Ростехнадзор играет ключевую роль в обеспечении промышленной безопасности в России. Эта федеральная служба осуществляет масштабный комплекс мер по контролю и надзору на производственных объектах высокого риска.
В структуру Ростехнадзора входит целый ряд управлений:
- Информатизации;
- Организационно-аналитическое;
- Экономики, финансов и государственных программ;
- и другие.
Также в состав службы включены многочисленные межрегиональные технологические управления и управления по ядерной и радиационной безопасности.
Ключевые функции и полномочия
Согласно Положению о Ростехнадзоре, утвержденному Постановлением Правительства РФ No 401 от 30 июля 2004 года, основными функциями Ростехнадзора являются:
- Контроль и надзор в сфере промышленной безопасности;
- Контроль и надзор за безопасностью при использовании атомной энергии (за исключением военной);
- Контроль и надзор в сферах энергетики, строительства и других.
Дата | Изменение функций |
22.02.2020 | Исключены полномочия по надзору за объектами хранения и уничтожения химоружия |
На протяжении последних лет происходило перераспределение функций между Ростехнадзором и другими контрольно-надзорными органами.
Взаимодействие с другими ведомствами
Ростехнадзор тесно взаимодействует с рядом других организаций.
Так, с 2010 года часть экологических функций была передана Росприроднадзору
(Федеральная служба по надзору в сфере природопользования). В частности, Росприроднадзор получил полномочия по выдаче разрешений на выбросы и лимитов на размещение отходов.
Вместе с Минпромторгом
Ростехнадзор участвует в повышении надежности функционирования опасных производственных объектов и снижении рисков для населения.
Подготовка специалистов
Важной функцией Ростехнадзора является также организация подготовки и аттестации кадров в сферах промышленной и экологической безопасности.
Это необходимо для поддержания высокой квалификации инспекторов и других должностных лиц, обеспечивающих контрольно-надзорные мероприятия.
Направления совершенствования деятельности
Несмотря на масштаб работы, проводимой Ростехнадзором в сфере промышленной безопасности, ряд экспертов указывает на необходимость дальнейшего совершенствования этой деятельности.
В частности, предлагается повысить требования к порядку расследования инцидентов и привлечения виновных к ответственности. Также важно расширить полномочия инспекторов на местах для повышения оперативности контроля.
Реализация подобных мер позволит еще более эффективно обеспечивать безопасность промышленных объектов и населения.
Нормативно-правовые акты в сфере деятельности Ростехнадзора
Основным документом, регламентирующим работу Ростехнадзора, является упомянутое выше Постановление Правительства РФ No 401 от 2004 года. Кроме того, деятельность Службы регулируется многочисленными федеральными законами и подзаконными актами.
Взаимодействие с региональными органами власти
Помимо федеральных министерств и ведомств, Ростехнадзор активно сотрудничает с региональными органами исполнительной власти и местного самоуправления. Это необходимо для координации контрольно-надзорных мероприятий и реагирования на возникающие угрозы безопасности.
Международное сотрудничество
Ростехнадзор представляет Российскую Федерацию в ряде международных организаций, таких как МАГАТЭ. Служба тесно взаимодействует с аналогичными органами других стран по вопросам контроля в сферах использования атомной энергии, биологической и химической безопасности.
Планы развития контрольно-надзорной деятельности
В ближайшие годы Ростехнадзор планирует внедрить риск-ориентированный подход в своей работе. Это позволит сосредоточить усилия на объектах повышенной опасности и оптимизировать использование ресурсов Службы.
Повышение открытости и подотчетности
Еще одно важное направление развития Ростехнадзора - расширение информационной открытости и подотчетности обществу. Уже сейчас на сайте Службы публикуются сведения о результатах проверок и другие данные. Однако их перечень можно расширить.
Кроме того, целесообразно проводить общественное обсуждение планов и отчетов о работе Ростехнадзора для повышения прозрачности.
Модернизация нормативно-правовой базы
Для эффективного функционирования Ростехнадзора необходима современная нормативно-правовая база его деятельности. В настоящее время ведется работа по актуализации устаревших и принятию новых правовых актов, регулирующих контрольно-надзорные полномочия Службы.
Внедрение цифровых технологий
Перспективным направлением развития является использование передовых цифровых решений для автоматизации отдельных контрольно-надзорных функций Ростехнадзора. Это позволит повысить оперативность работы и снизить влияние человеческого фактора.
Повышение квалификации инспекторского состава
С учетом внедрения новых технологий на поднадзорных объектах требуются соответствующая переподготовка и повышение квалификации инспекторов Ростехнадзора. Это необходимо для поддержания их компетентности на должном уровне.
Расширение общественного контроля
Для повышения эффективности работы Ростехнадзора важно привлекать граждан и общественные организации к мониторингу поднадзорных объектов и контролю результатов проверок.
Улучшение материально-технического обеспечения
Необходимым условием качественного осуществления функций Ростехнадзора является хорошее материально-техническое обеспечение его территориальных управлений современным контрольно-измерительным оборудованием.