Рубрики

Что значит "СМИ" и зачем этот термин нужен?

Что значит такая распространенная аббревиатура, как СМИ? Давайте разберемся в этом вопросе подробно. Узнаем историю появления термина, его официальное определение и основные функции СМИ в обществе. Поговорим о разных типах СМИ - от газет до интернета. Выясним, как СМИ влияют на культуру и политику. В конце подведем итоги о роли массмедиа в современном мире.

Определение и суть термина "СМИ"

Термин "средства массовой информации" появился в 1970-х годах как перевод французского moyens d'information de masse . В российском законодательстве дано следующее определение:

СМИ - это совокупность периодических печатных изданий, радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ и других форм массовой информации.

Основными признаками СМИ являются:

  • Публичность - информация адресована неограниченному кругу лиц
  • Периодичность - регулярный выпуск и распространение информации
  • Актуальность - оперативное сообщение новостей
  • Доступность - возможность ознакомления с материалами для аудитории

Существует близкое понятие - средства массовой коммуникации (СМК). От СМИ они отличаются возможностью обратной связи с аудиторией.

Функции и задачи СМИ в обществе

К основным функциям СМИ относятся:

  1. Информирование о текущих событиях
  2. Формирование общественного мнения
  3. Социализация, культурное и политическое воспитание аудитории
  4. Критика и контроль за властью
  5. Рекреация - организация досуга и развлечений

Также СМИ имеют важное коммерческое значение. Реклама в СМИ приносит значительную долю их дохода.

Год Объем рекламы в СМИ, млрд руб.
2000 14
2010 260
2020 427

Таким образом, по данным за 20 лет объем рекламы в российских СМИ вырос более чем в 30 раз.

Традиционные и новые медиа

К традиционным СМИ относят:

  • Печатные издания (газеты, журналы)
  • Телевидение
  • Радиовещание
  • Информационные агентства

С развитием интернет-технологий появились новые виды СМИ:

  • Интернет-СМИ (сайты, порталы)
  • Социальные сети
  • Видеоблоги и подкасты

По данным опросов ВЦИОМ, в 2017 году 16% россиян ежедневно читали новости в интернете. А доля предпочитающих электронные СМИ достигла 47%.

Портрет журналистки

Экономика и менеджмент СМИ

Основными источниками дохода для СМИ являются:

  • Размещение рекламы
  • Подписка и продажа тиража изданий
  • Спонсорская поддержка
  • Государственное финансирование

Негосударственные СМИ зачастую сталкиваются с проблемой нехватки средств и зависимости от спонсоров и рекламодателей. Это ограничивает их свободу и независимость.

Влияние СМИ на общественное мнение

Посредством информирования и пропаганды сми что значит формируют общественную повестку дня, влияют на общественное мнение и настроения. Иногда это влияние носит манипулятивный характер.

В России и других странах существует специальное законодательство, регулирующее деятельность СМИ. Оно определяет порядок их регистрации, права и обязанности, ограничения.

Например, российские СМИ не имеют права распространять информацию, составляющую государственную и иную охраняемую законом тайну.

сми что значит

Профессия журналиста

От квалификации журналистов и редакторов зависит качество медиаконтента. Эта профессия предъявляет высокие требования:

  • Высшее профильное образование (филология, журналистика)
  • Развитые коммуникативные навыки
  • Креативность и нестандартное мышление
  • Стрессоустойчивость
  • Оперативность в работе с информацией

При этом средняя зарплата журналиста в России составляет 35-45 тысяч рублей. Это выше среднестатистической, но ниже, чем в таких сферах как ИТ, банки, консалтинг.

Исторический опыт развития СМИ

Первые печатные газеты в Европе начали выходить в 17 веке. В России первая рукописная газета появилась в 1621 году. А первая печатная газета "Ведомости" - в 1702 году по указу Петра I.

Развитие радио и телевидения пришлось на 20 век.

Первая в мире радиостанция начала вещание в 1920 году в США. В России радио появилось в 1924 году. Первые телевизионные станции заработали в 1930-х годах.

В середине 20 века телевидение вытеснило радио и газеты, став самым массовым СМИ. С появлением интернета роль телевидения несколько снизилась, но оно все еще остается одним из важнейших источников новостей и развлечения.

История интернет-СМИ

Первые сайты новостей появились в середине 1990-х годов вслед за распространением интернета. Стремительный рост популярности интернет-СМИ пришелся на 2000-2010 годы.

Сегодня лидерами интернет-журналистики являются такие издания как "Яндекс.Новости", информагентства РИА и Интерфакс, онлайн версии газет и телеканалов.

СМИ и социальные сети

Социальные сети также превратились в мощный канал распространения новостного и развлекательного контента. Их аудитория сопоставима или превосходит аудиторию традиционных СМИ.

Крупнейшие социальные сети - ВКонтакте, Facebook, Instagram, YouTube насчитывают сотни миллионов подписчиков по всему миру. Они формируют тренды и влияют на мировозренние пользователей.