Рубрики

Федеральные стандарты аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность в России претерпевает серьезные изменения. С 2017 года вступили в силу новые правила - теперь работа аудиторов регулируется международными стандартами. Что это значит для бизнеса и какие перспективы открывает переход на новые стандарты - об этом поговорим в нашей статье.

История формирования федеральных стандартов аудита в России

Формирование национальных стандартов аудиторской деятельности в России началось в 2002 году. Тогда Правительством РФ были утверждены первые 12 федеральных стандартов аудиторской деятельности, определяющие общие принципы и подходы к аудиту.

Первоначально утвержденные федеральные стандарты аудита регулировали такие основные вопросы, как цели и принципы аудита, документирование, планирование и оценка существенности аудиторских доказательств.

В последующие годы список федеральных стандартов аудиторской деятельности пополнялся и расширялся. Были добавлены отдельные стандарты, регламентирующие такие аспекты, как:

  • рассмотрение недобросовестных действий в ходе аудита;
  • соблюдение аудируемым лицом требований нормативных актов;
  • особенности аудита отдельных видов отчетности;
  • порядок использования результатов работы других аудиторов и экспертов.

К 2017 году действовало уже 42 обязательных федеральных стандарта, регулирующих аудиторскую деятельность в России. Однако в это же время был осуществлен полный переход на международные стандарты аудиторской деятельности.

Структура и особенности федеральных стандартов аудита

Стандарты аудиторской деятельности принято подразделять на 3 уровня:

  1. Международные стандарты аудита
  2. Федеральные стандарты аудита
  3. Внутренние стандарты аудита аудиторских организаций
Уровень стандартов Особенности
Международные Разрабатываются международными профессиональными объединениями
Федеральные Принимаются на уровне отдельных стран с учетом особенностей национального законодательства
Внутренние Разрабатываются в аудиторских компаниях для учета специфики их работы

Российские федеральные стандарты аудиторской деятельности изначально формировались на базе международных, однако со временем между ними появились существенные различия:

  • Не были учтены последние изменения в международных стандартах
  • Отсутствовала четкая структура и взаимосвязь стандартов
  • Использовались формы документов, характерные для России
  • Делался акцент на положениях российского права

По этим причинам в 2017 году был осуществлен полный переход российского аудита на международные стандарты аудиторской деятельности.

Новые правила аудиторской деятельности с 2017 года

С 2017 года в России осуществлен полный переход на международные стандарты аудиторской деятельности. В отличие от ранее действовавших федеральных стандартов, международные правила аудита имеют четкую структуру и регулярно обновляются в соответствии с изменениями в мировой практике.

Команда сотрудников компании на совещании

Основные группы международных стандартов аудита

В настоящее время действует 48 международных стандартов аудита, которые объединены в следующие основные группы:

  • Общие принципы и ответственность
  • Оценка рисков и реагирование на оцененные риски
  • Аудиторские доказательства
  • Использование результатов работы других лиц
  • Формирование мнения и составление заключения

Влияние на деятельность аудиторов в России

Помимо непосредственно международных стандартов аудиторской деятельности, аудиторы в России также должны соблюдать требования, устанавливаемые стандартами аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов.

Рабочий стол аудитора с документами

Перспективы развития регулирования аудиторской сферы

В ближайшее время ожидается утверждение новых федеральных законов об аудите, которые заменят действующий в настоящее время ФЗ "Об аудиторской деятельности". Предполагается, что новые законы будут полностью соответствовать международным нормам регулирования аудиторской профессии.

Преимущества международных стандартов

По сравнению с ранее действовавшими российскими правилами, международные стандарты имеют ряд преимуществ:

  • Регулярно обновляются с учетом изменений в мировой практике
  • Имеют строгую и логичную структуру
  • Понятны для иностранных инвесторов и партнеров

Риски переходного периода

Вместе с тем переход российского аудита на международные рельсы не всегда проходит гладко. Основные риски данного процесса:

  • Нехватка практических методических материалов по применению новых стандартов
  • Недостаточная квалификация части аудиторов
  • Сложная адаптация уже сложившихся подходов в аудите к новым требованиям

Особенности внедрения международных стандартов аудита в России

Процесс внедрения международных стандартов аудита в России имеет ряд особенностей. Во-первых, необходимо учитывать специфику российского законодательства и практики ведения учета. Во-вторых, требуется адаптация документации и методологии проведения аудита под новые требования.

Переход на международные стандарты аудита требует соответствующей переподготовки российских аудиторов. Для этого проводятся специализированные курсы, после прохождения которых аудиторы сдают международные профессиональные экзамены.

Оценка регулирующего воздействия новых стандартов

При внедрении международных стандартов аудита важно также оценить регулирующее воздействие новых требований на участников рынка, включая затраты аудируемых лиц на подготовку необходимой информации.

