Рубрики
...

Нарушение авторских и смежных прав. Защита авторских и смежных прав

В наши дни в средствах массовой информации нередко встречается словосочетание "нарушение авторских и смежных прав". Понятие это появилось в обиходе сравнительно недавно и означает оно незаконное и неправомерное использование объектов любой формы интеллектуальной собственности с целью извлечения материальной выгоды.

К таковым относятся авторские творения самых разных видов - музыкальные и литературные произведения, фильмы, компьютерные программы, фотографии и картины, тексты, различные обучающие методики и многое-многое другое.

Ни для кого не секрет, что использование в коммерческих целях плодов собственного труда (например, выпуск в прокат фильма) приносит авторам дивиденды. Но порой (а точнее, очень и очень часто) на чужих произведениях наживаются совершенно посторонние люди. В вышеприведенной ситуации с фильмом это те, кто тиражирует и продает нелицензионные его копии безо всякого согласия автора или того, кому принадлежит официальное право на ведение подобной деятельности.

нарушение авторских и смежных прав

Что такое защита авторских и смежных прав?

Важное условие успешного развития искусства, литературы и науки - не только признание за авторами определенных гражданских прав, но и надежная их защита. С юридической точки зрения под этим понятием подразумевается комплекс мер, принятых для их признания или восстановления, а также охрану интересов владельцев в случаях, когда имело место оспаривание или нарушение авторских и смежных прав.

Виды, средства, формы и способы защиты достаточно регламентированы. Но на практике далеко не все ее возможности оказываются реализованными. Борьба с нарушениями авторских и смежных прав в нашей отчизне - дело сложное, порой невыполнимое. В то время как на Западе это - обычное дело, и судебными исками по этому вопросу там давно никого не удивишь.

Статистика утверждает, что рассмотрение нашими судами дел по данной теме составляет весьма малый процент в числе прочих гражданских дел. Хотя в последние годы и наметились некоторые сдвиги. Суды начинают охотнее и чаще разбираться с нарушителями - юридическая грамотность населения хоть и медленно, но растет.

Мы в России

Часть конфликтов не доходит до зала заседания и бывает урегулирована в досудебном порядке. Но в целом выиграть дело, в котором замешано нарушение авторских и смежных прав, - задача в нашей стране весьма и весьма сложная. Причины того - все еще низкий уровень правовой культуры, невежество самих авторов в вопросах собственных прав и способов защиты, нехватка квалифицированных специалистов, разбирающихся в данной теме.

При этом в последние годы и десятилетия в России мы видим прямо-таки взрыв количества таких нарушений. Связано это с ростом числа частных издательств, пунктов видеопроката, звукозаписывающих студий и пр. Грубее и чаще всего нарушаются права иностранцев, на что органы власти закрывают глаза. В данных условиях знание возможностей отстаивания собственных интересов авторами особенно актуально.

Разберемся с понятиями

Упомянутое право на защиту возникает у его обладателя только в момент нарушения либо оспаривания такового и реализуется в рамках гражданского законодательства. Особенности предмета нарушения авторских и смежных прав в том, что данное понятие зачастую трактуется неоднозначно. Порой разобраться в теме под силу только опытному юристу.

Предмет защиты в данном случае - не только сами права, но и интересы, находящиеся под юрисдикцией закона. Эти два понятия очень близки по смыслу и часто совпадают, поэтому не всегда подвергаются разграничению как на практике, так и в правовой литературе. Права, смежные с авторскими, Гражданский кодекс приравнивает к последним.

Но субъекты таких прав могут иметь и самостоятельные интересы, подлежащие судебной защите. Пример - требования учета мнений всех соавторов при споре, каким образом и в каком порядке произведение будет использоваться. Или при решении о признании недействительным авторского договора.

Защита интереса (а не собственно права) бывает и в случаях прекращения последнего в результате нарушения закона. Например, если уничтожено уникальное произведение (не имеющее копий), когда авторское право утрачивается автоматически вместе с объектом. Тогда речь идет о защите интересов автора в виде иска о причиненном ущербе.

борьба с нарушениями авторских и смежных прав

Кто же защитит его интересы?

Субъекты права - сами авторы произведений, их наследники и правопреемники, а также владельцы смежных прав. По умолчании при жизни автора только он сам (либо назначенный представитель) выступает с требованием защиты. Если он публикуется анонимно или под псевдонимом, блюстителем его интересов может стать издательство или уполномоченная организация.

Согласно ст. 41 ГПК РСФСР в случае, когда имеет место нарушение авторских и смежных прав, иск в интересах автора может подавать прокурор. Если речь идет о нескольких соавторах, они могут защищать себя совместно или каждый отдельно.

После кончины автора претензии по нарушению авторства или неприкосновенности произведения могут предъявляться его наследниками или лицом, назначенным для этого завещанием. Кроме того, прокурором или правовой организацией. Если автор или наследники переуступили права на произведения третьим лицам, защита в случае нарушений переходит к ним (ст. 30 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах). Но если такие лица не предпринимают никаких действий, автор или его наследники защищают свои права сами.

Кто такие пираты

Нарушителем в обозначенной ситуации является лицо (физическое либо юридическое), не выполняющее требований законодательных актов в данной области. Такие действия именуются контрафактными, а те, кто их ведет, получили наименование пиратов. Это словечко плотно вошло в обиход в наше беспокойное время.

Кто такие эти пираты? Судебная практика показывает, что ими бывают и крупные известные организации, и небольшие фирмы-однодневки, создаваемые исключительно с целью выпуска единственной партии контрафактной продукции.

