Рубрики

Расшифровка аббревиатуры МСУ: местное самоуправление под управлением государства

Местное самоуправление - важнейший элемент гражданского общества. Но на практике МСУ часто оказывается под контролем государства. Давайте разберемся, так ли это на самом деле.

1. МСУ: расшифровка аббревиатур, история становления местного самоуправления в России

В дореволюционной России с 1864 года существовали земства - органы местного самоуправления, избираемые населением и решавшие вопросы местного значения. Земства имели собственный бюджет, формируемый в том числе за счет местных налогов, и могли самостоятельно управлять имуществом. Однако полномочия земств были ограничены, а их деятельность находилась под контролем губернаторов.

В советский период с 1917 по 1990 год местного самоуправления (расшифровка МСУ) как такового не существовало. Хотя советы формально избирались населением, фактически они являлись органами государственной власти на местах и полностью контролировались коммунистической партией.

Попытки возродить систему МСУ предпринимались в 1990-е годы, однако тогда так и не удалось четко разграничить полномочия и собственность органов местного самоуправления и госорганов.

Муниципалитеты — это органы местного самоуправления. Формально не государственные, но мы же понимаем, что это такое же государство.

Такое мнение в 2011 году высказал В. Путин, тогда премьер-министр. И действительно, реформы 2000-х так и не привели к созданию полноценного самоуправления.

  • Не хватило политической воли руководства страны
  • Сопротивление чиновников на местах
  • Недостаточное финансирование
  • Слабое участие населения
  • Неудачная законодательная база

В итоге государство сохранило рычаги влияния на МСУ. Рассмотрим это подробнее.

2. Правовые основы и структура МСУ в современной России

Конституция РФ декларирует право граждан на местное самоуправление и закрепляет его основные принципы.

Базовый Федеральный закон No 131 устанавливает общие рамки организации МСУ, но многое зависит от регионального законодательства. В итоге модели МСУ сильно различаются:

  1. В одних регионах мэры избираются населением, в других - местными депутатами
  2. Где-то сильны представительные органы МСУ, где-то - главы администраций
  3. Разный уровень самостоятельности бюджетов

Хотя закон четко описывает полномочия органов МСУ, на практике они часто подменяются региональными и федеральными органами власти.

По этим и другим вопросам местного значения МСУ должно быть самостоятельным. Но на деле так не получается.

Местное самоуправление

Проблемы разграничения полномочий

На практике часто возникают коллизии при разграничении полномочий между уровнями власти. Например, строительство детских садов и школ относится к вопросам местного значения, но финансируется из регионального бюджета. Это позволяет губернаторам влиять на решения МСУ.

  • Нехватка кадров и компетенций у муниципалитетов
  • Неоднозначные формулировки законов
  • Отсутствие методик разграничения

Из-за этого органы госвласти нередко берут на себя полномочия, которые должны осуществлять муниципалитеты.

Зависимость от трансфертов

Финансово многие муниципалитеты сильно зависят от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. Хотя доля налоговых и неналоговых доходов в структуре местных бюджетов растет, основной объем финансирования по-прежнему обеспечивается за счет дотаций и субсидий.

Трансферты часто идут не на развитие, а на покрытие текущих расходов в сферах образования, ЖКХ, культуры. При этом вышестоящие чиновники диктуют, как их расходовать.

МСУ зависит от позиции региональных властей и их желания делегировать права на местный уровень.
Местное самоуправление