Что значит такая распространенная аббревиатура, как СМИ? Давайте разберемся в этом вопросе подробно. Узнаем историю появления термина, его официальное определение и основные функции СМИ в обществе. Поговорим о разных типах СМИ - от газет до интернета. Выясним, как СМИ влияют на культуру и политику. В конце подведем итоги о роли массмедиа в современном мире.
Определение и суть термина "СМИ"
Термин "средства массовой информации" появился в 1970-х годах как перевод французского moyens d'information de masse . В российском законодательстве дано следующее определение:
СМИ - это совокупность периодических печатных изданий, радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ и других форм массовой информации.
Основными признаками СМИ являются:
- Публичность - информация адресована неограниченному кругу лиц
- Периодичность - регулярный выпуск и распространение информации
- Актуальность - оперативное сообщение новостей
- Доступность - возможность ознакомления с материалами для аудитории
Существует близкое понятие - средства массовой коммуникации (СМК). От СМИ они отличаются возможностью обратной связи с аудиторией.
Функции и задачи СМИ в обществе
К основным функциям СМИ относятся:
- Информирование о текущих событиях
- Формирование общественного мнения
- Социализация, культурное и политическое воспитание аудитории
- Критика и контроль за властью
- Рекреация - организация досуга и развлечений
Также СМИ имеют важное коммерческое значение. Реклама в СМИ приносит значительную долю их дохода.
Год | Объем рекламы в СМИ, млрд руб. |
2000 | 14 |
2010 | 260 |
2020 | 427 |
Таким образом, по данным за 20 лет объем рекламы в российских СМИ вырос более чем в 30 раз.
Традиционные и новые медиа
К традиционным СМИ относят:
- Печатные издания (газеты, журналы)
- Телевидение
- Радиовещание
- Информационные агентства
С развитием интернет-технологий появились новые виды СМИ:
- Интернет-СМИ (сайты, порталы)
- Социальные сети
- Видеоблоги и подкасты
По данным опросов ВЦИОМ, в 2017 году 16% россиян ежедневно читали новости в интернете. А доля предпочитающих электронные СМИ достигла 47%.
Экономика и менеджмент СМИ
Основными источниками дохода для СМИ являются:
- Размещение рекламы
- Подписка и продажа тиража изданий
- Спонсорская поддержка
- Государственное финансирование
Негосударственные СМИ зачастую сталкиваются с проблемой нехватки средств и зависимости от спонсоров и рекламодателей. Это ограничивает их свободу и независимость.
Влияние СМИ на общественное мнение
Посредством информирования и пропаганды сми что значит формируют общественную повестку дня, влияют на общественное мнение и настроения. Иногда это влияние носит манипулятивный характер.
В России и других странах существует специальное законодательство, регулирующее деятельность СМИ. Оно определяет порядок их регистрации, права и обязанности, ограничения.
Например, российские СМИ не имеют права распространять информацию, составляющую государственную и иную охраняемую законом тайну.
Профессия журналиста
От квалификации журналистов и редакторов зависит качество медиаконтента. Эта профессия предъявляет высокие требования:
- Высшее профильное образование (филология, журналистика)
- Развитые коммуникативные навыки
- Креативность и нестандартное мышление
- Стрессоустойчивость
- Оперативность в работе с информацией
При этом средняя зарплата журналиста в России составляет 35-45 тысяч рублей. Это выше среднестатистической, но ниже, чем в таких сферах как ИТ, банки, консалтинг.
Исторический опыт развития СМИ
Первые печатные газеты в Европе начали выходить в 17 веке. В России первая рукописная газета появилась в 1621 году. А первая печатная газета "Ведомости" - в 1702 году по указу Петра I.
Развитие радио и телевидения пришлось на 20 век.
Первая в мире радиостанция начала вещание в 1920 году в США. В России радио появилось в 1924 году. Первые телевизионные станции заработали в 1930-х годах.
В середине 20 века телевидение вытеснило радио и газеты, став самым массовым СМИ. С появлением интернета роль телевидения несколько снизилась, но оно все еще остается одним из важнейших источников новостей и развлечения.
История интернет-СМИ
Первые сайты новостей появились в середине 1990-х годов вслед за распространением интернета. Стремительный рост популярности интернет-СМИ пришелся на 2000-2010 годы.
Сегодня лидерами интернет-журналистики являются такие издания как "Яндекс.Новости", информагентства РИА и Интерфакс, онлайн версии газет и телеканалов.
СМИ и социальные сети
Социальные сети также превратились в мощный канал распространения новостного и развлекательного контента. Их аудитория сопоставима или превосходит аудиторию традиционных СМИ.
Крупнейшие социальные сети - ВКонтакте, Facebook, Instagram, YouTube насчитывают сотни миллионов подписчиков по всему миру. Они формируют тренды и влияют на мировозренние пользователей.