, то использование записи в данной форме всегда находится в ведении производителя, вне зависимости от того, кто будет выступать в качестве собственников экземпляров.
Воспроизведение без согласия создателя и исполнителя
Фонограмма может быть опубликована в коммерческих целях без ведома владельцев смежных прав. Однако в этом случае им должно выплачиваться вознаграждение. Если для продажи записи было получено согласие и производителя, и исполнителя, то основания для ее дальнейшего широкого воспроизведения в коммерческих целях отсутствуют. В этом порядке осуществляется передача ее по кабелю или в эфир. Также на этом основании выполняется и публичное ее исполнение в дальнейшем.