Лето - пора отпусков и путешествий на автомобиле. Многие экономят на втором комплекте резины и оставляют на машине зимние "липучки". Но так ли это безопасно и разрешено по закону? Давайте разберемся!
Что такое "липучки" и чем они отличаются от других типов шин
Фрикционные шины, или "липучки" - это разновидность зимних автомобильных шин без металлических шипов. Их протектор состоит из резиновой основы, к которой прикреплен специальный слой из эластичного материала с высоким коэффициентом трения. Этот мягкий фрикционный слой позволяет шине "прилипать" к снегу и льду, обеспечивая высокое сцепление зимой.
"Липучки" отличаются от обычных зимних шин отсутствием металлических шипов, благодаря чему они:
- Не портят дорожное покрытие
- Тише во время движения
- Дешевле в изготовлении
Однако по сравнению со шипованными зимними шинами у "липучек":
- Хуже сцепление на обледенелом покрытии
- Быстрее изнашивается фрикционный слой
А в сравнении с летними шинами "липучки" проигрывают по всем параметрам в теплое время года:
- Хуже держат дорогу из-за чрезмерной мягкости
- Сильнее нагреваются на беговой дорожке
- Быстрее стирается протектор об асфальт
Можно ли юридически ездить на "липучках" летом - что говорит закон
Ранее в правилах дорожного движения и техническом регламенте таможенного союза был запрет только на использование шипованных шин летом, так как они портят асфальт. Про "липучки" ничего не говорилось.
Однако с 2016 года в регламенте появилось уточнение о запрете эксплуатации "зимней резины" в летний период (июнь-август). За нарушение этого правила с 2017 года водителю грозит штраф 500 рублей.
В июне сообщалось, что в России установили запрет на использование зимних шин летом, а летних — зимой. Соответствующее постановление вступило в силу с 1 сентября 2023 года.
Однако генерал-лейтенант полиции Михаил Черников заявил, что ездить на фрикционных шинах летом можно, так как "липучка" относится к "всесезонной резине".
Тем не менее, большинство автоэкспертов считает, что "липучки" нельзя приравнивать к всесезонке, так как они не приспособлены для эксплуатации в жаркую летнюю погоду.
Как влияет жаркая погода на свойства фрикционных шин
При температуре выше +5-7°С фрикционный слой зимних "липучек" начинает интенсивно размягчаться и терять свои свойства. Это приводит к следующим проблемам при езде на таких шинах летом:
- Резкое увеличение тормозного пути из-за падения сцепления с дорогой
- Ухудшение управляемости автомобиля в поворотах
- Повышенный износ протектора и риск разрыва шин
Как показывает практика, "липучки" эксплуатируются всего один летний сезон - их протектор стирается вплоть до корда. При этом расход топлива на таких шинах увеличивается в среднем на 1,5-2 литра на 100 км из-за большего сопротивления качения.
Таким образом, езда на фрикционных шинах летом не только опасна - это еще и достаточно дорогое удовольствие.
Как увеличивается расход топлива при езде на "липучках"
Помимо высоких рисков, езда на зимней резине летом невыгодно из-за повышенного расхода топлива. Гибкая липучка сильнее разогревается и деформируется на беговой дорожке, создавая дополнительное сопротивление качению. В итоге расход бензина или дизеля увеличивается в среднем на 1-3 литра на 100 км пробега.
Для наглядности, приведем расчет для среднестатистического автомобиля, если использовать "липучки" вместо летней резины:
Средний пробег за летний сезон | 10 000 км |
Увеличение расхода топлива | 2 литра на 100 км |
Дополнительные затраты на топливо | 10 000 км x 2 л/100 км = 200 литров x 50 руб./литр = 10 000 рублей |
Как видно из расчетов, "экономия" на летней резине может выйти боком для бюджета!
Риск ДТП при езде на "липучках" летом
"Летом можно ездить на липучках, однако значительно повышается риск дорожно-транспортных происшествий. Причины:
- Увеличение тормозного пути
- Ухудшение курсовой устойчивости
- Потеря сцепления с дорогой в поворотах
По данным ГИБДД, каждый день тысячи водителей на "липучках" попадают в аварии из-за несоблюдения правил или неосторожного вождения. Летняя жара усугубляет ситуацию.
Как снизить риски при вынужденной езде на "липучках"
Если нет возможности переобуть автомобиль в летнюю резину, чтобы снизить опасность ДТП на "липучках" необходимо:
- Сбавить скорость и двигаться осторожно
- Избегать резких маневров и интенсивных торможений
- Выбирать маршруты без крутых поворотов
Однако такие меры лишь частично решают проблему. По-настоящему безопасно "можно ездить липучках летом" только на малой скорости.
Как отзываются про "липучки" службы эвакуации
Сотрудники автоэвакуаторов констатируют: основная масса летних ДТП с участием автомобилей на "липучках" происходит из-за:
- Потери управления на скользком покрытии
- Неисправностей тормозной системы
- Взрыва изношенных шин на высокой скорости
По словам водителей эвакуаторов, ездить липучках летом можно, но крайне нежелательно - большинство таких машин приходится "убирать с трассы" после аварий.
Как отзываются автосервисы о ремонте после ДТП на "липучках"
Механики автосервисов отмечают: машины, попавшие в аварии на фрикционных шинах летом, как правило, получают серьезные повреждения:
- Вывихи и поломки подвески
- Серьезные вмятины и гофры кузова
- Выход из строя тормозной системы
Стоимость комплексного ремонта после таких ДТП может доходить до 70-80% от первоначальной цены автомобиля.
Как влияет резина на цену автомобиля после аварии
Оценщики автотранспорта констатируют: использование "липучек" летом резко снижает ликвидационную стоимость автомобиля после ДТП:
- Из-за большего объема повреждений кузова и узлов
- Вследствие полной или частичной потери товарного вида
Также наличие зимней резины влияет на размер выплат по ОСАГО - страховая компания может признать водителя на "липучках" частично виноватым в аварии.
Частые аварии на "липучках" портят историю автомобиля
Даже ремонт после незначительных ДТП на фрикционных шинах летом остается в сервисной истории транспортного средства. Это влияет на:
- Объективность оценки его реального технического состояния
- Привлекательность для потенциальных покупателей
- Возможность перепродажи по максимальной цене
Таким образом, использование "липучек" в летний период способно нанести долгосрочный ущерб ликвидности и рыночной стоимости автомобиля.
Какое наказание грозит за ДТП на "липучках" летом
Согласно КоАП РФ, если дорожно-транспортное происшествие на автомобиле с зимней резиной летом повлекло за собой ущерб здоровью или имуществу граждан, водителю грозит:
- Лишение прав на срок до 1 года
- Административный штраф до 5 000 рублей
- Уголовная ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человека
То есть, используя "липучки" в теплое время года, при аварии можно лишиться водительских прав и даже попасть за решетку на срок до 2 лет.
Как снижается класс водителя после ДТП на "липучках"
Система балльно-классового учета безаварийной езды предусматривает понижение класса водителя после дорожно-транспортного происшествия по его вине. Авария на "липучках" влечет за собой:
- Лишение скидок и надбавок к ОСАГО
- Повышение стоимости полиса КАСКО
- Увеличение ежегодного транспортного налога
Таким образом, ДТП на фрикционных шинах может значительно ударить по бюджету автовладельца в долгосрочной перспективе.
К чему может привести гибель человека из-за аварии на "липучках"
Если в результате ДТП на автомобиле с летними "липучками" наступит смерть другого участника дорожного движения, водитель рискует:
- Уголовным преследованием по статье "Причинение смерти по неосторожности"
- Тюремным заключением на срок до 2 лет
- Пожизненным лишением водительских прав
Кроме того, такой водитель будет испытывать моральные страдания и угрызения совести, связанные с чужой гибелью по его вине.
Почему нельзя надеяться на снисхождение судов к авариям на "липучках"
В последнее время российские суды неукоснительно следуют букве закона и строго наказывают всех, кто выбрал зимнюю резину для езды летом со всеми вытекающими последствиями.
Поэтому ожидать снисхождения или мягкого приговора за ДТП из-за использования "липучек" в теплое время года сегодня не приходится.