Для успешного внедрения международных стандартов аудита необходимы соответствующие механизмы их применения на практике: методические рекомендации, контроль качества, система рассмотрения жалоб на нарушения и др.

Полный переход на международные стандарты создает предпосылки для дальнейшего сближения российской и международной практики аудита, роста инвестиционной привлекательности российской экономики и ее интеграции в глобальные рынки.

Проблемы внедрения международных стандартов аудита

Несмотря на очевидные преимущества, процесс перехода на международные стандарты аудита сталкивается и с определенными проблемами:

  • Недостаточное финансирование переподготовки аудиторов. Государственная поддержка процессов переобучения и сертификации российских аудиторов пока недостаточна. Требуются дополнительные бюджетные средства.
  • Сложности практического применения зарубежных подходов. Не всегда принципы и методики, заложенные в международных стандартах аудита, легко адаптируются под российские реалии из-за специфики законодательства и деловой практики.
  • Сопротивление со стороны недобросовестных аудиторов. Часть аудиторов, привыкших работать по старинке, оказывают скрытое или явное сопротивление переходу на новые, более жесткие правила и стандарты.
  • Неготовность предприятий раскрывать дополнительную информацию. Многие коммерческие организации пока не готовы предоставлять аудиторам расширенную информацию о своей деятельности, как того требуют международные стандарты.
  • Дефицит практических методических материалов по новым стандартам. Отсутствуют подробные разъяснения и руководства по применению на практике всех аспектов международных стандартов аудита применительно к российским реалиям.

Пути решения проблем перехода на международные стандарты аудита

Чтобы успешно преодолеть сложности внедрения международных стандартов аудита, необходим комплексный подход, включающий следующие меры:

  • Увеличение бюджетного финансирования программ обучения и сертификации аудиторов. Требуются дополнительные вложения в переподготовку кадров со стороны как федерального бюджета, так и субъектов РФ.
  • Разработка отраслевых методических рекомендаций по внедрению международных стандартов аудита. Необходимы четкие разъяснения с учетом специфики различных видов экономической деятельности.
  • Ужесточение контроля качества аудиторской деятельности. Требуется расширение полномочий регулирующих органов для пресечения нарушений и выявления недобросовестных участников рынка.
  • Популяризация международных стандартов аудита. Необходима широкая разъяснительная работа среди предприятий о преимуществах новых правил и стимулирование спроса на качественные аудиторские проверки.
  • Содействие на местах внедрению передовой зарубежной практики. Органы региональной власти также могут оказывать информационную, методологическую и ресурсную поддержку в адаптации международных аудиторских стандартов.
  • Совершенствование нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Для успешной имплементации международных стандартов аудита в России требуется совершенствование существующей нормативно-правовой базы, регулирующей эту сферу.
  • Разработка подзаконных актов. Необходима подготовка соответствующих подзаконных актов, обеспечивающих практическое применение новых правил и стандартов аудита в российских реалиях.
  • Уточнение полномочий регулирующих органов. Требуется четко определить функции и задачи ответственных регуляторов аудиторской деятельности для повышения эффективности контроля и надзора.

Совершенствование механизмов ответственности аудиторов

Необходимо усиление имущественной и административной ответственности аудиторов за допущенные нарушения стандартов и правил аудиторской деятельности:

  • Обновление программ подготовки аудиторов. Следует актуализировать программы высшего и дополнительного образования с акцентом на изучение международных стандартов и передового зарубежного опыта аудита.
  • Мониторинг правоприменительной практики. Целесообразно на постоянной основе отслеживать, анализировать и обобщать правоприменительную практику в сфере аудиторской деятельности для своевременной актуализации законодательства.

Перспективы развития аудиторской профессии в России

Полномасштабный переход российского аудита на международные стандарты открывает новые перспективы для развития этого вида профессиональной деятельности в нашей стране:

  • Повышение конкурентоспособности российских аудиторов. Приведение квалификации и компетенций отечественных специалистов в соответствие с международными требованиями повысит их конкурентоспособность как на внутреннем, так и на глобальном рынке профессиональных услуг.
  • Расширение спектра аудиторских услуг. Появляются новые ниши и возможности для предоставления расширенного комплекса аудиторских и консалтинговых услуг в соответствии с мировой практикой.
  • Рост инвестиционной привлекательности российской экономики. Повышение качества и соответствия международным стандартам аудита отчетности российских компаний улучшит инвестиционный климат и привлечет новых иностранных инвесторов.
  • Новые возможности для профессионального развития. Для российских аудиторов открываются новые горизонты профессионального развития, обмена опытом и интеграции в мировое аудиторское сообщество.
  • Рост востребованности аудита в России. Повышение качества финансовой отчетности и аудита будет способствовать росту спроса на аудиторские услуги со стороны компаний различных отраслей экономики.