Рубрики

Как живет девочка, которую российская семья отсудила у португальцев

Одиннадцать лет назад история Сандры Циклаури была известна многим в России. Все переживали за девочку, за которую судилась родная мать-россиянка и приемные родители из Португалии. Кто-то встал на сторону иностранцев, считая, что там у девочки было бы более перспективное будущее, кто-то соглашался, что с родной матерью ребенку будет лучше. Вот как сложилась судьба «португальской принцессы», которой теперь 18 лет.

С чего все началось

Гражданка России Наталья Зарубина попала в Португалию просто — поехала на поиски работы, за которую бы платили больше, чем в родном селе Пречистое. У нее росла дочь Лера, но женщина оставила ее на попечении бабушки и отправилась «за длинным рублем». Там встретила свою любовь — Георгия Циклаури — такого же приезжего, как и она сама. В 2003 году на свет появилась девочка, назвали Сандрой.

Союз не продержался и года, вскоре Наталья осталась одна в чужой стране с малышкой на руках. Она не могла работать — ребенка не брали в сад за неимением гражданства. Тогда на помощь пришла одна семейная пара — Флоринда и Жоау Пинейру, которые взяли опекунство над ребенком. Женщина подписала доверенность на малышку, по сути, отказ, но сама она объясняла это тем, что так Сандру могли бы принять в сад на законных основаниях, и она могла бы рассчитывать на медицинскую помощь. Наталья вышла на работу, а ребенок остался в португальской семье.

Депортация в Россию

По словам Натальи Зарубиной, она всегда воспринимала супругов Пинейру как опекунов Сандры и платила им за работу. Флоринда и Жоау утверждали, что денег от женщины не получали. Документального подтверждения слов Натальи не нашлось. Когда Сандре исполнилось 4 года, ее мать обвинили в незаконном нахождении на территории страны. Был подан приказ о депортации. Женщина заявила, что не уедет без дочери, но супруги Пинейру предъявили отказ госпожи Зарубиной. Девочка осталась в Португалии.

Начались бесконечные суды, даже через два года разбирательств малышка все еще оставалась в Португалии у приемных родителей. Бабушка Сандры (мать Натальи Зарубиной) написала личное письмо президенту России. Девочке тут же оформили гражданство РФ и предписали супругам Пинейру вернуть ребенка родной матери. В мае 2009 года Сандра вернулась в некогда родное Пречистое.

Воспоминания «португальской принцессы»

Следующие несколько месяцев семью Зарубиных ждала медийная катастрофа. Хотя МИД России официально потребовало не превращать в реалити-шоу жизнь Сандры, журналисты осаждали их дом, следили за каждым шагом девочки и ее семьи. Сама она так вспоминает этот период: «Мне тогда хотелось одного — чтобы все закончилось скорее. Я перечитываю статьи, газеты тех лет и понимаю, сколько там было неправды. Я не любила быть на виду, такая популярность мне не нравилась».

Пока активисты собирали подписи под петицией, чтобы вернуть девочку в Португалию и «дать ей шанс на нормальное будущее», сама Сандра привыкала к жизни в России. Она говорит: «Я живу в родном городе, с родными людьми. Я наверняка бы вспоминала о маме, если бы осталась в той семье. Я же помнила, что мама есть, мы иногда виделись. Мне не сломали судьбу переездом в Россию».

Все перемены — к лучшему

Бабушка Сандры, Ольга Ивановна, говорит, что дома девочка всегда была любима и счастлива. У нее есть старшая сестра, двоюродные братья. Теперь еще и племянники. Она очень быстро освоила русский язык, хотя до этого говорила только на португальском. «Ведь русский — ее родной, заложен в ней с генами, — говорит бабушка. — Родина всегда лучше. Я-то знаю, сама когда-то приехала из Казахстана».

В 16 лет Сандра уехала из Пречистого — она поступила в Вологодский технический колледж. Девушка говорит, что все перемены в жизни — к лучшему: «Я сначала скучала по дому, боялась потеряться, но Вологда мне нравится, изучаю ее с удовольствием. Познакомилась с девочками из группы, теперь все делаем вместе. А главное — здесь никто не знает мою историю. Наконец-то меня никто не называет «португальской принцессой»».

Связи не утрачены

Со своими «родителями» Флориндой и Жоау девушка раз в неделю общается по видеосвязи. Они сохранили теплые отношения, девушка мечтает увидеться с ними. Флоринда Пинейру говорит: «Я помню ее улыбчивой девочкой, любящей играть и лакомиться растущими у нас в саду фруктами. Сейчас Сандра стала взрослой, но по-настоящему я ее узнаю при встрече, когда мы проведем вместе больше времени».

Сама Сандра Зарубина мечтает полететь в Португалию, но пока это лишь в планах. Флоринда и Жоау пытались наладить контакт с мамой девушки Натальей, но это им никак не удавалось. О том, что на этот счет думала сама Наталья, никто уже не узнает. Она погибла в декабре 2020 года.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание