Моточасы - один из ключевых показателей состояния автомобиля. Отслеживая этот параметр, водитель может вовремя проводить техобслуживание и избегать поломок. Давайте разберемся, что такое моточасы, как они работают и почему являются важным инструментом для автовладельца.
Что такое моточасы и зачем они нужны
Моточасы - это единица измерения времени работы двигателя автомобиля или другой техники. В отличие от счетчика пройденных километров, моточасы показывают не расстояние, а именно время, в течение которого работал двигатель.
Один моточас соответствует одному часу работы двигателя на номинальной мощности. На практике двигатель редко работает в таком режиме. Чаще он работает с переменной нагрузкой - то на холостом ходу, то с полной отдачей. Поэтому реальное время работы и моточасы могут не совпадать.
Зачем нужен такой непонятный на первый взгляд показатель? Дело в том, что именно моточасы отражают реальный износ двигателя. А значит - определяют время, когда нужно менять масло, фильтры, проводить другое техобслуживание.
Моточасы помогают планировать ТО не по пробегу, а по фактической наработке двигателя.
Кроме автомобилей, моточасы используются в тракторах, катерах - словом, в любой технике, где важнее не расстояние, а время работы мотора. У каждого производителя в инструкциях по обслуживанию указаны нормы моточасов до замены масла, фильтров и других расходников.
Как подсчитываются моточасы
Точный расчет моточасов - непростая задача, так как нужно учитывать множество факторов. Ключевыми являются:
- Частота вращения коленчатого вала (обороты двигателя)
- Величина нагрузки на двигатель
При работе на холостом ходу и низких оборотах мотор изнашивается медленнее. Соответственно и моточас идет медленнее. На высоких же оборотах и под нагрузкой износ значительно выше, а значит моточасы "сгорают" быстрее.
Для подсчета используются разные методы.
Самый распространенный - по показаниям электронных датчиков - тахометра, датчика положения коленвала, датчика температуры и т.д. Их показания обрабатывает бортовой компьютер, учитывая нагрузку на двигатель в каждый момент времени. Затем выводит значение моточасов на дисплей.
Еще один способ - расчет по расходу топлива. Чем выше нагрузка - тем больше расход. Зная количество израсходованного топлива, можно приблизительно посчитать "стоимость" этой работы в моточасах.
И наконец, примитивный способ - умножить общее время работы двигателя на коэффициент нагрузки. Но здесь очень большая погрешность.
Оборудование для подсчета моточасов
Для непосредственного измерения моточасов на автомобиле или другой технике используются специальные приборы - счетчики моточасов. Бывают механические и электронные.
Механические счетчики приводятся в движение от двигателя. Принцип работы как у обычных часов, только вместо секундной стрелки у них счетчик часов.
Электронные мотосчетчики получают импульсы от системы зажигания и по ним рассчитывают моточасы. Более точные, чем механические, но требуют батарейку или другой источник питания.
Существуют модели с разным функционалом - с подсветкой, с обнулением показаний после ТО, комбинированные с тахометром и т.п. Есть варианты в водонепроницаемом корпусе - для мототехники или катеров.
Главное при выборе - чтобы счетчик подходил под тип вашего двигателя (карбюраторный, инжекторный, дизель). Иначе показания моточасов будут некорректными.
Нормы моточасов до техобслуживания
Производители техники указывают стандартные значения моточасов до замены моторного масла, фильтров, свечей и пр. Например, для многих бензиновых двигателей это 250-300 моточасов на минеральных маслах.
Однако в реальных условиях эти значения могут сокращаться или увеличиваться. На скорость "выгорания" моточасов влияют:
- Качество топлива и масел
- Температурный режим
- Частые "холодные" пуски
- Нагрузка при буксировке прицепа
Поэтому периодичность ТО нужно корректировать с учетом особенностей эксплуатации. Например, если много ездить в пробках или на короткие расстояния, интервалы между заменой масла придется сократить, даже если по километражу еще не пришло время.
Тут на помощь приходят показания мотосчетчика. Они объективно отражают, сколько ресурса уже "съедено" двигателем, а сколько осталось до следующего ТО.
Оценка ресурса подержанной техники по моточасам
При покупке подержанного автомобиля или мототехники важно оценить, какой ресурс у их двигателей. Одним из индикаторов служат моточасы.
В среднем двигатели внутреннего сгорания нарабатывают ресурс:
- До 1000 моточасов - малокубатурные моторы мопедов, мотокультиваторов
- 3000-5000 моточасов - бензиновые двигатели легковушек
- 5000-10000 моточасов - моторы грузовиков, тракторов, дизели
Конечно, для каждой конкретной модели авто или мотоцикла нормы могут отличаться в большую или меньшую сторону.
Чтобы понять, много это или мало - нужно проверить в сервисной книжке рекомендации производителя по этой модели.
К примеру, на ВАЗ 2108 двигатель штатно может наработать 150-250 тысяч км пробега до капремонта. А если посмотреть скорость автомобиля и время работы двигателя, то получается где-то 8000 моточасов за весь ресурс.
Поэтому если продавец говорит, что на авто 100 тысяч км пробега и уже 3000 моточасов - это много. Значит машина интенсивно эксплуатировалась или мотор неоднократно ремонтировался.
В идеале проверить данные о моточасах можно подключив диагностику. А если ее нет - задать продавцу вопросы о том, как он определял этот параметр, не было ли сбросов показаний, не менялись ли детали счетчика.
Диагностика по косвенным факторам при отсутствии данных
Что делать, если у подержанного автомобиля нет данных по моточасам? В таком случае о ресурсе двигателя можно судить косвенно.
Например, по общему техническому состоянию. Если машина выглядит запущенной, много сколов на кузове и внутри, трещины на пластике - скорее всего, моточасов наработано немало.
Признаки износа двигателя тоже важны. Особенно стоит проверить компрессию в цилиндрах - если показатели низкие, значит поршневые кольца и цилиндры уже прилично изношены.
Экономия топлива с помощью мотосчетчика
Данные счетчика моточасов можно использовать не только для планирования ТО. Они помогут и сэкономить на топливе.
Дело в том, что чем выше обороты и нагрузка на двигатель, тем быстрее расходуется топливо. А значит быстрее "сгорают" и моточасы.
Следя за скоростью расхода моточасов, можно понять, в каких режимах машина "прожорливая", а в каких - экономичная.
Рекомендуемые обороты двигателя
Большинство автопроизводителей указывают оптимальный диапазон оборотов двигателя для экономичной езды. Обычно это 1500-2500 об/мин.
На тракторах и другой технике тоже есть рекомендации по рабочим оборотам для выполнения разных работ с наименьшим расходом топлива. Например, на тракторах стараются поддерживать обороты коленвала 1800-2200 в минуту.
Коррекция стиля вождения
Кроме того, данные мотосчетчика о моточасах МТЗ помогут скорректировать стиль вождения, чтобы свести к минимуму "прожорливые" режимы.
Например, резкие разгоны и торможения заставляют двигатель работать вхолостую. Значит напрасно расходуют топливо и "съедают" моточасы.
Притормаживание перед светофорами тоже неэффективно - лучше рассчитать скорость и двигаться накатом. Исключить лишние обороты поможет высокая передача.