Рубрики

Предельные объемы финансирования - это ключевая тема бюджетной политики государства

Предельные объемы финансирования - один из важнейших инструментов бюджетной политики государства. Эта тема затрагивает каждого гражданина, ведь от правильного распределения бюджетных средств зависит благополучие общества. Давайте разберемся в тонкостях этого механизма.

Вид снизу на занятой офис бухгалтера, с подробно проработанными электронными таблицами, калькуляторами, блокнотами и карандашами, разбросанными по большому деревянному столу перед окном. В комнату проникает солнечный свет, освещая парящие пылинки. Бухгалт

Сущность предельных объемов финансирования

Предельные объемы финансирования это ограничения на исполнение бюджета по расходам, которые устанавливаются финансовым органом в рамках бюджетного процесса. Согласно статье 226.1 БК РФ, предельные объемы определяют максимальный объем оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств в текущем финансовом году.

Целью введения предельных объемов финансирования является повышение эффективности использования бюджетных ресурсов. Предельные объемы позволяют не допустить образования кассовых разрывов и оптимизировать расходы бюджета в течение года.

С одной стороны, предельные объемы финансирования усиливают контроль за исполнением бюджета. Но с другой стороны, жесткие рамки могут ограничивать оперативность и маневренность расходования средств. Поэтому установление предельных объемов требует взвешенного подхода.

Порядок утверждения предельных объемов финансирования

Предельные объемы финансирования устанавливаются финансовым органом в рамках бюджетного процесса. На федеральном уровне это Минфин России, на уровне субъекта РФ - региональный финансовый орган, на муниципальном уровне - финансовый орган местной администрации.

Основные этапы утверждения предельных объемов:

  1. Главные распорядители бюджетных средств формируют заявки на финансирование
  2. Финансовый орган анализирует заявки и предлагает предельные объемы
  3. Предельные объемы утверждаются в составе закона (решения) о бюджете
  4. Предельные объемы доводятся до главных распорядителей и получателей бюджетных средств

Например, в бюджетном процессе Ивановской области на 2023 год предельные объемы финансирования были установлены Законом Ивановской области от 17.11.2022 No 79-ОЗ.

Доведение предельных объемов финансирования

Предельные объемы финансирования доводятся до всех участников бюджетного процесса: главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Основные способы доведения предельных объемов:

  • Официальное опубликование закона (решения) о бюджете
  • Доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств
  • Уведомления финансового органа

За нарушение предельных объемов финансирования могут быть применены бюджетные меры принуждения, вплоть до приостановки операций на лицевых счетах.

Но получатели бюджетных средств могут обжаловать неправомерно установленные предельные объемы в судебном порядке.

Влияние предельных объемов финансирования на исполнение бюджета

Предельные объемы финансирования напрямую влияют на кассовое исполнение бюджета по расходам.

Если главный распорядитель исчерпал установленный предельный объем финансирования, финансовый орган вправе приостановить операции на его лицевом счете. Это означает, что дальнейшее освоение бюджетных средств становится невозможным.

Также предельные объемы тесно увязаны с лимитами бюджетных обязательств. ЛБО определяют предельный объем принимаемых бюджетных обязательств, а предельные объемы финансирования пофр - предельный объем их оплаты.

Мировой опыт применения предельных объемов финансирования

В мировой практике предельные объемы финансирования используются достаточно широко.

Например, в США применяется система «антидефицитных мер», ограничивающая рост расходов бюджета. В Великобритании действуют жесткие лимиты государственных расходов для каждого ведомства.

Совершенствование механизма предельных объемов финансирования в РФ

В России есть потенциал для совершенствования механизма пофр.

В частности, можно усилить связь предельных объемов с показателями результативности бюджетных расходов. Это повысит эффективность использования бюджетных средств.

Практика применения санкций за нарушение предельных объемов

На практике санкции за нарушение пофр применяются нечасто.

По данным Минфина России, в 2018 году приостановление операций по лицевым счетам из-за нарушения предельных объемов финансирования применялось только в 32 случаях.

Особенности установления предельных объемов для разных уровней бюджетной системы

Процедура установления предельных объемов финансирования имеет некоторые особенности на разных уровнях бюджетной системы.

На федеральном уровне предельные объемы утверждаются в составе федерального закона о федеральном бюджете. Порядок может дополнительно регулироваться нормативными актами Правительства РФ.

В субъектах РФ предельные объемы устанавливаются законами о региональных бюджетах. Региональные финансовые органы издают подзаконные акты, конкретизирующие этот порядок.

На муниципальном уровне предельные объемы определяются решениями о местных бюджетах и актами местных финансовых органов.

Предельные объемы финансирования

Рекомендации по оптимизации процесса установления предельных объемов

Чтобы сделать процесс более эффективным, можно:

  • Устанавливать предельные объемы с учетом приоритетов бюджетной политики
  • Повысить обоснованность заявок главных распорядителей на финансирование
  • Усилить контроль за соблюдением утвержденных предельных объемов

Обжалование предельных объемов финансирования

Получатели бюджетных средств могут оспорить предельные объемы финансирования в суде.

Основаниями для обжалования могут быть: нарушение порядка установления предельных объемов, необоснованное сокращение финансирования, нарушение принципа сбалансированности бюджета.

Суд может признать оспариваемые предельные объемы недействительными или незаконными, если будут выявлены нарушения.