Рубрики

Совет сотрудникам, которых прессуют на работе: не бойтесь просить помощи

Издевательства на рабочем месте могут случиться в любой компании с любым из сотрудников, независимо от их возраста, опыта работы и характера в целом. Это миф, что буллингу подвержены только слабые духом люди, не умеющие постоять за себя. Это не так. Запугивание на рабочем месте может коснуться любого, и важно знать, как вести себя в такой ситуации.

Издевательства на рабочем месте не всегда очевидны

Поведение агрессора (или целой группы агрессоров) может остаться незамеченным долгое время. Тот факт, что этот тип издевательств часто затрагивает взрослых, не означает, что люди всегда знают, как с этим справиться. Правда в том, что психологические последствия буллинга на работе могут быть разрушительными и болезненными, независимо от возраста.

Запугивание может принимать разные формы. В то время как одни обидчики могут быть открыто враждебны по отношению к жертвам, другие могут вести себя более тонко.

Вот самые распространенные виды издевательств:

  • Запугивание. Агрессор открыто грубит, угрожает или шпионит за жертвой.
  • Вербальные оскорбления. Резкая критика, прямые оскорбления, насмешливые и унизительные шутки, злонамеренные сплетни, словесные унижения.
  • Вмешательство в работу. Агрессоры могут саботировать коллегу, обвинять его в ошибках или присваивать себе их идеи и заслуги в работе.
  • Институциональное издевательство. Оно исходит от начальства и включает принудительную сверхурочную работу, несправедливую систему штрафов, недоплату и обман сотрудников.

В конечном счете все виды издевательств могут в определенной степени иметь схожие предупредительные признаки. Агрессоры часто ругают, унижают или издеваются над жертвами перед своими коллегами, высшим руководством или клиентами. Когда запугивание происходит вне поля зрения других, коллеги или руководители могут не знать о действиях агрессора. В таком случае вы должны уметь постоять за себя, и вот как делать это эффективно.

Не позволяйте никому унижать себя

Если вы чувствуете себя некомфортно от чьи-то слов или действий, вежливо и спокойно поговорите с человеком, который, по вашему мнению, издевается над вами. Сообщите ему, что его поведение неприемлемо. Вы можете привести конкретные примеры и спокойно попросить прекратить подобные действия.

В зависимости от серьезности поведения такого коллеги (или даже группы сотрудников) вы также можете подумать о том, чтобы обратиться прямо к руководству. Но перед этим все же постарайтесь решить проблему на месте, с глазу на глаз. Просто будьте тверды и дайте понять, что не позволите издеваться над собой. Обычно агрессоры не идут дальше, если видят твердое сопротивление со стороны избранной жертвы.

Сообщите о поведении агрессора

Если вы собираетесь обратиться к руководству насчет травли, часто полезно отметить дни, время и обстоятельства, при которых произошел инцидент. Вы также можете хранить копии любых агрессивных или оскорбительных комментариев, записанных, к примеру, на диктофон.

Фиксируйте любые словесные или физические инциденты, как только они происходят, а затем отправляйте их в отдел кадров. Главное - собрать все, что указывает на вину агрессора. Если у вас будут надежные свидетели, вставшие на вашу защиту, добиться справедливости будет еще проще. Не бойтесь заявлять об издевательствах, пресекайте его сразу.

Держитесь подальше от обидчика

Хотя это не всегда возможно, чтобы уменьшить вероятность любого дальнейшего негативного поведения, может быть полезно максимально ограничить ваше взаимодействие с обидчиком. Попросите разрешения у начальства временно переместиться в другой кабинет или работать из дома. Так вы открыто дадите понять, что не можете нормально работать рядом с агрессором.

Есть распространенный миф, что игнорирование агрессора может заставить его остановиться. Это не так. Хулиганы обычно ищут ответной реакции поэтому когда они ее не получают, они могут увеличивать свои издевательства. Они будут «травить» объект до тех пор, пока не получат желаемую реакцию, что может привести к более серьезным последствиям.

Не бойтесь просить о помощи

Хулиганы могут быть весьма настойчивыми, поэтому вам, возможно, придется приложить немало сил для борьбы с ними в коллективе. Но бояться этого не стоит – правда на вашей стороне. Многие работодатели прекрасно понимают, что травля на рабочем месте может снизить моральный дух команды и повысить текучесть кадров. Оба эти последствия могут увеличить расходы и снизить прибыль, потому боссу это точно не нужно.

На многих предприятиях есть обязательные занятия, на которых сотрудников учат распознавать издевательства. Если вы обращаетесь с жалобой к начальнику или в отдел кадров, сформулируйте ее, как нечто конструктивное, а не просто пожалуйтесь голословно. Подробно опишите, что происходит, и объясните, как ситуация влияет на вашу способность выполнять свою работу.

Имейте при себе «план Б»

Неприятная правда заключается в том, что многие сотрудники, попавшие в ловушку издевательств, переходят в другой отдел организации или вообще уходят с работы. Это крайняя мера, но иногда это необходимо. Однако делать это тоже нужно грамотно, не навредив себе. Не распространяйте слухи о том, что ищете новую работу, но начинайте приступать к подготовке «плана Б».

Повысьте свою востребованность на рынке труда, обновив или расширив свои навыки. Восстановите связь со старыми друзьями и коллегами. Посещайте отраслевые мероприятия или встречи выпускников. Вовсе не обязательно сразу просить всех помочь вам найти работу. Но вы никогда не знаете, где сможете найти зацепку, которая поможет вам выйти из вашей текущей ситуации.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание