Рубрики
...

Потребительское право - это что такое?

Система норм, созданная для защиты прав потребителей и регламентирования их отношений с производителями и поставщиками товаров и услуг, представлена рядом актов. Действуют и особые регламенты, регулирующие соответствующие правила.

Кого касается потребительское право

Потребители – это граждане, которые приобретают товар или услугу для собственного, личного потребления. Сделки в этом случае не связаны с коммерческой деятельностью покупателя.

защита потребительских прав

Вторая сторона отношений – производители, продавцы и исполнители, занимающиеся коммерческой деятельностью на постоянной основе. Благодаря такому подходу потребительское право затрагивает почти каждого человека. Интересно, что юристы забывают об этом, обращаясь в суды с исками относительно качества услуг и товаров, сосредотачиваясь на отдельных нормах узкого действия (например, в области ЖКХ).

Система нормативных актов

Конституция упоминается в качестве базового документа, определяющего права и обязанности граждан: право на жизнь, здоровье и т. д. С целью их реализации принимаются отдельные законы и иные нормативные акты.

Гражданский кодекс. На его основе строятся все имущественные и неимущественные отношения. Далее в иерархии актов идет Закон «О защите прав потребителей».

потребительский кооператив право

Затем по значимости идут отраслевые законы (об электроэнергетике, образовании, жилищный кодекс и т. д.), регулирующие сферы, где возникают отношения между потребителем и продавцом или исполнителем услуги.

В ЗоПП отдельно оговаривается, что единственным органом исполнительной власти, имеющим право издавать нормативные акты для его исполнения, является правительство РФ. Оно не вправе препоручать принятие нормативных актов иным органам.

Профильный закон

Закон о защите потребительских прав является основным в этой сфере. Рассмотрим его содержание. Он определяет:

  • Систему законодательного регламентирования сферы.
  • Права потребителей.
  • Права и обязанности изготовителей, продавцов (особенно выделено право на информирование потребителя об услугах или товарах и производителе и продавце).
  • Формы ответственности.
  • Особенности обращения с исками в суды.
  • Особенности расчетов, оказания отдельных видов услуг и продажи отдельных видов товаров.
  • Система государственного надзора.
  • Основы общественной защиты прав потребителей.

Нормативный акт обширный, статьи периодически дополняются и уточняются. Некоторые нормы имеют отсылочный характер, например, предписание правительству принять правила об особенностях продажи отдельных видов товаров.

Потребительские права граждан

Упомянем основные возможности граждан:

  • Право на безопасность товара и услуги, за его обеспечение несут ответственность продавец или производитель.
  • Информирование потребителя о продавце, производителе (название организации, режим работы, перечень предоставляемых услуг и товаров), нормативные акты указывают конкретные сведения, которые обязательно передаются потребителю или содержатся на упаковке товара.
  • Право на возмещение материального и морального ущерба, причиненного некачественным товаром или услугами.
  • Право на замену товара или уменьшение цены или прием товара и возврат денег, если товар некачественный.
  • Право на возврат или обмен товара, к которому нет претензий относительно качества (предусматриваются исключения для лекарств и продовольственных товаров).
  • Право на отказ от ранее заключенного соглашения с условием оплаты понесенных исполнителем расходов.

С какими нарушениями сталкиваются граждане

Люди сталкиваются со многими нарушениями потребительских прав, перечислим некоторые из них:

потребительский кооператив право
  • Уклонение или отказ от информирования, предоставление ложной информации.
  • Отказ принимать товар или поменять один товар надлежащего качества на другой.
  • Отказ возвращать деньги за продукцию плохого качества или компенсировать затраты на починку.
  • Фабрикация опоздания с обращением за обменом товара ненадлежащего качества.
  • Заключение соглашений на условиях, которые противоречат законодательству и явно ставят потребителя в невыгодное положение.
  • Предоставление просроченного товара.

Меры защиты

Государство предпринимает ряд мер, защищающих потребителей. В частности, оказанием некоторых услуг или продажей ряда товаров вправе заниматься лишь организации или предприниматели, имеющие лицензию или иное разрешение от государства. Приветствуется сертификация товаров и соблюдение технических регламентов.

закон о защите потребительских прав

Товары или услуги должны отвечать разного рода параметрам, которые определяют качество. Так, например, приняты нормы снабжения коммунальными ресурсами, отклонение от них считается серьезным нарушением и дает право на компенсацию.

Существуют стандарты в образовательной, медицинской и иной сферах, к ним вполне применимо потребительское право.

Достаточно подробно регламентируется процесс продажи или оказания некоторых товаров или услуг, например, сложных технических товаров. Жесткие требования предъявляются к организации дистанционного обслуживания.

Что вправе требовать граждане

Защита потребительских прав граждан осуществляется мерами, предусмотренными в законе:

  • обмен некачественного товара на качественный образец;
  • возмещение трат на устранение недостатков;
  • снижение цены за низкое качество товара;
  • возмещение расходов на устранение изъянов в товаре;
  • компенсация за имущественный и моральный вред, причиненный некачественными товарами или услугами.
нарушение потребительских прав

Это общий перечень средств защиты, применимый ко всем областям жизни, начиная от покупки товара и заканчивая жилищно-коммунальными услугами.

При этом необходимо при подаче иска или жалобы выбирать один вариант из всего перечня. Например, в сфере ЖКХ применяется перерасчет оплаты за услуги и компенсация вреда.

Путаница с требованиями, особенно, если они противоположны по смыслу, делает невозможным разрешение жалоб и судебных исков. Поэтому, прежде чем подать документы в государственные органы или суд, заявителю стоит подумать, какой результат наиболее устраивает его.

Отметим, что потребительское право в Российской Федерации предоставляет широкий перечень инструментов защиты прав.

Система государственной защиты потребителей

Роспотребнадзор и его управления занимаются по всей стране проверкой субъектов предпринимательской деятельности на соответствие нормам законодательства. Организовано рассмотрение жалоб граждан. Надо добавить, что орган отвечает еще и за контроль над соблюдением стандартов в области санитарии.

потребительские права граждан

Этот орган занимается защитой потребительских прав путем издания предписаний и привлечения к административной ответственности виновных лиц. Основаниями являются жалобы граждан и материалы, поступающие из иных органов.

Роль муниципалитетов

Кроме полномочий, которые передаются на муниципальный уровень (правительство региона имеет такое право), местные администрации вправе:

  • Рассматривать жалобы и консультировать граждан.
  • Обращаться в суды для защиты прав отдельных граждан и их неограниченного числа (почти никогда не используется).
  • Сообщать о выявленных нарушениях в уполномоченные органы.

Роль прокуратуры

Обращение в прокуратуру, если такое написано, перенаправляется в Роспотребнадзор, т. к. прокуратура занимается контролем качества работы иных органов. Хотя не исключается и право обращения с исками в суды. Заявления подаются для защиты конкретных людей и для неограниченного числа граждан. Пока прокуратура - фактически единственная структура, имеющая и использующая право выходить в суд с подобными исками.

потребительское право в российской федерации

Коллективные иски граждан подаются от имени конкретных людей, и решение суда касается фактически только их. Если нарушение системное, то единственный способ чего-то добиться - действовать через прокуратуру. После решения, вынесенного по такому иску, достаточно сослаться на него, и уже не приходится обращаться с одним и тем же иском разным людям к тому же ответчику.

В рамках своих полномочий права потребителей защищают правительства регионов. Они вправе передать полномочия на муниципальный уровень.

Объединения потребителей

Какие способы решения проблем предусматривает право? Потребительские кооперативы. Они создаются гражданами для удовлетворения их потребностей материального и нематериального свойства. Например, кредитные кооперативы. Человек платит взнос при вступлении и получает право на займ за счет средств объединения.

Если организация создана для производства товаров или услуг, член кооператива вправе на их приобретение по сниженным ценам или на иных льготных условиях.

Все время членства в кооперативе граждане вправе претендовать на часть дохода организации, если им ведется коммерческая деятельность.