Рубрики

Отмена таможенных пошлин в России. Отмена внутренних таможенных пошлин

Таможенные пошлины - неотъемлемая часть внешнеторговой политики любого государства. Но что если пошлины вдруг отменят? Это реально может произойти в России в ближайшее время. Давайте разберемся, какие последствия повлечет за собой отмена внутренних таможенных пошлин для экономики и граждан нашей страны.

История вопроса

Таможенные пошлины в России взимаются с 17 века. Изначально их главной целью было пополнение государственной казны. Со временем пошлины стали использовать и для регулирования внешней торговли, и для защиты интересов отечественных производителей.

За последние 100 лет ставки таможенных пошлин в нашей стране неоднократно снижались и повышались. К примеру, в 1990-х годах импортные пошлины были существенно уменьшены в рамках либерализации внешней торговли. Однако после кризиса 1998 года многие ставки выросли, чтобы стимулировать развитие российской промышленности.

Полная отмена таможенных пошлин в новейшей истории России пока не практиковалась. Ближайший пример - временное обнуление пошлин на отдельные виды товаров в 2022 году из-за внешних санкций.

Завод по производству автомобилей

Действующие ставки внутренних таможенных пошлин в РФ

В настоящее время в России действуют следующие основные ставки ввозных таможенных пошлин:

  • Продовольственные товары - от 5 до 20% от таможенной стоимости
  • Одежда, обувь - от 5 до 20% от таможенной стоимости
  • Бытовая техника и электроника - от 0 до 20% от таможенной стоимости
  • Автомобили - от 0 до 30% от таможенной стоимости
  • Промышленное оборудование - от 0 до 10% от таможенной стоимости

При расчете таможенных пошлин учитывается таможенная стоимость товаров. Она может определяться либо по цене сделки с импортируемыми товарами, либо рассчитываться на основе цен аналогичных товаров.

Для отдельных категорий товаров действуют льготные ставки ввозных пошлин. Это касается в первую очередь сырья, комплектующих и оборудования, которые используются в производстве и не производятся в России.

Экономические последствия от отмены пошлин

Отмена таможенных пошлин может иметь разнонаправленное воздействие на экономику и рынки.

С одной стороны, это приведет к снижению цен на импортные товары. Отечественные производители также могут быть вынуждены снизить цены, чтобы конкурировать с дешевеющим импортом.

Однако в долгосрочной перспективе отмена пошлин чревата увеличением импортной зависимости и ослаблением позиций российских производителей. А это в свою очередь может сказаться на объеме инвестиций, занятости и доходах бюджета.

По оценкам экспертов, полная отмена ввозных пошлин может снизить цены на импортные товары в среднем на 7-12%. При этом падение объемов производства в отдельных отраслях экономики достигнет 15-30% в течение последующих 5 лет.

Таким образом, отмена таможенных пошлин - это сложное стратегическое решение, которое может иметь как позитивные для потребителей, так и негативные для экономики последствия.

Порт с импортными автомобилями

Отмена таможенных пошлин на автомобили

Вопрос об отмене пошлин особенно актуален применительно к рынку автомобилей. Действующие ставки ввозных пошлин составляют:

  • На легковые автомобили - от 0% до 30% в зависимости от размера двигателя
  • На грузовые автомобили - от 0% до 20% в зависимости от размера двигателя

При отмене этих пошлин цены на новые иномарки для конечных покупателей снизятся примерно на 5-15%. А на некоторые популярные модели с двигателями большого объема экономия может составить 20-30%.

Это в свою очередь приведет к росту спроса на иномарки и увеличению импорта б/у автомобилей из Европы. Параллельно снизится спрос на отечественные автомобили и подержанные иномарки российского авторынка.

Последствия для автопроизводителей

Падение спроса на отечественные автомобили из-за более дешевого импорта может привести к сокращению производства и рабочих мест на российских автозаводах. По оценкам АЕБ, в случае отмены пошлин объемы выпуска легковых автомобилей в России снизятся на 10-15% в течение 2 лет.

Последствия для рынка подержанных иномарок

Увеличение потока импорта и снижение цен на новые иномарки также отрицательно скажутся на внутреннем рынке подержанных машин.

С одной стороны, вырастет предложение более дешевых подержанных иномарок. Но в то же время снизится спрос, так как многие покупатели предпочтут новые авто.

Государственная поддержка автопрома

Чтобы смягчить негативные последствия отмены таможенных пошлин, государство может принять следующие меры поддержки отечественного автопрома:

  • Субсидирование процентных ставок по кредитам на покупку российских автомобилей
  • Госзакупки автотранспорта российского производства
  • Введение утилизационного сбора на ввозимые иномарки

Налоговые поступления

Отмена внутренних таможенных пошлин на автомобили может привести к выпадающим доходам федерального бюджета в размере 50-80 млрд рублей ежегодно.

Эти потери бюджета необходимо будет компенсировать за счет других налогов - НДС, акцизов на топливо, транспортного налога и т.п. То есть фактически бремя дополнительных налогов ляжет на плечи простых автовладельцев.

Международный опыт

Если другие страны обеспечивают отмену таможенных пошлин, это может дать дополнительные конкурентные преимущества их экспортерам на российском рынке. В то же время открытие нашего рынка более дешевому импорту повышает риски для отечественных производителей.

Влияние на потребительский выбор

Отмена ввозных пошлин может существенно повлиять на предпочтения российских потребителей при выборе автомобилей.

С одной стороны, более доступные цены расширят возможности покупки новых иномарок средним классом. С другой стороны, патриотически настроенные граждане по-прежнему могут отдавать предпочтение отечественным моделям.

Перспективы импортозамещения

Ослабление позиций российского автопрома из-за нарастающего импорта может затормозить развитие производства комплектующих и узлов для автомобилей внутри страны.

А это в свою очередь снизит возможности для импортозамещения и технологического развития отрасли в долгосрочной перспективе.

Риски теневого импорта

Значительная разница в ценах на легальный и "серый" импорт автомобилей после отмены пошлин может привести к росту контрабанды и незаконного ввоза машин в Россию.

Это повлечет дополнительную нагрузку на таможенные органы по борьбе с нарушениями и уклонением от уплаты налогов.

Сценарии дальнейшего развития событий

Дальнейшая ситуация вокруг таможенных пошлин на автомобили будет зависеть от баланса интересов ключевых групп:

  • Государства
  • Отечественных автопроизводителей
  • Импортеров и дилеров иномарок
  • Потребителей

Возможны разные сценарии - от полной отмены пошлин до сохранения статус-кво или даже повышения пошлин.

Влияние на смежные отрасли

Отмена таможенных пошлин на автомобили может оказать опосредованное влияние и на другие смежные отрасли экономики.

В первую очередь это касается производства автокомпонентов, которое во многом зависит от спроса со стороны автопроизводителей. Снижение выпуска российских автомобилей скажется и на показателях этой отрасли.

Последствия для занятости

Сокращение производства и продаж отечественных автомобилей в результате нарастающего импорта может привести к потере рабочих мест в автопроме и смежных отраслях.

По разным оценкам, общая численность занятых в автомобильной промышленности России с учетом смежников достигает 500-800 тыс. человек.

Экологические последствия

Увеличение парка импортных автомобилей может улучшить экологическую ситуацию в городах за счет более высоких экологических стандартов, которым соответствуют иностранные машины.

С другой стороны, рост числа старых подержанных иномарок негативно скажется на экологии из-за выбросов вредных веществ.

Варианты государственного регулирования

Чтобы сбалансировать интересы различных участников рынка, государство располагает широким спектром экономических и административных мер регулирования импорта и оборота автомобилей.

В их числе - акцизы, утилизационный сбор, требования по году выпуска и экологическим стандартам для импортируемого транспорта и другие.