Ежемесячный учет материальных ценностей предприятия играет важную роль для любой организации с целью контроля их расходования. Статья расскажет о порядке составления первичного документа для бухгалтерского учета запасов - материального отчета по форме М-19.

Назначение и суть материального отчета
Материальный отчет по форме М-19 представляет собой первичный документ бухгалтерского учета, который составляется ежемесячно с целью отражения движения материальных ценностей предприятия. Он позволяет контролировать остатки и оборот запасов в натуральном и денежном выражении.
Целью составления материального отчета является получение достоверных данных о наличии и движении материальных запасов за отчетный период для их последующего отражения в бухгалтерском и налоговом учете организации.
Обязанность по составлению материального отчета возлагается на материально ответственных лиц организации, осуществляющих учет, хранение и выдачу материальных ценностей. Это может быть кладовщик, заведующий складом или иное ответственное лицо.
Периодичность составления материального отчета по форме М-19 - ежемесячно, по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным.
Основными преимуществами использования формы М-19 являются:
- Контроль остатков материальных запасов
- Выявление расхождений фактического наличия и данных учета
- Оперативное отражение движения материалов
- Обеспечение достоверности бухгалтерской отчетности

Требования к оформлению материального отчета
Материальный отчет оформляется на специальном унифицированном бланке формы М-19, который состоит из титульного листа и таблицы.
На титульном листе отчета обязательно указываются:
- Наименование организации
- Наименование структурного подразделения или материально-ответственного лица
- Период, за который составлен отчет
- Дата составления
- Подписи материально-ответственного лица и проверяющего
В таблице материального отчета для каждого вида материальных ценностей указываются:
- Наименование и номенклатурный номер
- Единица измерения
- Цена
- Количество и сумма по каждому виду движения (остаток, поступление, расход)
- Остаток на конец месяца
Особенности указания материальных ценностей:
- Каждый вид ценностей указывается отдельной строкой
- Материалы одного вида с разной стоимостью указываются разными строками
- Итоговые суммы рассчитываются по каждой графе
Подписи в материальном отчете ставят:
- Материально-ответственное лицо, составившее отчет
- Бухгалтер или иное лицо, проверившее отчет
- Руководитель организации или структурного подразделения
Проверка и сдача материального отчета
После составления материальный отчет проверяется бухгалтером на соответствие данных аналитического и складского учета. Выявленные расхождения должны быть устранены.
Материально-ответственные лица несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за искажение данных в материальном отчете.
Срок сдачи заполненного материального отчета в бухгалтерию устанавливается в учетной политике организации, но не позднее 2-го числа месяца, следующего за отчетным.
При использовании электронного документооборота материальный отчет может формироваться, подписываться и передаваться в бухгалтерию в электронном виде.
Срок хранения материального отчета - не менее 5 лет. Отчет хранится в бухгалтерии в отдельной папке или электронном архиве.
Автоматизация учета материальных ценностей
Использование специализированных программ для автоматизации учета позволяет существенно ускорить процесс составления материального отчета и снизить риск возникновения ошибок.
1Как составить материальный отчет1 в 1С?
В программе "1С:Бухгалтерия" реализован механизм автоматического формирования материального отчета на основе данных по остаткам и движению материалов. Пользователю достаточно выбрать период и нажать кнопку "Сформировать".
Существуют и другие отраслевые решения для автоматизации учета и отчетности на базе "1С", которые позволяют формировать отчет М-19 с учетом специфики деятельности предприятия.
Основные преимущества автоматического формирования материального отчета:
- Сокращение трудозатрат на составление отчета
- Повышение достоверности данных за счет исключения ошибок
- Возможность оперативного формирования отчетности
- Аналитические возможности для выявления расхождений
Однако при внедрении автоматизированных систем необходимо уделить внимание настройке параметров учета, вводу корректных первичных данных, обучению персонала и разграничению прав доступа.
Таким образом, автоматизация позволяет существенно упростить процесс составления и проверки материальных отчетов при условии грамотной организации учета на предприятии.
| Наименование материала | Ед. изм. | Цена | Кол-во | Сумма |
| Доска обрезная | куб. м | 1300 | 18 | 23400 |
| Кирпич красный | шт. | 12 | 560 | 6720 |
Пример автоматически сформированной таблицы материального отчета.