Рубрики

Можно ли ездить на липучках летом по закону?

Лето - пора отпусков и путешествий на автомобиле. Многие экономят на втором комплекте резины и оставляют на машине зимние "липучки". Но так ли это безопасно и разрешено по закону? Давайте разберемся!

Что такое "липучки" и чем они отличаются от других типов шин

Фрикционные шины, или "липучки" - это разновидность зимних автомобильных шин без металлических шипов. Их протектор состоит из резиновой основы, к которой прикреплен специальный слой из эластичного материала с высоким коэффициентом трения. Этот мягкий фрикционный слой позволяет шине "прилипать" к снегу и льду, обеспечивая высокое сцепление зимой.

"Липучки" отличаются от обычных зимних шин отсутствием металлических шипов, благодаря чему они:

  • Не портят дорожное покрытие
  • Тише во время движения
  • Дешевле в изготовлении

Однако по сравнению со шипованными зимними шинами у "липучек":

  • Хуже сцепление на обледенелом покрытии
  • Быстрее изнашивается фрикционный слой

А в сравнении с летними шинами "липучки" проигрывают по всем параметрам в теплое время года:

  1. Хуже держат дорогу из-за чрезмерной мягкости
  2. Сильнее нагреваются на беговой дорожке
  3. Быстрее стирается протектор об асфальт

Можно ли юридически ездить на "липучках" летом - что говорит закон

Ранее в правилах дорожного движения и техническом регламенте таможенного союза был запрет только на использование шипованных шин летом, так как они портят асфальт. Про "липучки" ничего не говорилось.

Однако с 2016 года в регламенте появилось уточнение о запрете эксплуатации "зимней резины" в летний период (июнь-август). За нарушение этого правила с 2017 года водителю грозит штраф 500 рублей.

В июне сообщалось, что в России установили запрет на использование зимних шин летом, а летних — зимой. Соответствующее постановление вступило в силу с 1 сентября 2023 года.

Однако генерал-лейтенант полиции Михаил Черников заявил, что ездить на фрикционных шинах летом можно, так как "липучка" относится к "всесезонной резине".

Тем не менее, большинство автоэкспертов считает, что "липучки" нельзя приравнивать к всесезонке, так как они не приспособлены для эксплуатации в жаркую летнюю погоду.

Внедорожник заносит на мокром горном повороте из-за потери сцепления липучек со скользким летним асфальтом, едва не врезается в скальный уступ на высокой скорости с размытыми следами шин

Как влияет жаркая погода на свойства фрикционных шин

При температуре выше +5-7°С фрикционный слой зимних "липучек" начинает интенсивно размягчаться и терять свои свойства. Это приводит к следующим проблемам при езде на таких шинах летом:

  1. Резкое увеличение тормозного пути из-за падения сцепления с дорогой
  2. Ухудшение управляемости автомобиля в поворотах
  3. Повышенный износ протектора и риск разрыва шин

Как показывает практика, "липучки" эксплуатируются всего один летний сезон - их протектор стирается вплоть до корда. При этом расход топлива на таких шинах увеличивается в среднем на 1,5-2 литра на 100 км из-за большего сопротивления качения.

Таким образом, езда на фрикционных шинах летом не только опасна - это еще и достаточно дорогое удовольствие.

Как увеличивается расход топлива при езде на "липучках"

Помимо высоких рисков, езда на зимней резине летом невыгодно из-за повышенного расхода топлива. Гибкая липучка сильнее разогревается и деформируется на беговой дорожке, создавая дополнительное сопротивление качению. В итоге расход бензина или дизеля увеличивается в среднем на 1-3 литра на 100 км пробега.

Для наглядности, приведем расчет для среднестатистического автомобиля, если использовать "липучки" вместо летней резины:

Средний пробег за летний сезон 10 000 км
Увеличение расхода топлива 2 литра на 100 км
Дополнительные затраты на топливо 10 000 км x 2 л/100 км = 200 литров x 50 руб./литр = 10 000 рублей

Как видно из расчетов, "экономия" на летней резине может выйти боком для бюджета!

Риск ДТП при езде на "липучках" летом

"Летом можно ездить на липучках, однако значительно повышается риск дорожно-транспортных происшествий. Причины:

  1. Увеличение тормозного пути
  2. Ухудшение курсовой устойчивости
  3. Потеря сцепления с дорогой в поворотах

По данным ГИБДД, каждый день тысячи водителей на "липучках" попадают в аварии из-за несоблюдения правил или неосторожного вождения. Летняя жара усугубляет ситуацию.

