Рубрики

Скинемся по грошу в шапку: что такое краудфандинг, как работает на бизнес, плюсы и минусы

Ни для кого не секрет, что начало бизнеса может обойтись очень дорого. Но если собрать команду, в которой каждый «отстегнет» на общее дело какую-то сумму, то будет гораздо больше шансов запустить проект и сделать его успешным. Это и называется краудфандинг — когда много людей вкладываются в одну бизнес-идею. О том, каковы особенности такого бизнес-решения, а также о его плюсах и минусах и пойдет речь ниже.

Краудфандинг — бизнес «в складчину»

На базовом уровне краудфандинг — это когда множество людей вкладывают деньги в поддержку одного интересного проекта. Это может быть что-то столь же разнообразное, как поездка на спортивные соревнования или сбор денег на большой грузовик с тако.

Существует несколько различных типов краудфандинга, три из них относятся к малому бизнесу, привлекающему финансирование. Они могут быть особенно полезны для тех, кто не может (или не хочет) получать средства из традиционных источников. Вот каковы особенности каждого из видов.

Краудфандинг на основе вознаграждений

С помощью этого метода люди делают онлайн-вклад в обмен на вознаграждение. Награды могут различаться в зависимости от того, сколько дано финансов, но часто включают продукт или услугу, которую команда планирует запустить. Для некоторых людей это заменило обращение к семье и друзьям, чтобы сдвинуть проект с мертвой точки.

Стартапы часто награждают спонсоров скидками, продуктами и услугами. Например, если бы проект представлял собой новую настольную игру, залогодатели с высокой стоимостью вклада могли бы получить копию игры, а те, кто внес меньше, получили бы скидку при ее выпуске.

Краудфандинг на основе вознаграждений отлично подходит для стартапов, которые хотят протестировать рынок. Если их идея не сможет привлечь средства, это хороший признак того, что привлечь клиентов не удасться и пытаться не стоит. Это также хороший источник финансирования для предприятий с действительно инновационными продуктами или постоянными клиентами.

Краудфандинг акций

Эта форма краудфандинга позволяет собирать средства от населения в обмен на некотируемые акции (капитал) в бизнесе. Нелистинговые акции не котируются, не покупаются и не продаются на официальной фондовой бирже.

Альтернативой предоставлению инвесторам акций является предложение конвертируемых векселей. В этом случае инвестор ссужает бизнесу деньги, ожидая, что в будущем они смогут конвертировать долг в акции. Этот метод часто используется, когда бизнес находится на стадии стартапа и его ценность еще предстоит выяснить.

Краудфандинг акций лучше подходит для сбора больших сумм, чем можно было бы получить с помощью краудфандинга, основанного на вознаграждениях. Из-за больших сумм на кону краудфандинговые платформы, часто называемые порталами, регулируются государством. Существуют правила относительно того, как работает система, сколько можно собрать и инвестировать и как часто использовать средства.

Плюсы краудфандинга

Главное преимущества краудфандинга — он централизует коммуникации. Вы можете сосредоточить все свои обсуждения с инвесторами в одном месте. До создания порталов финансирования приходилось постоянно обновлять информацию о потенциальных инвесторах с помощью электронных писем, встреч и телефонных звонков, но теперь это не обязательно.

Эта схема очень проста для понимания. Покупая краудфандинговый продукт, вы относитесь к аудитории почти как к инвестору. Люди вознаграждаются льготами и реальными деньгами, а не акциями, и это здорово. Также это феноменальный способ протестировать рынок без создания полноценного веб-сайта и компании.

Также плюс в том, что ваши спонсоры финансируют ваш продукт, имея возможность внести за услугу предоплату. Если в прошлом был вопрос, где взять денег на старт, то теперь вы можете начать проект сразу. Один инвестор видит, что другой также заинтересован в вашей сделке. Чем больше людей готовы инвестировать, тем больше шансов на успех рпоекта.

Минусы краудфандинга

Минус системы в том, что она сама по себе не находит для вас инвесторов, это придется делать самим. Существует миф, что вы размещаете свою идею на краудфандинговом сайте, и деньги от незнакомцев падают с неба. Это не так. Успешный сбор средств почти всегда является результатом того, что основатель работает со своими личными сетями, активно связывается с потенциальными клиентами и создает рекламу проекта.

Хотя на портале финансирования могут быть зарегистрированы тысячи миллионов потенциальных спонсоров, это не означает, что все они стекаются к вашему конкретному стартапу. Никто не хочет бесконечно рыскать по сайту в надежде расстаться со своими деньгами. Люди проявляют интерес, когда слышат, что сбор средств уже имеет некоторый импульс, что это выглядит интересно и надежно.

Готовьтесь к тому, что старт потребует много работы — профессиональное видео, реклама, PR, хорошая маркетинговая команда. Краудфандинг требует серьезной подготовки, это больше, чем простая афера. Никогда не запускайте краудфандинговый проект без должной подготовки. Убедитесь, что вы проявляете должную осмотрительность при размещении рекламы, составлении электронных писем и получении информации о вашем проекте до запуска.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание