Федеральный бюджет РФ формируется за счет налоговых и неналоговых доходов. Налоговые доходы играют ключевую роль, обеспечивая финансирование государственных функций. Давайте разберемся, из каких источников складываются налоговые доходы федерального бюджета, их структуру и динамику. Это поможет понять механизм формирования главного финансового документа страны.
Понятие налоговых доходов федерального бюджета
Налоговые доходы федерального бюджета - это поступления в бюджет от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных законодательством РФ. Основные источники налоговых доходов перечислены в статье 50 Бюджетного кодекса.
В отличие от неналоговых доходов, которые включают различные штрафы, платежи от использования государственного имущества, налоговые доходы формируются исключительно за счет налогов и сборов.
Для каждого вида налога установлен норматив зачисления в федеральный бюджет. Например, по НДС он составляет 100%, по налогу на прибыль организаций - 3%.
Структура налоговых доходов федерального бюджета
На долю налоговых доходов приходится около 85% всех доходов федерального бюджета. Основу налоговых доходов составляют НДС, налог на прибыль организаций и НДПИ. Их доля в общей сумме налоговых доходов превышает 65%.
Структура налоговых доходов менялась на протяжении последних лет под влиянием реформ налогового законодательства. Так, доля НДС выросла после увеличения базовой ставки с 18% до 20% в 2019 году.
В 2023 году лидерами по объему поступлений в федеральный бюджет стали НДС (30%), налог на прибыль организаций (25%) и НДПИ (15%).
Анализ налоговых доходов федерального бюджета
Анализ налоговых доходов федерального бюджета позволяет оценить эффективность налоговой политики государства и выявить резервы увеличения налоговых поступлений.
Основные методы анализа:
- Анализ динамики общего объема и структуры налоговых доходов.
- Анализ поступлений по отдельным налогам.
- Сравнение плановых и фактических показателей исполнения бюджета.
- Анализ факторов, влияющих на сумму налоговых доходов.
По итогам анализа за 2022 год, рост налоговых доходов на 5% обеспечили увеличение ставки НДС и рост поступлений от НДПИ на фоне высоких цен на нефть. Вместе с тем по налогу на прибыль наблюдалось отставание фактических показателей от плановых.
Роль налоговых доходов в формировании федерального бюджета
Налоговые доходы играют ключевую роль в формировании федерального бюджета, обеспечивая финансирование всех государственных функций.
В 2022 году доля налоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составила 82%. Остальные 18% пришлись на неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Снижение объема налоговых доходов напрямую влияет на возможности государства по исполнению расходных обязательств. Так, в кризисный 2020 год федеральный бюджет пришлось корректировать из-за падения налоговых поступлений.
Нефтегазовые доходы в структуре налоговых доходов федерального бюджета
Значительную часть налоговых доходов федерального бюджета формируют платежи от добычи и экспорта нефти и газа.
В 2022 году доля нефтегазовых доходов составила 46% всех налоговых поступлений. Основу нефтегазовых доходов формируют НДПИ, экспортные таможенные пошлины на нефть и газ.
Объем нефтегазовых доходов сильно зависит от конъюнктуры мирового рынка углеводородов. Падение цен на нефть, как правило, приводит к сокращению этих доходов.
Такая зависимость несет риски для стабильности и устойчивости федерального бюджета. Диверсификация источников доходов - важная задача бюджетной политики.
Налог на прибыль организаций в структуре налоговых доходов федерального бюджета
Налог на прибыль организаций играет ключевую роль в формировании доходной базы федерального бюджета.
Для зачисления в федеральный бюджет установлена ставка налога на прибыль 3%. В 2022 году доля этого налога в структуре налоговых доходов составила 22%.
Поступления налога на прибыль в последние годы росли умеренными темпами - в среднем на 3-5% в год. Этому способствовал рост прибыли компаний в реальном секторе экономики.
Дальнейшее увеличение доходов от этого налога возможно за счет роста инвестиционной активности бизнеса и сокращения неэффективных налоговых льгот.
НДС в структуре налоговых доходов федерального бюджета
НДС является крупнейшим источником доходов федерального бюджета. В 2022 году на его долю пришлось 30% всех налоговых поступлений.
Ставка НДС составляет 20%, норматив зачисления в федеральный бюджет - 100%.
Сумма поступлений НДС в последние годы увеличивалась в среднем на 7% в год, что обусловлено ростом потребительского спроса.
Дальнейшее увеличение доходов от НДС возможно за счет расширения налоговой базы и сокращения масштабов уклонения от уплаты этого налога.
Акцизы в структуре налоговых доходов федерального бюджета
Акцизы взимаются с производства и импорта подакцизных товаров: алкогольной продукции, табачных изделий, нефтепродуктов.
В 2022 году на долю акцизов пришлось 13% налоговых доходов федерального бюджета.
Поступления акцизов за последние 5 лет выросли на 25%. Этому способствовало повышение ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию.
Дальнейший прирост акцизных доходов возможен за счет расширения перечня подакцизных товаров и повышения ставок акцизов с учетом инфляции.
Налог на добычу полезных ископаемых в структуре налоговых доходов федерального бюджета
НДПИ является одним из ключевых источников доходов федерального бюджета. В 2022 году его доля составила 15% налоговых поступлений.
Ставки НДПИ дифференцированы по видам полезных ископаемых. Норматив зачисления в федеральный бюджет составляет 100%.
Поступления НДПИ сильно зависят от мировых цен на энергоносители. В периоды высоких цен на нефть объем поступлений растет.
НДПИ имеет значительный потенциал для пополнения доходов федерального бюджета. Для этого необходимо рационально использовать механизм налогового маневрирования.
НДФЛ в структуре налоговых доходов федерального бюджета
НДФЛ играет важную роль в формировании доходов федерального бюджета. В 2022 году его доля составила 12% налоговых поступлений.
Действующая ставка НДФЛ - 13%. В федеральный бюджет поступает 1% от суммы этого налога.
Поступления НДФЛ в последние годы росли темпами чуть выше инфляции - в среднем на 5-7% в год. Это связано с увеличением реальных доходов населения.
Росту поступлений НДФЛ в федеральный бюджет будет способствовать повышение зарплат в бюджетной сфере и рост доходов граждан.
Прочие налоги в структуре налоговых доходов федерального бюджета
В группу прочих налогов входят налог на имущество организаций, транспортный налог, госпошлина и другие.
В 2022 году их совокупная доля в структуре налоговых доходов составила 8%.
Динамика прочих налогов в последние годы была разнонаправленной, в среднем темпы роста составляли 3-5% в год.
Рост прочих налоговых доходов возможен за счет совершенствования порядка исчисления налоговой базы и повышения собираемости отдельных налогов.
Региональные особенности формирования налоговых доходов федерального бюджета
Распределение налоговых доходов федерального бюджета по регионам крайне неравномерно.
На долю 4 субъектов РФ (ХМАО, Москва, ЯНАО, Санкт-Петербург) приходится почти 60% налоговых поступлений. Это связано с концентрацией в этих регионах добывающих отраслей.
В то же время большинство других регионов являются дотационными и получают финансовую помощь из федерального центра.
Такое положение создает риски для стабильности и сбалансированности федерального бюджета. Необходимо стимулировать экономический рост в регионах и диверсификацию их налоговых доходов.
Пути увеличения налоговых доходов федерального бюджета
Существует ряд направлений наращивания налоговой базы и увеличения налоговых доходов федерального бюджета:
- Стимулирование экономического роста через инвестиции в развитие.
- Совершенствование администрирования налогов и повышение собираемости.
- Борьба с уклонением от уплаты налогов.
- Вовлечение в налоговый оборот скрытых объектов налогообложения.
- Повышение эффективности налоговых льгот.
Реализация этих мер позволит увеличить налоговые поступления в федеральный бюджет без повышения налогового бремени.
Перспективы роста налоговых доходов федерального бюджета
В среднесрочной перспективе ожидается умеренный рост налоговых доходов федерального бюджета.
По прогнозам Минфина России, в 2024-2025 годах темпы роста налоговых доходов составят 3-4% в год в номинальном выражении.
Этому будут способствовать постепенное восстановление экономики после кризиса 2020 года, рост инвестиционной и потребительской активности.
Вместе с тем сохраняются риски замедления экономического роста, что может негативно сказаться на динамике налоговых доходов.
Влияние цифровизации на формирование налоговых доходов
Цифровизация экономики оказывает растущее влияние на формирование налоговой базы.
С одной стороны, это открывает новые возможности для контроля и администрирования налогов через цифровые сервисы. С другой стороны, появляются новые сферы деятельности, слабо охваченные налогообложением, такие как интернет-торговля, онлайн-сервисы.
Адаптация налоговой системы к цифровой экономике - важнейшая задача для обеспечения стабильных налоговых доходов федерального бюджета.
Прогноз налоговых доходов федерального бюджета на 2024 год
Согласно проекту федерального бюджета, в 2024 году ожидается рост налоговых доходов федерального бюджета на 4% по сравнению с 2023 годом - до 25 трлн рублей.
Основной прирост обеспечат НДС, налог на прибыль организаций и НДФЛ. Это связано с оживлением экономической активности.
Вместе с тем сохраняются риски замедления темпов экономического роста, что может скорректировать прогноз в сторону снижения.
Бюджетная политика должна быть направлена на стимулирование деловой активности и рост налогового потенциала.