Рубрики

Уголок потребителя: требования, оформление

Каждая организация либо индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, обязаны иметь уголок потребителя. В магазине, на предприятии, в учреждении необходимо разместить стенд, содержащий определенные сведения. Эта обязанность вменяется ст. 9 ФЗ № 2300-1. Рассмотрим далее, как оформляется уголок потребителя, что должно быть на стенде.

Законодательная база

Ст. 9 указанного выше Закона обязывает предпринимателей и юрлиц доводить до потребителей сведения о госрегистрации, названии инстанции, осуществляющей надзор в сфере оказания услуг, информацию об аккредитации и лицензировании в случаях, установленных нормативными актами. Требования, в соответствии с которыми осуществляется размещение данных, дублируются пунктом 10 Правил, регламентирующих продажу определенных видов товаров.

Ответственность

Отсутствие на предприятии уголка потребителя считается нарушением законодательства. Оно влечет за собой административную ответственность. В частности, согласно ст. 14.15 КоАП, на нарушителя может налагаться штраф. Сумма для предпринимателей – от 1 до 3-х тыс. руб., для юрлиц – от 10 до 30-ти. Некоторые предприятия пытаются оспорить санкции, ссылаясь при этом на незначительность данного нарушения. Следует, однако, отметить, что обжаловать назначение штрафа нецелесообразно. Но вполне можно избежать таких проблем. Для этого следует своевременно заполнить уголок потребителя. уголок потребителя что должно быть

Что должно быть на стенде?

Кроме обязательной информации, покупателю (заказчику) следует предоставить и дополнительные сведения, касающиеся оказания услуг в сфере обслуживания либо розничной торговли. Их наличие законодательство напрямую не требует. Однако отсутствие предписаний в нормах не мешает Роспотребнадзору осуществлять проверку присутствия таких сведений. Основные документы для уголка потребителя следующие:

  • ФЗ №2300-1. Он регулирует сферу защиты прав потребителей. Следует отметить, что распечатка Закона из Интернета не во всех случаях принимается проверяющей инстанцией как надлежащие сведения. Инспекторы могут потребовать разместить экземпляр печатного издания. При этом проверяющие ссылаются на то, что потребитель должен получить достоверные сведения, которые сетевые источники могут предоставить не всегда.
  • Правила пожарной безопасности.
  • Книга предложений и отзывов.
  • План эвакуации на случай пожара.
  • Телефоны. Для уголка потребителя необходимы контактные данные контролирующих инстанций и экстренных служб.
  • Сведения о внеочередном обслуживании определенных (льготных) категорий лиц.
  • Прочие правила, регулирующие конкретный вид деятельности. уголок потребителя в магазине

В уголок потребителя для предприятия, оказывающего бытовые услуги, следует включить прейскурант цен. Для предприятий, осуществляющих торговлю табачными изделиями и алкоголем, необходимо разместить на стенде информацию о запрете продажи этих товаров лицам, которые не достигли совершеннолетия, а также о временных ограничениях, установленных законом. Организации общепита и торговли обязаны предоставлять и санитарно-эпидемиологические правила.

Наполняемость стенда

Объем информации, которая включается в уголок потребителя, зависит от вида деятельности организации или предпринимателя. К примеру, в аптеках могут размещаться нормативные акты, регламентирующие отпуск жизненно важных лекарственных средств. Если уголок потребителя оформляется для парикмахерской, следует предоставить санитарные правила и нормы к помещению и используемому оборудованию. телефоны для уголка потребителя

Размещение дополнительных сведений в уголке

Если такая информация не будет присутствовать на стенде, то это не повлечет административной ответственности. Однако это не значит, что дополнительные сведения должны вовсе отсутствовать. Здесь следует учесть, что региональными нормативными актами могут устанавливаться требования и правила, регламентирующие конкретный список бумаг для размещения на стенде. При этом сами сведения, как, собственно, и уголок потребителя, должны находиться в доступном и удобном для ознакомления месте.

Можно ли разместить необходимые бумаги не на стенде, а в папке рядом с прилавком?

Закон не регламентирует ни внешний вид уголка потребителя, ни конкретное его расположение. В нормах предписано только одно – обеспечить наглядность и доступность информации. В данном случае необходимо, чтобы потребитель смог самостоятельно ознакомиться с документацией. Не следует размещать сведения в стеклянной закрытой витрине, поскольку тем самым будет нарушено условие доступности. Обычно уголок потребителя – это стенд с несколькими прозрачными карманами. Однако вполне можно поместить бумаги в папку. Важно, чтобы она была на виду, и чтобы доступ к ней был свободен. При этом на папке следует обозначить: "Информация для потребителей".

Необходимо ли помещать на стенд журнал по учету ревизий и контрольных проверок?

Данный документ необходимо иметь на торговой точке. Однако предприятие не обязано помещать его на стенд. Журнал содержит сведения о проведенных проверках. В частности, в нем указываются наименования ведомств, осуществивших контроль, даты начала и завершения мероприятий и их общее время, подписи уполномоченных лиц. При желании журнал можно поместить на стенд. Однако потребителю совершенно не обязательно предоставлять сведения о проведенных ревизиях. В данном случае достаточно, если документ находится у ответственного лица предприятия.

В заключение

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что оформить уголок потребителя в целом не так сложно. На всякий случай, во избежание проблем в будущем, целесообразно уточнить у надзорного органа перечень сведений, которые необходимо разместить на стенде в соответствии с Федеральным и региональными законами. Специалисты также рекомендуют избегать использовать распечатки интернет-ресурсов. Лучше предоставить экземпляры изданий, составленных надлежащим образом.