Рубрики

Контроль и надзор за промышленной безопасностью - основные функции Ростехнадзора

Ростехнадзор играет ключевую роль в обеспечении промышленной безопасности в России. Эта федеральная служба осуществляет масштабный комплекс мер по контролю и надзору на производственных объектах высокого риска.

В структуру Ростехнадзора входит целый ряд управлений:

  • Информатизации;
  • Организационно-аналитическое;
  • Экономики, финансов и государственных программ;
  • и другие.

Также в состав службы включены многочисленные межрегиональные технологические управления и управления по ядерной и радиационной безопасности.

Ключевые функции и полномочия

Согласно Положению о Ростехнадзоре, утвержденному Постановлением Правительства РФ No 401 от 30 июля 2004 года, основными функциями Ростехнадзора являются:

  1. Контроль и надзор в сфере промышленной безопасности;
  2. Контроль и надзор за безопасностью при использовании атомной энергии (за исключением военной);
  3. Контроль и надзор в сферах энергетики, строительства и других.
Дата Изменение функций
22.02.2020 Исключены полномочия по надзору за объектами хранения и уничтожения химоружия

На протяжении последних лет происходило перераспределение функций между Ростехнадзором и другими контрольно-надзорными органами.

Взаимодействие с другими ведомствами

Ростехнадзор тесно взаимодействует с рядом других организаций.

Так, с 2010 года часть экологических функций была передана Росприроднадзору (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования). В частности, Росприроднадзор получил полномочия по выдаче разрешений на выбросы и лимитов на размещение отходов.

Вместе с Минпромторгом Ростехнадзор участвует в повышении надежности функционирования опасных производственных объектов и снижении рисков для населения.

Портрет инспектора в каске с планшетом

Подготовка специалистов

Важной функцией Ростехнадзора является также организация подготовки и аттестации кадров в сферах промышленной и экологической безопасности.

Это необходимо для поддержания высокой квалификации инспекторов и других должностных лиц, обеспечивающих контрольно-надзорные мероприятия.

Направления совершенствования деятельности

Несмотря на масштаб работы, проводимой Ростехнадзором в сфере промышленной безопасности, ряд экспертов указывает на необходимость дальнейшего совершенствования этой деятельности.

В частности, предлагается повысить требования к порядку расследования инцидентов и привлечения виновных к ответственности. Также важно расширить полномочия инспекторов на местах для повышения оперативности контроля.

Реализация подобных мер позволит еще более эффективно обеспечивать безопасность промышленных объектов и населения.

Группа инспекторов осматривает промышленный цех

Нормативно-правовые акты в сфере деятельности Ростехнадзора

Основным документом, регламентирующим работу Ростехнадзора, является упомянутое выше Постановление Правительства РФ No 401 от 2004 года. Кроме того, деятельность Службы регулируется многочисленными федеральными законами и подзаконными актами.

Взаимодействие с региональными органами власти

Помимо федеральных министерств и ведомств, Ростехнадзор активно сотрудничает с региональными органами исполнительной власти и местного самоуправления. Это необходимо для координации контрольно-надзорных мероприятий и реагирования на возникающие угрозы безопасности.

Международное сотрудничество

Ростехнадзор представляет Российскую Федерацию в ряде международных организаций, таких как МАГАТЭ. Служба тесно взаимодействует с аналогичными органами других стран по вопросам контроля в сферах использования атомной энергии, биологической и химической безопасности.

Планы развития контрольно-надзорной деятельности

В ближайшие годы Ростехнадзор планирует внедрить риск-ориентированный подход в своей работе. Это позволит сосредоточить усилия на объектах повышенной опасности и оптимизировать использование ресурсов Службы.

Повышение открытости и подотчетности

Еще одно важное направление развития Ростехнадзора - расширение информационной открытости и подотчетности обществу. Уже сейчас на сайте Службы публикуются сведения о результатах проверок и другие данные. Однако их перечень можно расширить.

Кроме того, целесообразно проводить общественное обсуждение планов и отчетов о работе Ростехнадзора для повышения прозрачности.

Модернизация нормативно-правовой базы

Для эффективного функционирования Ростехнадзора необходима современная нормативно-правовая база его деятельности. В настоящее время ведется работа по актуализации устаревших и принятию новых правовых актов, регулирующих контрольно-надзорные полномочия Службы.

Внедрение цифровых технологий

Перспективным направлением развития является использование передовых цифровых решений для автоматизации отдельных контрольно-надзорных функций Ростехнадзора. Это позволит повысить оперативность работы и снизить влияние человеческого фактора.

Повышение квалификации инспекторского состава

С учетом внедрения новых технологий на поднадзорных объектах требуются соответствующая переподготовка и повышение квалификации инспекторов Ростехнадзора. Это необходимо для поддержания их компетентности на должном уровне.

Расширение общественного контроля

Для повышения эффективности работы Ростехнадзора важно привлекать граждан и общественные организации к мониторингу поднадзорных объектов и контролю результатов проверок.

Улучшение материально-технического обеспечения

Необходимым условием качественного осуществления функций Ростехнадзора является хорошее материально-техническое обеспечение его территориальных управлений современным контрольно-измерительным оборудованием.