Рубрики

Никаких оправданий и жалоб! Позиция жертвы не способствует успеху в бизнесе

Психология человека сложна и подчас противоречива, нередко в ней сочетаются крайности и совершенно противоположные вещи. Например, успешный предприниматель вполне может не быть лидером в собственной семье или в компании друзей, а человек, наделенный многими талантами – обладать низкой самооценкой.

Сочетанием противоположных качеств заинтересовались ученые. Они провели исследования на тему связаны ли «позиция жертвы» и успех в бизнесе. Результаты научной работы опубликовало издание Frontiers in Psychology.

Что это такое

Позиция жертвы – это особая поведенческая стратегия, для которой характерно перекладывание на других ответственности за происходящее в собственной жизни.

«Жертвы» постоянно жалуются, рассказывают о неприятностях, страданиях. По их словам, с ними всегда поступают несправедливо, их обижают, ущемляют и третируют. Причем в их бедах всегда виноваты другие люди или же сложившиеся обстоятельства, но не их собственные действия.

Быть жертвой удобно и выгодно. Окружающие сочувствуют, жалеют, помогают. Такая поведенческая стратегия – отличный способ находиться в центре внимания и манипулировать окружающими, добиваться от них желаемого. Психологи используют термин «виктимность» для обозначения этого типа поведения.

Как работали ученые

Исследования вероятности взаимосвязи между позицией жертвы и наличием склонности к ведению бизнеса занимались специалисты из Школы предпринимательства Адельсона при университете Райхмана (Израиль). Авторами научной работы, получившей название “Восприятие виктимности и предпринимательские тенденции“ стали Йосси Маарави, Боаз Хамейри и Тамар Гур. Ученые разделили работу на два отдельных исследования.

Для первого были приглашены 208 студентов бакалавриата по специальности "предпринимательство". Они пошли тестирование на наличие виктимности в поведении и чертах характера, предприимчивости и предпринимательства.

Во втором исследовании приняли участие 354 взрослых человека. Они прошли онлайн-опрос по виктимности черт характера, глобальной самоэффективности и поведенческому предпринимательству.

К каким выводам пришли специалисты

Первое исследование выявило наличие взаимосвязи между позицией жертвы и предприимчивостью. Но обнаружить связь виктимности со склонностью к предпринимательской деятельности не удалось.

Ученые пришли к предварительному выводу, что достигнутые результаты объясняются тем, что в состав-фокус группы входили только студенты, которые в целом имеют более низкий уровень виктимности черт характера в сравнении с работающими людьми более старшего возраста.

Этот вывод был проверен при проведении второго исследования. Оно выявило то, что виктимность черт и предпринимательство действительно не взаимосвязаны напрямую. Но самоэффективность, предприимчивость и склонность к предпринимательству взаимозависимы с привычкой занимать позицию жертвы.

Участники исследования, обладающие низкой самоэффективностью не продемонстрировали склонности к предпринимательству и привычки «выставлять» себя жертвой. Но те, чья самоэффективность была высокой, обладали виктимными чертами характера и явными склонностями к предпринимательской деятельности.

Проанализировав и сопоставив результаты двух исследований ученые пришли к окончательному выводу: повышение самоэффективности полезно для предпринимательского духа, даже если человек видит себя жертвой обстоятельств или других людей. По мнению специалистов, привычка занимать позицию жертвы существенным образом не влияет на достижение успеха в бизнесе, но она и не мешает предпринимательству.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание