Рубрики

Базельский комитет по банковскому надзору: международные стандарты, функции и цели

Базельский комитет по банковскому надзору - загадочная организация с непростой историей. Узнайте, как Комитет влияет на мировые финансы и что скрывается за кулисами международных банковских стандартов. Разберемся вместе, кто и зачем создал этот Комитет, какие цели он преследует, и почему его документы так важны для всех нас.

История создания Базельского комитета по банковскому надзору

Базельский комитет по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision, BCBS) был основан в 1974 году в швейцарском городе Базель. Его создание стало реакцией глав центральных банков стран Группы десяти (G10) на банкротство немецкого банка Bankhaus Herstatt, произошедшее в июне того же года. Этот кризис показал уязвимость международной банковской системы и необходимость укрепления сотрудничества между регуляторами разных стран.

Изначально в состав Базельского комитета входили 13 развитых стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония и Люксембург, хотя последний не входит в Группу десяти. В 2009 году состав Комитета расширился до 27 стран за счет включения в него представителей развивающихся экономик - Аргентины, Бразилии, Китая, Индии, Мексики, России, Саудовской Аравии, Сингапура, Южной Африки и др.

Штаб-квартира Базельского комитета находится в здании Банка международных расчетов (БМР) в Базеле, однако официально Комитет и БМР являются двумя разными организациями. БМР был учрежден в 1930 году для выполнения функций международного центра монетарного сотрудничества, а в настоящее время выступает в роли банка центральных банков. Группа десяти, или G10, объединяет 11 развитых стран, которые подписали Генеральное соглашение о займах с МВФ в 1962 году.

Крупный план Марио Драги, губернатора Банка Италии и председателя Базельского комитета по банковскому надзору с 2006 по 2011 год. У него серьезное выражение лица, он одет в строгий костюм и галстук, на нейтральном фоне.

Основные функции и задачи Базельского комитета по банковскому надзору

Основная цель, ради которой был создан Базельский комитет в 1970-х годах, - это выработка единых банковских стандартов и сближение подходов к банковскому регулированию в разных странах. Речь шла прежде всего о согласовании требований к достаточности капитала кредитных организаций.

Сегодня Комитет выполняет следующие основные функции:

  • Разрабатывает рекомендации и директивы по вопросам банковского регулирования для национальных надзорных органов
  • Координирует деятельность центральных банков и других регуляторов разных стран
  • Следит за процессом внедрения разработанных им стандартов
  • Содействует обмену информацией и опытом между членами Комитета
  • Анализирует текущее состояние и проблемы банковской системы
  • Проводит исследования в области банковского регулирования

Таким образом, Базельский комитет выступает своего рода мозговым центром, разрабатывающим правила игры на мировом финансовом поле. Хотя его документы носят рекомендательный характер, на практике они становятся ориентирами для регуляторов большинства стран.

Одним из важнейших направлений работы Комитета является выпуск документов, устанавливающих требования к достаточности капитала банков. Эти документы получили название «Базель I», «Базель II», «Базель III» и так далее. Кроме того, Комитет публикует документы по другим актуальным вопросам регулирования, включая стандарты ликвидности, корпоративного управления, управления рисками и проч.

Структура и организация деятельности Базельского комитета по банковскому надзору

По состоянию на 2023 год в состав Базельского комитета входят 45 членов из 28 юрисдикций. Это центральные банки и органы банковского регулирования следующих стран и регионов:

  • Аргентина
  • Австралия
  • Бельгия
  • Бразилия
  • Великобритания
  • Германия
  • Гонконг
  • Индия
  • Индонезия
  • Испания
  • Италия
  • Канада
  • Китай
  • Люксембург
  • Мексика
  • Нидерланды
  • Россия
  • Саудовская Аравия
  • Сингапур
  • США
  • Турция
  • Франция
  • Швейцария
  • Швеция
  • ЮАР
  • Южная Корея
  • Япония

В работе Комитета в качестве наблюдателей также участвуют Европейский центральный банк, Европейская комиссия и ряд других профильных международных организаций.

