Рубрики

Обоснованию при формировании плана-графика подлежат все закупки

Планирование закупок - один из ключевых этапов в контрактной системе. От того, насколько правильно спланированы закупки, зависит их прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств.

Цели и принципы планирования закупок

Согласно законодательству, планирование закупок должно осуществляться исходя из целей их проведения. Для этого формируются, утверждаются и размещаются в открытом доступе планы закупок.

В планы закупок включается следующая информация:

  • идентификационный код закупки;
  • цель осуществления закупки;
  • наименование предмета закупки;
  • объем финансового обеспечения;
  • сроки проведения закупок;
  • обоснование закупки.

На основании планов закупок формируются планы-графики - основание для проведения конкретных закупок. Планы-графики также размещаются в открытом доступе.

В единой информационной системе теперь содержится информация о ценах на товарных рынках и о размещаемых заказчиками запросах цен.

Обоснование закупок

Под обоснованием закупок понимается установление соответствия планируемой закупки целям ее проведения.

Обоснованию подлежат:

  1. выбор способа определения поставщика;
  2. начальная (максимальная) цена контракта;
  3. цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

По результатам аудита и контроля закупка может быть признана необоснованной.

При формировании плана графика обоснованию подлежат ответ на замечания и предложения по техническим решениям, по проекту контракта и иным документам.

Таким образом, обоснование является важнейшим элементом планирования закупок, обеспечивающим их прозрачность и эффективное расходование средств.

Нормирование в сфере закупок

Нормирование в сфере закупок - это установление требований к закупаемым товарам и услугам, в том числе предельных цен.

Для этого утверждается обязательный перечень отдельных видов товаров и услуг, для которых устанавливаются требования и нормативы.

На его основе формируются ведомственные перечни с учетом специфики конкретных заказчиков.

Нормирование позволяет объективно обосновать параметры закупаемой продукции исходя из реальных потребностей.

Люди на совещании

Закупки отдельных видов товаров

Законодательством установлен ряд особенностей для закупок конкретных видов товаров.

Так, для закупки лекарственных препаратов при определенной цене контракта производитель не может предлагать цену выше зарегистрированной предельной отпускной цены.

При закупке автомобилей российского производства установлены требования к объему цилиндров в зависимости от типа двигателя.

Для программного обеспечения определен приоритет продуктов российских разработчиков, включенных в специальный реестр.

Таким образом, при планировании закупок необходимо учитывать особенности для отдельных товарных групп.

Поддержка отдельных категорий поставщиков

Законодательство предусматривает меры поддержки закупок у поставщиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Для заказчиков установлена обязанность осуществлять закупки у МСП в определенном объеме от годового стоимостного объема всех заключенных контрактов.

При этом часть закупок должна проводиться только среди МСП в специальном порядке с особыми условиями.

Также поддерживаются закупки инновационной и высокотехнологичной продукции. Заказчики обязаны закупать такую продукцию в определенном годовом объеме.

Электронные закупки

Ряд товаров, работ и услуг заказчики обязаны закупать исключительно в электронной форме.

Для таких закупок используются электронные площадки, в том числе единый агрегатор торговли.

Электронные процедуры имеют свои особенности оформления и проведения.

Обязанность осуществлять электронные закупки распространяется и на ряд юридических лиц.

Склад товаров

Развитие конкуренции

Для повышения конкурентности и прозрачности внедрено обязательное общественное обсуждение закупок.

Расширен круг потенциальных участников за счет снятия избыточных требований.

Введены антидемпинговые меры для недопущения занижения цен.

Ограничено участие поставщиков из офшорных зон.

Изменения в законодательстве

В законодательство регулярно вносятся изменения в целях совершенствования системы госзакупок.

Продлены антикризисные меры - изменение условий контрактов.

Уточнены нормы о планировании, контроле и отчетности.

Скорректированы подзаконные акты - типовые контракты, доптребования к участникам.

Таким образом, законодательство оперативно реагирует на вызовы времени.

Особенности обоснования для бюджетных учреждений

Для бюджетных учреждений предусмотрены особенности обоснования закупок в рамках планирования.

В частности, обоснованию подлежит соответствие планируемой закупки объему финансового обеспечения выполнения государственного/муниципального задания.

Кроме того, обосновывается начальная (максимальная) цена контракта, определяемая в порядке, установленном местной администрацией.

Также при формировании плана графика бюджетные учреждения обосновывают закупки у единственного поставщика.

Региональные особенности планирования

На уровне субъектов РФ могут быть установлены дополнительные рекомендации по планированию закупок.

В частности, могут быть даны методические рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения цены контракта.

Также могут быть установлены особенности планирования закупок для обеспечения нужд региона.

Ответственность за нарушения

За нарушение требований при планировании и обосновании закупок предусмотрена административная ответственность.

К таким нарушениям относятся:

  • завышение объема закупок;
  • необоснованное дробление закупок;
  • некорректное обоснование закупки у единственного поставщика;
  • нарушение сроков размещения планов-графиков.

Контроль осуществляют контролирующие органы. По результатам контроля закупка может быть признана необоснованной.

Автоматизация процессов планирования

Для оптимизации процессов планирования и повышения их прозрачности активно внедряются информационные технологии.

В единой информационной системе реализован ряд автоматизированных сервисов:

  • формирование и размещение планов-графиков;
  • мониторинг и анализ закупочной деятельности;
  • автоматический контроль сроков и регламентов.

Внедрение IT позволяет повысить качество планирования и сократить трудозатраты.