В первом случае ситуация более благоприятна для автора, так как известен конкретный ответчик. К тому же, солидные фирмы дорожат репутацией и часто предпочитают обойтись без суда и возместить ущерб добровольно. Во втором случае чаще всего с нарушителя нечего взять, даже если его вина доказана.

права смежные с авторскими гражданский кодекс

Пираты-бюджетники

Нарушителями могут быть и частные фирмы, и государственные организации. Практика показывает, что с первых взыскать что-то легче. Муниципальные и госорганизации оправдываются отсутствием в своих сметах расходов на выплату какого-либо вознаграждения и не желают нести ответственность за нарушение авторских прав. То есть деятельность многих филармоний, дворцов культуры, театров, телевизионных и радиоканалов заранее предполагает "пиратские" действия.

Заставить эти организации получить требуемые лицензии или заключить прямые договоры с авторами и законными обладателями прав часто получается только в зале суда. Дела данной категории продвигаются медленно и с трудом. Все - оттого, что судьи часто сочувствуют нарушителям, особенно бюджетным организациям с их трудным материальным положением.

"Пиратами" часто становятся несколько "нелицензионных" пользователей. Например, воспроизведение фонограммы с нарушением авторского права автоматически подразумевает незаконность ее распространения, передачи в эфир, публичного исполнения и пр.

Кто несет ответственность

Данное положение принципиально и в условиях, когда найти основного нарушителя нелегко. За последствия должны отвечать организации (фирмы грамзаписи, типографии, пункты продажи контрафактной продукции), своими действиями также нарушившие авторские или смежные права.

Перспектива собственной ответственности перед судом заставит их более тщательно выбирать деловых партнеров и проверять наличие у тех полномочий на использование чужой интеллектуальной собственности.

Нарушение авторских и смежных прав случается и в рамках договора, и вне его. В первом случае применяются предусмотренные договором санкции. Во втором потерпевший прибегает к судебной помощи.

нарушение авторских и смежных прав понятие

Слово юристу

Защита авторских и смежных прав производится в порядке, определенном законом. Формой ее служит специальный комплекс организационных мероприятий. Имеется две основные разновидности такой защиты — юрисдикционная и неюрисдикционная. Первая заключается в деятельности уполномоченных органов по защите оспариваемых или нарушенных прав. Суть ее - в обращении потерпевших лиц в суд или другие компетентные органы, которые обязаны принять меры пресечения и восстановления в правах.

Юрисдикционная, в свою очередь, может иметь общий порядок защиты и специальный. Согласно закону, охрана и восстановление нарушенных прав производится в судебном порядке. Большинство споров вокруг данной темы находится в ведении судов общей компетенции (от районных до областных). Если судятся между собой юридические лица, в дело вступает арбитраж.

Судебный иск и как он подается

Средством защиты таковых прав в суде является иск, т. е. требование к суду об отправлении правосудия. Такой порядок (именуемый исковым) применяется всегда, кроме оговоренных законом случаев.

Согласно правилам, иск подается территориально по месту нахождения ответчика или в другой суд, по соглашению сторон. По таким искам истцы не платят пошлину. Она, как и судебные издержки, взыскивается с ответчика. Это правило действует для судов общей компетенции и не относится к арбитражным.

Срок действия исковой давности по искам о нарушении имущественных прав - 3 года. Если задеты личные неимущественные авторские права, таких ограничений не существует.

А можно ли обойтись без суда?

Специальной же формой защиты признается административный порядок. Он применяется в единичных случаях, прописанных в законе, в виде исключения. Потерпевший имеет право обратиться за защитой в антимонопольный орган, творческий союз или организацию ответчика с жалобой на нарушение авторских и смежных прав. Порядок подачи ее и рассмотрения определен административно.

Под неюрисдикционной формой защиты подразумеваются самостоятельные действия организаций и граждан с целью восстановления нарушенных авторских прав. Конечно же, речь не идет о самоуправстве - рассматриваются лишь законные средства отстаивания интересов. Это может быть, например, отказ от договора, составленного с нарушением прав.

Какая ответственность за нарушение авторских прав (и смежных) существует?

Теперь давайте рассмотрим, какое же наказание предусмотрено законом за подобное преступление . Обратимся к Уголовному Кодексу. Статья 146 УК РФ нарушение авторских и смежных прав карает достаточно сурово. За плагиат (этот термин означает незаконное присвоение авторства) предусмотрено ощутимое наказание. Это либо штраф на весьма серьезную сумму (до 200 000 руб. или размером с зарплату осужденного за 18 месяцев), либо арест до полугода, либо исправительные работы (до года).

Такого же размера штраф (или заключение либо принудительные работы на еще больший срок - до двух лет) предусмотрен за действия, которые суд расценивает как незаконное использование объектов прав. Сюда относятся хранение, приобретение, перевозка контрафактных объектов с целью сбыта. Указано, что речь идет о действиях в крупном размере.

статья нарушение авторских и смежных прав

Еще серьезнее

Та же статья - "Нарушение авторских и смежных прав, совершенное организованной группой лиц (а также лицом, которое использовало свое служебное положение или нанесло ущерб в особо крупном размере)" - карает еще более жесткими мерами.

Размер штрафа возрастает до 500 000 руб. или трехлетней заработной платы осужденного. Принудительные работы назначаются на срок до 5 лет. Тюремное заключение - до 6 лет.

О масштабах преступления

Какого же размера деяния (выражаясь юридическим языком) закон считает совершенными в крупном, а какого - в особо крупном размере? Классификация их зависит от суммы причиненного ущерба. Та же статья УК в своем примечании определяет сумму в 100 000 рублей критерием "крупности" преступных деяний, а в миллион рублей - "особой крупности". Речь идет о стоимости экземпляров или фонограмм контрафактных произведений или стоимости прав на использование авторского объекта.