Получая заказ на выполнение работы (строительство, создание компьютерной программы, оказание рекламных услуг широкого спектра и т.д.), исполнитель не всегда выполняет его собственными силами. Обращение к третьим лицам или организациям - стандартная практика, в которой участвуют обязательно две стороны: заказчик и подрядчик, который, в свою очередь, может делегировать часть работ нескольким субподрядчикам.
Разберемся с терминологией
Чтобы разобраться, кто такие подрядчик и субподрядчик, нужно понимать, при каких условиях возникают подрядные и субподрядные отношения, а также кто такой заказчик.
- Заказчик – это юридическое или физическое лицо, сделавшее заказ на выполнение определенных работ/услуг, приобретение товаров и т.д. исполнителю.
- Подрядчик – это юридическое или физическое лицо (исполнитель), получившее от заказчика подряд на выполнение работ, оказание услуг, доставку товара и т.д.
- Субподрядчики - это компании или физические лица (соисполнители), получившие от подрядчика определенное количество работ по выполнению принятого заказа.
Роли подрядчика и субподрядчика
Взаимоотношения заказчик – подрядчик – субподрядчик регулируются при заключении договора подряда и субподряда. Согласно законодательству РФ, подрядчик имеет право обращаться к третьим лицам для исполнения полученного заказа, если в договоре не указаны другие условия. Привлекать субподрядчиков можно в неограниченном количестве, все условия работы, сроки и качество фиксируются договором.
Подрядчики и субподрядчики – это организации или физические лица, имеющие возможность выполнить работы по одному заказу. В отношении субподрядчика подрядчик выступает в роли заказчика или генерального подрядчика. Принципиально эти роли подрядчика различаются лишь на бумаге, по факту субподрядчик несет ответственность за выполнение своей части работ перед подрядчиком. Только в редких случаях, если это предусмотрено договором, заказчик принимает участие в контроле работы субподрядчика.
Как работает схема субподряда
Упрощенный вариант системы работы подрядчика и субподрядчика можно описать на примере работы рекламного агентства (РА). Агентство (подрядчик) получило от организации заказ на реализацию рекламной кампании, предусматривающей проведение розыгрыша призов, выпуска листовок, размещения рекламных материалов в СМИ.
Из всего перечня работ подрядчик может выполнить своими силами только проведение розыгрыша призов, разработать дизайн макетов листовок и объявления для печатных СМИ. Остальные этапы работы передаются другим организациям, в этом случае субподрядчики – это типография и газета. Принимать и контролировать работы у газеты и типографии будет подрядчик (рекламное агентство), а принимать выполнение всего комплекса заказа будет заказчик у агентства, именно оно отвечает за качество, сроки, согласовывает все нюансы. Часто заказчик даже не догадывается о привлеченных сторонних организациях.
Государственные подряды и субподряды
Если речь идет о государственных или строительных заказах, то заказчик назначает генерального подрядчика с правом привлекать специализирующиеся на отдельных видах деятельности организации. Например, «Метростой» для обеспечения качественного строительства ветки метрополитена должен привлечь к работе геодезические, проектные, проходческие организации. И каждый из привлеченных субподрядчиков в этом случае отчитывается перед генеральным подрядчиком и заказчиком.
Чем отличается подрядчик и субподрядчик - мерой ответственности перед заказчиком. Подрядчик несет ответственность за весь заказ, а субподрядчик только за часть работ по всему комплексу заказа.
Как получить субподряд
Существует три распространенных способа получить субподряд:
- Тендер. Подрядная организация проводит подбор исполнителей посредством объявления тендера. В условиях описывается перечень работ, выполнение, сроки сдачи работ, ориентировочная оплата и т.д. Выигрывает тендер организация наиболее соответствующая заявленным условиям, имеющая достаточно квалифицированный персонал, гарантирующая качество. К минусам можно отнести часто заниженную, против рыночной, стоимость выполняемых работ. Чересчур сжатые сроки, невозможность маневрировать с предложениями по улучшению или модернизации заказа. Плюсами является полное техническое задание, доступность всей документации, что позволяет полностью оценить свои возможности.
- Получить субподряд на месте. Довольно часто генеральный подрядчик, отказывается от сотрудничества с какой-либо организацией, и в этом случае можно получить заказ субподряда непосредственно на месте. Также нередки случаи, когда мелкие работы остаются за рамками договоров субподрядов, и это тоже возможность найти работу в крупном заказе, особенно если есть обширные знакомства со средним руководящим звеном в структуре генподрядчика. Плюсами такого подхода является скорость получения заказа, быстрота принятия решений по частным вопросам, довольно часто аванс выплачивается до начала работы на участке. Минусы, как подсказывает практика, сводятся к финансовому вопросу: окончательный расчет происходит только после выполнения всего объема работ по заказу. А это занимает иногда несколько месяцев.
- Работа у субподрядчика. Поскольку бизнес всегда стремится к оптимизации, то часто заказчик - подрядчик - субподрядчик - это звенья одного холдинга, группы компаний и так далее. Так получается, что беря заказ у субподрядчика, фактически вы выполняете работы для заказчика. Главная организация просто является посредником. Плюсами является понимание заказчиком всех нюансов своих требований, следовательно, техзадания будут предельно четкими. Минусами становится желание заказчика получить больше, чем оговаривается при получении заказа, также может возникнуть волокита с оплатой.
Занимаясь своей профессиональной деятельностью, стоит подумать о новых возможностях для расширения бизнеса или старта своего проекта, субподрядчики – это люди или организации, делающие шаг навстречу новым возможностям.