Электрохозяйство - важная часть любого предприятия. Ответственный за него сотрудник гарантирует безопасность персонала. Кто может занимать эту должность и как правильно оформить приказ о назначении? Об этом - в нашей статье.
Кто может быть назначен ответственным за электрохозяйство
Согласно требованиям п. 1.2.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6, ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов организации.
Перед назначением на должность ответственный за электрохозяйство и его заместитель должны пройти проверку знаний в органах Ростехнадзора и получить соответствующую группу допуска по электробезопасности, как правило, не ниже III.
Таким образом, на должность ответственного могут быть назначены:
- Руководители и инженерно-технические работники организации, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже III;
- Сторонние специалисты с необходимой квалификацией, привлеченные по гражданско-правовому договору.
Основные обязанности ответственного за электрохозяйство:
- Организация безопасной эксплуатации электроустановок;
- Контроль технического состояния и проведение профилактических осмотров электрооборудования;
- Разработка мероприятий по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации электроустановок.
Для замещения ответственного в период его отсутствия назначается заместитель, к которому предъявляются такие же требования по квалификации.
В небольших организациях с несложным электрохозяйством функции ответственного лица может выполнять руководитель, пройдя соответствующее обучение и аттестацию.
![Рабочий проверяет оборудование](http://businessman.ru/static/img/a/2/517529/85623.jpg)
Как правильно оформить приказ о назначении ответственного за электрохозяйство
Назначение ответственного за электрохозяйство оформляется приказом руководителя организации. Основные реквизиты приказа:
- Наименование организации;
- Название вида документа и его номер;
- Дата составления;
- Место издания;
- Заголовок к тексту;
- Текст приказа;
- Подпись руководителя с расшифровкой.
В тексте приказа указываются:
- ФИО, должность назначаемого сотрудника;
- Ссылка на его квалификацию и группу допуска по электробезопасности;
- Дата вступления приказа в силу.
К приказу о назначении ответственного лица прилагается его должностная инструкция.
Срок хранения приказа о назначении ответственного за электрохозяйство составляет 5 лет с момента замены новым приказом.
Образец приказа о назначении ответственного за электрохозяйство:
ПРИКАЗ
10.01.2023 No 56 г. МоскваО назначении ответственного за электрохозяйство
В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 No 6 (далее - Правила), в целях организации безопасной эксплуатации электроустановок
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Назначить ответственным за электрохозяйство ООО "Ромашка" Петрова Ивана Петровича, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда, прошедшего проверку знаний Правил и имеющего III группу допуска по электробезопасности.
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Генеральный директор ООО "Ромашка" Сидоров А.В.
Таким образом, приказ позволяет официально закрепить полномочия и ответственность конкретного лица за организацию безопасной работы электрохозяйства на предприятии.
Обучение и аттестация ответственных лиц
Согласно Правилам работы с персоналом в организациях электроэнергетики, утвержденным Приказом Минэнерго РФ от 22.09.2020 N 796, ответственные за электрохозяйство лица должны пройти соответствующее обучение.
Обучение проводится в специализированных учебных центрах, имеющих лицензию на данный вид деятельности. По результатам обучения проводится аттестация в форме экзамена, по итогам которого выдается удостоверение установленного образца с присвоением группы допуска.
Срок действия удостоверения ответственного за электрохозяйство составляет 3 года. За 3 месяца до истечения срока необходимо пройти повторное обучение и аттестацию.
Внеочередная проверка знаний проводится при внесении изменений в нормативные документы по эксплуатации электроустановок.
![Пустой класс в школе](http://businessman.ru/static/img/a/2/517529/85624.jpg)
Особенности назначения ответственных лиц в школе
В школе ответственным за электрохозяйство, как правило, назначается заместитель директора по административно-хозяйственной части или инженерно-технический работник. Лицо должно иметь группу допуска не ниже III.
Обязанности ответственного лица в школе:
- Контроль состояния электропроводки в классах, кабинетах, мастерских;
- Проверка исправности электрооборудования и приборов;
- Организация своевременного ремонта или замены неисправного электрооборудования;
- Контроль проведения инструктажей по электробезопасности.
Такой комплекс мер позволяет обеспечить безопасную работу электрохозяйства и предотвратить травматизм в школе.
Особенности в дошкольных учреждениях
В доу ответственным за электрохозяйство назначается заведующий хозяйством или старший воспитатель. Учитывая повышенную опасность для детей, к такому лицу предъявляются особые требования.
Ответственный в доу обязан:
- Ежедневно осматривать групповые ячейки и иное электрооборудование;
- Следить за исправностью электропроводки, розеток, выключателей;
- Изолировать оголенные провода, устранять неисправности;
- Регулярно проводить целевые и внеплановые инструктажи по электробезопасности.
Выполнение этих мероприятий снижает риски поражения детей электрическим током.
Контроль исполнения и ответственность
За исполнение приказа о назначении ответственного лица обычно отвечает сам руководитель организации или лицо, его замещающее.
Контроль может осуществляться путем:
- Периодических проверок знаний и квалификации ответственного лица;
- Анализа журналов инструктажей и осмотров;
- Оценки своевременности устранения нарушений.
При халатном исполнении обязанностей ответственное лицо и руководитель могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафов.
Актуализация приказа о назначении ответственного лица
При замене ответственного лица издается новый приказ. Основания для замены:
- Истечение срока действия удостоверения;
- Смена ответственного лица в связи с кадровыми изменениями;
- Грубые нарушения в исполнении обязанностей.
Новый приказ отменяет действие предыдущего. Срок хранения 5 лет с момента замены.