Члены Комитета объединены в рабочие группы по различным направлениям деятельности. Каждая группа курирует определенные вопросы и занимается подготовкой документов в своей предметной области.

Руководство Базельским комитетом осуществляется Председателем (с 2022 года этот пост занимает Пабло Эрнандес де Кос из Испании) и Генеральным секретарем (Кэролайн Роджерс).

Хотя Комитет базируется в БМР, он сохраняет определенную автономию. Его работа координируется главами центральных банков стран Группы десяти. Решения в Комитете принимаются на основе консенсуса его членов.

Вид сверху на современное стеклянное офисное здание, в котором располагается штаб-квартира Deutsche Bundesbank, центрального банка Германии и члена Базельского комитета. Ночное время, здание драматично подсвечено фиолетовыми и синими неоновыми огнями.

Основные документы Базельского комитета по банковскому надзору

За почти 50 лет своего существования Базельский комитет опубликовал целый ряд документов, определяющих правила банковской деятельности во всем мире. Рассмотрим ключевые из них:

Базель I

Первый документ под названием «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала» был опубликован Комитетом в 1988 году. Он ввел единые требования к достаточности капитала банков на уровне 8% от активов, взвешенных по уровню риска. Этот документ получил название «Базель I» и стал первым шагом к стандартизации банковского регулирования в мировом масштабе.

Базель II

В 2004 году был опубликован документ «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы», или «Базель II». Он внес уточнения в формулу расчета достаточности капитала и предложил банкам использовать внутренние рейтинги для оценки кредитных рисков. Целью было лучше отразить реальные риски банковской деятельности при расчете капитала.

Базель III

После мирового финансового кризиса 2007-2009 годов Базельский комитет разработал кардинальную реформу глобального банковского регулирования, получившую название «Базель III». Она была призвана повысить устойчивость банковской системы, введя более строгие требования к капиталу и ликвидности. Внедрение «Базеля III» началось с 2013 года и продолжается до сих пор.

Базель IV

Некоторые эксперты используют термин «Базель IV» для обозначения поправок в действующие стандарты, внесенных Базельским комитетом в 2016-2017 годах. Они касаются главным образом методик оценки кредитного, рыночного и операционного рисков. Центральные банки настаивают, что речь идет о завершении реформ Базеля III, а не о новых стандартах.

Помимо документов о достаточности капитала, Базельский комитет публикует стандарты по другим аспектам банковской деятельности, которые также оказывают существенное влияние на отрасль.

Таким образом, благодаря своим документам, охватывающим ключевые области регулирования, Базельский комитет играет роль главного выработчика правил игры на мировом банковском поле.

Влияние Базельского комитета на мировую банковскую систему

Хотя документы Базельского комитета носят рекомендательный характер, на практике они становятся обязательными к исполнению для банков большинства стран. Это связано с тем, что национальные регуляторы, как правило, интегрируют их в свои

Таким образом, требования Базельского комитета оказывают существенное влияние на деятельность банков по всему миру. Среди основных последствий внедрения базельских стандартов можно выделить следующие:

  • Унификация «правил игры» для банковского сектора в разных странах.
  • Повышение финансовой устойчивости банков за счет более жестких требований к достаточности капитала и ликвидности.
  • Сокращение рисков банкротств системно значимых банков.
  • Улучшение качества риск-менеджмента в банковской сфере.
  • Стимулирование кросс-граничных слияний и поглощений в банковском секторе.
  • Ограничение кредитной активности банков и сокращение объемов кредитования реального сектора экономики.

В то же время базельские стандарты неоднократно подвергались критике со стороны банковского сообщества. Основные претензии состоят в следующем:

  • Чрезмерное ужесточение требований приводит к снижению рентабельности банковского бизнеса.
  • Стандарты не в полной мере учитывают особенности разных бизнес-моделей банков.
  • Избыточные требования создают препятствия для кредитования реального сектора экономики.
  • Процедуры расчета капитала являются слишком сложными и обременительными.
  • Стандарты способствуют концентрации банковской системы и вытеснению небольших банков.

Таким образом, несмотря на критику, Базельский комитет играет ключевую роль в регулировании мировой банковской системы, задавая общие правила для банков разных стран.