Как снизить риски при вынужденной езде на "липучках"

Если нет возможности переобуть автомобиль в летнюю резину, чтобы снизить опасность ДТП на "липучках" необходимо:

  • Сбавить скорость и двигаться осторожно
  • Избегать резких маневров и интенсивных торможений
  • Выбирать маршруты без крутых поворотов

Однако такие меры лишь частично решают проблему. По-настоящему безопасно "можно ездить липучках летом" только на малой скорости.

Как отзываются про "липучки" службы эвакуации

Сотрудники автоэвакуаторов констатируют: основная масса летних ДТП с участием автомобилей на "липучках" происходит из-за:

  • Потери управления на скользком покрытии
  • Неисправностей тормозной системы
  • Взрыва изношенных шин на высокой скорости

По словам водителей эвакуаторов, ездить липучках летом можно, но крайне нежелательно - большинство таких машин приходится "убирать с трассы" после аварий.

Как отзываются автосервисы о ремонте после ДТП на "липучках"

Механики автосервисов отмечают: машины, попавшие в аварии на фрикционных шинах летом, как правило, получают серьезные повреждения:

  • Вывихи и поломки подвески
  • Серьезные вмятины и гофры кузова
  • Выход из строя тормозной системы

Стоимость комплексного ремонта после таких ДТП может доходить до 70-80% от первоначальной цены автомобиля.

Как влияет резина на цену автомобиля после аварии

Оценщики автотранспорта констатируют: использование "липучек" летом резко снижает ликвидационную стоимость автомобиля после ДТП:

  • Из-за большего объема повреждений кузова и узлов
  • Вследствие полной или частичной потери товарного вида

Также наличие зимней резины влияет на размер выплат по ОСАГО - страховая компания может признать водителя на "липучках" частично виноватым в аварии.

Частые аварии на "липучках" портят историю автомобиля

Даже ремонт после незначительных ДТП на фрикционных шинах летом остается в сервисной истории транспортного средства. Это влияет на:

  • Объективность оценки его реального технического состояния
  • Привлекательность для потенциальных покупателей
  • Возможность перепродажи по максимальной цене

Таким образом, использование "липучек" в летний период способно нанести долгосрочный ущерб ликвидности и рыночной стоимости автомобиля.

Какое наказание грозит за ДТП на "липучках" летом

Согласно КоАП РФ, если дорожно-транспортное происшествие на автомобиле с зимней резиной летом повлекло за собой ущерб здоровью или имуществу граждан, водителю грозит:

  • Лишение прав на срок до 1 года
  • Административный штраф до 5 000 рублей
  • Уголовная ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человека

То есть, используя "липучки" в теплое время года, при аварии можно лишиться водительских прав и даже попасть за решетку на срок до 2 лет.

Машины объезжают место аварии: перевернувшийся хэтчбек со всеми надутыми подушками безопасности врезался в бетонное ограждение на трассе после того, как на большой скорости потерял управление из-за перегрева и отказа летних фрикционных шин, видны хаотичны

Как снижается класс водителя после ДТП на "липучках"

Система балльно-классового учета безаварийной езды предусматривает понижение класса водителя после дорожно-транспортного происшествия по его вине. Авария на "липучках" влечет за собой:

  • Лишение скидок и надбавок к ОСАГО
  • Повышение стоимости полиса КАСКО
  • Увеличение ежегодного транспортного налога

Таким образом, ДТП на фрикционных шинах может значительно ударить по бюджету автовладельца в долгосрочной перспективе.

К чему может привести гибель человека из-за аварии на "липучках"

Если в результате ДТП на автомобиле с летними "липучками" наступит смерть другого участника дорожного движения, водитель рискует:

  • Уголовным преследованием по статье "Причинение смерти по неосторожности"
  • Тюремным заключением на срок до 2 лет
  • Пожизненным лишением водительских прав

Кроме того, такой водитель будет испытывать моральные страдания и угрызения совести, связанные с чужой гибелью по его вине.

Почему нельзя надеяться на снисхождение судов к авариям на "липучках"

В последнее время российские суды неукоснительно следуют букве закона и строго наказывают всех, кто выбрал зимнюю резину для езды летом со всеми вытекающими последствиями.

Поэтому ожидать снисхождения или мягкого приговора за ДТП из-за использования "липучек" в теплое время года сегодня не приходится.